ВНО 2016 Школьные сочинения Каталог авторов Сокращенные произведения Конспекты уроков Учебники
5-11 класс
Биографии
Рефераты и статьи
Сокращенные произведения
Учебники on-line
Произведения 12 классов
Сочинения 11 классов
Конспекты уроков
Теория литературы
Хрестоматия
Критика

САРАМАҐО, Жозе

(рожд. 1922)

САРАМАҐО, Жозе - творчество писателя

САРАМАҐО, Жозе (Saramago, Jose - нар. 16.11. 1922 p., Азіньязі) - португальский писатель, лауреат Нобелевской премии 1998 г.

Родился в небольшом поселке Азіньязі, что за 100 км на север от Лиссабона в семье безземельного крестьянина. В 1924 г. семья переехала в Лиссабон. После окончания начальной школы будущий писатель продолжил образование в грамматическом колледже, где проявил себя способным учеником. Однако впоследствии из-за недостатка средств родители отдали его в техническую школу, где он получил специальность механика. После этого Сарамаґо два года работал по специальности в автомобильной мастерской, а вечерами посещал публичную библиотеку в Лиссабоне. Он женился в 22 года, работая в службе социального обеспечения служащих. Потом много лет Сарамаґо отдал труду в различных издательствах и газетах. «Я доволен, - будет вспоминать со временем Сарамаґо, что пробовал себя во многих профессиях, не занимался всю жизнь одним и тем же». В 1969 г. Сарамаґо вступил в компартию, что было скорее актом гражданского неповиновения, направленной против диктатуры правящего режима Салазара, чем политической позицией. В 1975 г. усилиями властных политических кругов Сарамаґо был уволен с должности заместителя главного редактора одной из самых влиятельных лиссабонских газет «Діаріуді нотісіас», после чего писатель попал в довольно затруднительное материальное положение. В течение следующих пяти лет жил почти исключительно за счет переводов и лишь с начала 80-х pp., когда едва ли не каждый его роман ушановувався престижными премиями и наградами, к нему пришло широкое литературное признание.

Литературный дебют Сарамаґо состоялся в 1947 p., когда появилась его первая книга - роман «Земля греха « - о нелегкой жизни бедного португальского села. Сам писатель считал свой дебют неудачным и снова обратился к литературе лишь в середине 60-х pp., выдав две поэтические сборники «Возможные стихи» («Os poemas possiveis», 1966) и «Возможно, это радость» («Provavelmente alegria», 1970). Написанные в традиционной манере, стихи сборников содержат лирические размышления о судьбе человека в современном мире. В 70-х pp. Сарамаґо дебютировал и как драматург, написав две пьесы «Ночь» (1974), которая стала откликом на т. н. «революции гвоздик» португальской общественности против режима Салазара, и «Что я буду делать с этой книгой?» (1979), которая посвящена выдающемуся португальскому поэту XVI ст. Л. де Камоенсу.

Однако наибольшей популярности Сарамаґо приобрел как прозаик. Его литературным успехом стал уже первый (если не брать во внимание «Земли греха») роман «Учебник по живописи и каллиграфы» («Manual de pintura e caligrafia», 1972), в центре которого процессы литературного творчества, навеянные автобиографическими впечатлениями.

В следующем романе «Те, что поднялись с земли» («Levantado do Chao», 1980) Сарамаґо обратился к изображению тяжелой жизни португальских крестьян. Он прослеживает (с 10-х pp. XX в. до 1974 г.) судьбы трех поколений крестьянской семьи из Алентежо, одного из крупнейших сельскохозяйственных районов страны. «Хочу надеяться, - писал Сарамаґо, - что мой роман дает представление о том, каким был этот край. Думаю, читатель узнает из него кое-что о том, что сейчас происходит в Алентежо. Например, о жестоких репрессиях, которые ничем не отличаются от тех, что были во времена фашизма, и движущей силой которых стала неприкрытая ненависть к сельскохозяйственных рабочих. Что же касается будущего Алентежо, то нет сомнения: его хозяевами будут мужчины и женщины, которых я сделал героями своего романа». Международное признание Сарамаґо принес его роман «Памятник монастырю» («Memorial do convento», 1982), в котором он обратился к событиям национальной истории первой половины XVIII ст., времена правления короля Жуана V, который, как и салазарівський режим, что служит современным фоном исторического экскурса Сарамаґо, пытался культивировать идею национальной исключительности португальцев, а фактически превратил всю страну в монастырь, в котором хозяйничала жестокая инквизиция. По словам самого автора, в романе содержится «символ фашистской Португалии, изолированной и отгороженной от всего мира...». Гнетущей политической действительности писатель противопоставляет историю двух влюбленных - Балтазару и Блімунди, которые пытаются сбежать от инквизиции на придуманном и собственноручно изготовленном летательном аппарате, что символизирует попытку человека обрести крылья, стать свободной.

На фантастических допущениях, дают основания критике соотносить прозу Сарамаґо с произведениями «магического реализма», построен и роман «Каменный плот» (1986), где писатель описывает, как каменный плот Испании и Португалии отделяется от Европы и самостоятельно движется водами Атлантики. «Сарамаґо часто использует довольно типичный ход, - характеризует наиболее замечательны признаки творчества писателя С. Шліпченко, - он ставит своих героев в искусственные, нереальные, выдуманные им самим ситуации и, в зависимости от своего замысла, исследует и проектирует поведение и мысли протагонистов или круг индивидуальных проблем, возникающих при этом».

Интерес к изучению потайной механики» фабулы достигает кульминации в «Истории осады Лиссабона» («Historia do cerco de Lisboa», 1989). Это роман о романе. Повествование отталкивается от несущественного факта - корректор по собственной воле добавляет в тексте частицу «не», что и становится импульсом к изменению хода исторических событий, одновременно давая место авторской фантазии и избавляя от необходимости строго придерживаться фактов. «Евангелие от Иисуса Христа» («О evangelho segundo Jesus Christo», 1991) - еще один роман в форме притчи, где Бог и дьявол выясняют свою роль и место в библейской истории и свое отношение к Богу-отцу. Выход книги вызвал возмущение католической церкви и обвинения в кощунстве. «Евангелие...» Сарамаґо официальный Ватикан назвал «богохульной книгой, которая издевается над исторической правды и искажает характеры главных персонажей Нового Завета».

Тем временем Сарамаґо продолжает осматривать острым критическим оком другие события португальской истории, ее образы и героев, не обходя своим вниманием и маленьких историй повседневности. В 1999 г. появился еще один роман писателя «Вспомнить все имена» («El cuento de la isla desconocida») - история чиновника из отдела регистрации населения, который настолько увлекся историей одной фамилии, что его интерес перерос в маниакальную болезнь. В 1998 p. Сарамаґо был удостоен Нобелевской премии как писатель, который своими сочинениями-притчами, усиленными фантазией, состраданием и иронией, постоянно дает нам возможность почувствовать и понять нашу иллюзорную реальность». В 2000 г. увидел свет новый роман Сарамаґо «Пещера» («La caverna»), что завершает трилогию, в которую вошли написанные ранее «Эссе о слепоте» и «Вспомнить все имена».



В. Назарец