ВНО 2016 Школьные сочинения Каталог авторов Сокращенные произведения Конспекты уроков Учебники
5-11 класс
Биографии
Рефераты и статьи
Сокращенные произведения
Учебники on-line
Произведения 12 классов
Сочинения 11 классов
Конспекты уроков
Теория литературы
Хрестоматия
Критика

САРОЯН, Уильям

(1908 - 1981)

САРОЯН, Уильям - творчество писателя

САРОЯН, Уильям (Saroyan, William - 31.08.1908, Фресно, Калифорния - 18.05.1981, там же) - американский писатель.

Родился в семье армянских иммигрантов, которые в начале XX века переселились в США. На протяжении всего жизненного и творческого пути Сароян, американец в первом поколении, хранил любовь к своей исторической родине и ее культуре, к ее многострадального народа. Это чувство привело его стойкую неприязнь к любым проявлениям расовой спеси, до агрессивного национализма и шовинизма. В одной из своих ранних книг «Вдох и выдох» («Inhale and Exhale», 1936) Сароян добавил посвящение, которая стала его художественным кредо: «Посвящаю английскому языку, американской земле и души Армении». В трехлетнем возрасте Сароян потерял отца, с семи лет воспитывался в приюте; мотивы неприкаянности, поисков семейного очага впоследствии заняли весомое место в его книгах.

Детство писателя прошло в калифорнийском городке Фресно, жителями которого были в основном армянские иммигранты, а впоследствии Сароян переехал в Сан-Франциско. С детства был вынужден зарабатывать на жизнь продажей газет, был сельскохозяйственным рабочим, почтовым курьером, сменил много других профессий.

Все это помогло ему приобрести немалый запас жизненных впечатлений. «Быть писателем - значит всегда быть на улицах», - любил говорить Сароян. Он рано увлекся чтением, бессистемно поглощая книгу за книгой, но на формирование его художественной манеры заметное влияние оказали А. Чехов и Ш. Андерсон, прежде всего как новеллист, автор сборника «Вайнсбурґ. Огайо».

В 1928 г. 20-летний Сароян опубликовал в газете свой первый рассказ. Известным в литературных кругах он стал после публикации первого сборника новелл «Отважный молодой человек на летающей трапеции» (The Daring Young Man on the Flying Trapeze», 1934), за которой увидели свет другие книги: «Родившись в Америке» («A Native American», 1938), «Меня зовут Арам» («My Name is Aram», 1940) и т. д. А вообще писатель издал почти три десятка сборников. Сароян сразу же проявил себя как оригинальный художник, со своим очень особенным мировоззрением и стилистикой, в которой отчетливо видны элементы армянской субкультуры и фольклора. Его литературный путь начался в тяжелые посткризисные годы, когда в творчестве многих американских писателей остро звучала социальная тема, представали полны горечи картины общества богатства и нищеты, разительных контрастов, безработицы и забастовок, образы людей, в душах которых постепенно наливаются «гроздья гнева». Зато тональность произведений Сарояна была другой, он показывал мир, в котором не хватает света, радости, приветливости и улыбок. Его герои, как правило, «маленькие люди», добрые, иногда наивные и сентиментальные, они верят в возможность светлых человеческих отношений. В новеллах Сарояна царит оптимистическое, жизнеутверждающее мировосприятие. Ему присущ теплый юмор, который помогает смягчить суровые жизненные коллизии.

