ВНО 2016 Школьные сочинения Каталог авторов Сокращенные произведения Конспекты уроков Учебники
5-11 класс
Биографии
Рефераты и статьи
Сокращенные произведения
Учебники on-line
Произведения 12 классов
Сочинения 11 классов
Конспекты уроков
Теория литературы
Хрестоматия
Критика

Сапфо

(VII-VI вв. до н. э.)

Сапфо

Сапфо - известная поэтесса времен античности, что создавала поэзии в жанре меліки (песенной лирики). Сапфо высоко ценили художники античной эпохи, древнегреческий философ Платон назвал десятой музой, Катулл и Гораций последовали ее. Рассказывают, что Солон - знаменитый реформатор VI века, услышав стихи Сапфо, сказал, что не хочет умирать раньше, чем выучит их наизусть.

О жизни поэтессы известно довольно мало, ее биография полулегендарная. Известно, что Сапфо жила в Мітиленах на острове Лесбос. По преданию, она родилась в семье аристократа-торговца Скаладроніма и его жены Клеїс где-то между 630 и 620 годами до н. есть. Примерно в сімнадцятилітньому возрасте через политические беспорядки на Лесбосе Сапфо вместе со своими братьями пришлось на некоторое время уехать к Сицилии. Только в 595 году, когда ей было уже больше тридцати, она смогла вернуться на родину.

В своем городе Сапфо была известна не только как поэтесса, но и как общественная деятельница. Она стояла во главе «дома Муз», где богатые девушки из разных краев Греции собирались, чтобы заниматься музыкой, поэзией и танцами. Подруги и ученицы Сапфо обменивались поэтическими строками, тематически связанными с ритуалами женских культов. Знакомства, свадьбы, общение между подругами, увлечения, соперничество, ревность, разлука - все это отразилось в лирике Сапфо и ее учениц. В древние времена поэтические произведения Сапфо составили девять книг, среди которых были гимны, свадебные песни (епіталами), песни любовные и элегии. До нас дошли лишь отрывки и две цели поэзии: гимн к Афродите, в котором поэтесса умоляет богиню помочь ей в любви, и вторая поэзия, изображающий силу любовного чувства. Обе поэзии в оригинале написаны так называемой «сапфічною строфой» - віршовим размером, который изобрела Сапфо и который позднее получил распространение в греческой и римской литературе. Основная тематика творчества Сапфо - женские культовые гимны, свадебные песни, любовные и дружеские выражения чувств, адресованные ученицам «дома Муз». Сапфо широко использует и фольклорную песню и эпос, но традиционные мотивы фольклорных и обрядовых девичьих песен приобретают личного звучания. Близкими к любовной лирики Сапфо является ее епіталами - свадебные песни, что исполнялись на различных этапах брачного обряда. В них встречаются и мифологические реминисценции, но в целом преобладает фольклорный колорит: соревнования юношей и девушек, прощание невесты с девичеством, сравнение жениха с Аресом и др.

В своей любовной лирике Сапфо поэтизирует любовь и красоту, с неприкрытой страстностью выражает она свои пылкие чувства. Например, в поэзии «К богам подобен мне кажется» поэтесса страстно и искренне рассказывает о своем увлечении прекрасным человеком. А в приведенном ниже отрывке она утверждает о своей предназначенную судьбой способность горячо воспринимать все прекрасное:

Жребий мне

Выпал такой:

Сердцем пылким

Любить

Ласку весны,

Роскошь, красоту,

Солнца ясное

Лучей. Близка к фольклорных произведений, лирика Сапфо редко выходила за пределы чисто женских переживаний, однако переживания поэтесса высказывала с чрезвычайной простотой и яркостью. Главной ценностью стихов Сапфо было их напряженное, ярко и просто выраженное чувство.



Это интересно!

Существует немало легенд, что рассказывают о личной жизни Сапфо. По преданию, в нее был влюблен поэт Алкей, но это чувство не было продолжительным. Позже поэтесса якобы вышла замуж за мужчину на имя Керкіл и родила дочку, которой посвятила цикл стихов.

Но наибольшее внимание привлекает загадочный эпизод с безответной любовью Сапфо в юношу Фаона, через которое она бросилась в море с Левкадской скалы в Акарнании. Источником этого предания, вероятнее всего, была народная песня о Адониса-Фаона (Фаэтона), любимца Афродиты, культ которого был распространен в южной части Малой Азии и на прилегающих к ней островах. И А легенда о Левкадскую скалу связана с обрядом., что относится к пуль ту Аполлона: на Левкадской скале был храм Аполлона, откуда каждый год, в определенный день, сбрасывали в море преступников как искупительную жертву. Выражение «броситься с Левкадской скалы» стал означать «наложить на себя руки» и употреблялся также как угроза прервать свою жизнь через отчаяние. В этом смысле Левкадская скала упоминается, например, у Анакреонта.