Такие особенности творческой манеры Сарояну давали некоторым критикам основание упрекать его за то, что он, мол, избегает острых проблем, «лакирует» действительность, предстает в роли «утешителя». Однако на самом деле Сароян выступал против жестких социологических схем, против распространенного представления о человеке как существе слабую и беспомощную перед господствующими обстоятельствами. Правда, на некоторых его книгах отразилась определенная «полегшеність» в изображении жизни, сентиментальность, слащавость. И все же нельзя не согласиться с американским критиком А. Кейзіном, который писал: «В те годы, когда людей объединяло лишь страдания, невозможно было сопротивляться доброте, что звучала в голосе Сарояна, который обращался к каждому, как к брату». В предисловии к своей первой сборки Сароян так сформулировал свою позицию: «Старайся, чтобы в тебе пульсировал жизни, стремись к этому всеми силами, а если тебя охватывает гнев, то смотри, чтобы он не задушил в тебе любовь. Стремись жить. Умереть успеешь - и вскоре». Писатель исходил из убеждения, что «литература может буквально все и в первую очередь она может научить любви, то есть сделать так, что человек будет нуждаться в осмысленности и гармонии, порядка и справедливости». Сароян считал, что человек по своей природе добрый, а литература способна стимулировать в людях положительные стремления.

Образы детей с их чистым, наивным и искренним отношением к миру всегда были характерными для творчества Сарояна. В сборнике «Меня зовут Арам», посвященной армянским переселенцам в Калифорнии, жизнь изображается через восприятие 9-летнего Арама Гарогланяна, который видит все в очень ярких, радостных красках. В книге «Маленькие дети» («Little Children», 1937) немало картин, воспроизводящих детство самого писателя. Герой рассказа «Сэм-Сміхотун» - школьник, который, как и его ровесники, дежурит возле типографии, чтобы взять свежие экземпляры газет и продать, ведь его семья бедствует. В сборнике «Весь праздников» («The Whole Voyaid», 1956) герою рассказа «Брат Вилла Макги» - 6 лет. Он узнал, что в негритянки, которую бросил непутевый муж-пьяница, в ванне утонул ребенок. Герой рассказа еще не осознает, что такое смерть. Но он по-своему реагирует на это горе и называет себя братом погибшего мальчика, убрав имя Макги. Для Сарояна очень важно, какое воспитание получают дети сызмальства. В его первом сборнике есть рассказ о двух 5-летних мальчиков, которые живут на соседних улицах. Они оба - американцы, хотя один - Карл - немецкий, а второй - Йозеф - словацкого происхождения. Кардові родители пытаются привить ему «тевтонский дух», этот мальчик особенно любит военные игры, атмосферу борьбы и соперничества. Зато Йозеф, наоборот, миролюбивый и спокойный, Кардові развлечения его не интересуют. Каждый из мальчиков пытается защищать самого себя, они постоянно ссорятся, дерутся, а следовательно никто не хочет согласиться на примирение.

В конце 30-х pp. Сароян испытал свои силы в драматургии. Одной из самых удачных оказалась его ранняя пьеса «Мое сердце в горах» («Му Heart in the Highlands», 1938), в котором писатель поднимает тему человеческого одиночества и неприкаянности. А уже следующая пьеса Сарояна «Время вашей жизни» («The Time of Your Life», 1939) была отмечена весьма престижной в США Пулитцеровской премией. Однако Сароян от премии отказался, поскольку ему не понравилась постановка этой пьесы в «Лівінґ театре»; кроме того, его вообще не устраивал состояние дел в театральном мире США. Впрочем, драматургии Сароян не оставил: после шумного успеха первых двух пьес он написал немало других драматических произведений («Голодные», «Прочь, старик!», «Джим-красавчик», «Побивание младенцев», «Пещерные люди»). Пьесу «Мое сердце в горах» в 60-х гг. с успехом поставили на сцене Ереванского театра им. Сундукяна.

Театр Сароян является довольно своеобразным явлением. Главное внимание автор уделяет не сюжету, обычно довольно аморфном, а настроения, оттенкам, нюансам, намекам, «симфонизма» всех сценических элементов. Герои сароянівських пьес, в которых нередко причудливо сочетаются грусть, юмор, ирония, бурлеск, - это характерные для драматурга чудаки, неудачники, наивные мечтатели, которые образуют особый многоголосый ансамбль. «Симфонизм», например, особенно отчетливо проявляется в пьесе «Время вашей жизни», которую известный американский режиссер Д. Клермен назвал «поэтическим арлекінадою». Действие этого произведения происходит в портовом кабаке, в котором собирается с десяток странных персонажей, не слишком счастливых людей. Среди них полисмен Крапп, которому осточертела его работа; Блик, который видит свое призвание в том, чтобы бороться с проститутками; дочь обанкротившегося во время кризиса фермера-поляка Катарина Корановська, что из-за бедности вынуждена податься на панель, но представляет из себя знаменитую голливудскую звезду Китти Дюваль; талантливый негр-музыкант Уэсли, который буквально умирает с голода и постоянно ищет работу; остроумный мудрец и говорун Гарри, который убеждает всех: «Жизнь полна печали, людям нужен смех»; рабочий-араб, который более двадцати лет не был на родине и не знает, что с его семьей; другой рабочий, Маккарти, один из главарей забастовки докеров, который ведет беспощадную борьбу со штрейкбрехерами. В пьесе воссоздана гнетущая атмосфера накануне Второй мировой войны; упоминается о А. Гитлера, который угрожает миру; о Чехословакию, которая только что оказалась под сапогом нацистов. Как замечает один из героев, безработный, «все оказались в пиковом положении».

В начале 40-х pp. Сароян обратился к большой эпической формы. Среди его романов: «Человеческая комедия» («The Human Comedy», 1943); «Мама, я тебя люблю» («Mama, I Love You», 1956), «Папа, ты сошел с ума «(«Papa, You're Crazy», 1957) - выделяется роман «Приключения Весли Джексона» («The Adventures of Wesley Jackson», 1946), в котором писатель воспроизводит некоторые обстоятельства своего пребывания в рядах американской армии во время Второй мировой войны. Герой - 20-летний парень Весли Джексон, которого мобилизуют в армию. Он проходит подготовку в военном лагере, переплывает через океан в Англию, некоторое время остается в Лондоне, а в финале книги участвует в десанте союзников на побережье Франции. Вот такие этапы его боевой карьеры. Однако Уэсли отнюдь не предоставляется до войны, он добрый и общительный, живет в своем тесном мире, весьма далеком от перипетий антифашистской борьбы. Он считает, что все люди «слишком трогательные, чтобы их ненавидеть», мечтает о любимую девушку, семью, детей. Стихии войны писатель противопоставил идиллическое любви Уэсли к Джіль, его преданность отцу. Находясь на фронте, Джексон думает о том, как бы лишний раз не рисковать и сохранить свою жизнь. В романе действует еще один важный персонаж - «знаменитый писатель», который занимается Весли Джексоном, хочет помочь ему «стать Человеком независимо от того, как сложатся обстоятельства». В романе немало бурлескных, комических ситуаций, а также подковыркой критических нареканий на армейскую машину. В целом глубинная идея произведения имеет пацифістське окраску.

Сароян также написал ряд книг публицистически-автобиографического характера: «Велосипедисту Беверли-Хиллз» («The Bicycle Rider in Beverly Hills», 1952), «Вот пришел, вот ушел, сами знаете кто» («Here Comes, There Goes, You Know Who», 1961), «He умирать» («Not Dying», 1963), «Некрологи»(«Obituaries», 1979), в которых рассказывает об обстоятельствах своей жизни, размышляет о жизни и смерти. Сароян не раз посещал СССР и Армению, где был исключительно популярным. Частичка праха Сарояна похоронена в армянской земли - так завещал сам писатель.

Сароян написал весьма много, однако его произведения очень неравноценны. Впрочем, лучшим книгам писателя присуще светлое мировосприятие, гуманистический оптимизм. Он верил в «естественном человеке», добрую по своей сути, способную восстать против мира стяжательства и жестокости. Вообще, понятие «любовь», пожалуй, является краеугольным камнем этической системы Сарояна, который писал: «Если у меня есть какое-то заветное желание, то это показать братство людей. Я не верю в расовые различия. Я не верю в правительства. Я вижу жизнь в его единстве, как одновременное жизни многих миллионов людей на этой земле».

Б. Гіленсон