|
САКС, Ганс
(1494 - 1576)
САКС, Ганс - творчество писателя
САКС, Ганс (Sachs, Hans - 05.11.1494, Нюрнберг - 19.01.1576, там же) - немецкий поэт.
Сакс - майстерзинґер, автор фастнахтшпілів, один из самых известных представителей городской (бюргерской) литературы XVI в. Сын портного. С 1509 г. он учился в Нюрнбергской латинской школе, аз 1514 г. начал писать стихи, майстерзанги. Решив стать мастером сапожного дела, Сакс в 1511 г. отправился в странствия, побывал во многих городах Германии, совершенствуя свое профессиональное мастерство. В частности, он посетил Регенсбурґ, Бассау, Зальцбург, Мюнхен, Вюрцбурґ, Франкфурт-на-Майне, Кельн, Аахен и другие города, нанимаясь подмастерьем к хорошим сапожников. На досуге же Сакс постигал искусство майстерзангу. В 1516 г. он вернулся в родной Нюрнберг незаурядным знатоком своего ремесла и в 1519 г. стал мастером сапожного цеха. В 1517 г. Сакс поступил в школу майстерзангу. Его учителем стал Лієнґард Нуннебек. Под его руководством Сакс выучил правила гармонии и стихосложения, устоявшиеся в этом жанре музыкально-поэтического искусства, и даже развил их, обогатив майстерзанґ новыми темами и метрами. В 1519 г. Сакс женился. Его брак был очень счастливым, а семейная жизнь стало постоянным источником поэтического вдохновения.
Тогдашняя Германия стояла на пороге серьезных исторических событий. Как и все немцы, Сакс остро озабочен проблемами реформации церкви - наверное, именно поэтому с 1518 до 1523 г., в период раздора и борьбы за реформы, песен не писал. Лишь в 1523 г. появился аллегорический стих «Віттенберзький соловей» («Die Wittenbergisch Nachtigall») с посвящением М. Лютерові (Сакс был его рьяным сторонником). В этой поэзии автор всячески позорит римский клир и прославляет выступление М. Лютера, звонкий голос так же прекрасен, как и голос соловья, что предвещает весну, новые времена для Германии.
На защиту реформы церкви Сакс написал четыре прозаические диалоги, среди них особенно известна «Спор между каноником и сапожником « (1524). В этом произведении автор разоблачает невежество католических священников, впоследствии это привело к ухудшению отношений Сакса с городскими властями. Когда же Сакс написал стихи к циклу антипапських гравюр («Чудесное пророчество о папство», 1527), магистрат Нюрнберга рекомендовал поэту в дальнейшем заниматься только чоботарюванням. Но, к счастью, Сакс отклонил это предписание.
В творчестве Сакса вплоть до 1548 г. доминировали библейская тематика, критика клира и современной морали. (Майстерзанг, что сложился как художественная традиция еще в XIV ст., постоянно развивал лишь библейскую тему. Расширение тематической палитры произошло уже во времена Сакса). Из стихотворений этого периода наиболее известными являются аллегория «Корысть - ужасный зверь» (1527), «Похвальное слово городу Нюрнбергові» (1530), «Разговор о разборках в Священной Римской империи» (1544) и знаменитый «Край дармоедов» («Das Schlaraffenland», 1530).
«Похвальное слово городу Нюрнбергові» - типичный описательный стих в модном на то время жанре похвал городам. «Похвалу Нюрнбергові» создали несколько поэтов, среди них гуманист К. Цельтіс, который воспел немало немецких городов. Жанр требовал детального перечня памятников и выдающихся людей города прошлого и настоящего. Иллюстрациями к таким произведениям были гравюры.
«Край дармоедов» («Шларафенланд») - дидактическая сатира по мотивам народной сказки о стране, где текут молочные реки, летают жареные утки, гуси и голуби, которые падают лентяям прямо в рот, где хорошо живется дуракам, а умников прогоняют прочь, где королем выбирают самого большого бездельника:
И беречься надо тем,
Кто живет своим умом.
Там бой идет против ума.
Умным - просвета нет.
На труде волею закона
Наложено там запрет.
А за порядочность и знания
Приговаривают к изгнанию.
(Пер. Ф. Скляра)
Сатира изобилует остроумными высказываниями и карикатурными зарисовками. Поэт верит в то, что показанная им картина будет вызывать отвращение к позорных обычаев, и советует немцам работать так, чтобы лентяев и дураков в стране не было. Выдающийся тогдашний художник П. Брейґель воспроизвел «Край дармоедов» на холсте.
В «Разговоре о распрях в Священной Римской империи» Сакс затронул тему гибели Германии через сословную вражду в обществе, за пренебрежение интересами отечества. Поэт считал, что спасение только в единстве и согласии, что князья и чиновники должны помнить о своем долге перед родиной и оберегать ее, а не разрывать на куски.
В период с 1548 по 1556 г. Сакс особенно увлекался драматургией, создавал дидактические трагедии на библейскую или античную тематику («О разрушении могучего города Трои», 1545).
Сакс впервые в немецкой литературе употребил термины «трагедия» и «акт», но ему, однако, не суждено было создать ни одной знаменитой трагедии - слишком мощным был у них дидактический пласт. Зато современникам Сакса очень нравились его фастнахтшпілі (праздничные комедии, которые ставились по вечерам во время мясоеда) на темы из городского или крестьянской жизни: «Школяр в раю» (1550), «Крестьянин и похититель коровы» (1550), «Фюнзінгенський конокрад «(1553). Немало фастнахтшпілів посвящены высмеиванию распущенности церковников, податливых женщин, глупых крестьян, средневековых схоластов («Вырезания дураков», 1536; «Старая сводня и поп», 1551). Смеховой мир фастнахтшпілів наполнен известными фольклорными образами и художественными мотивами: буфонна простоватость, недюжинная смекалка, находчивость, хитрость; между персонажами комедии часто случаются драки и ссоры, сдобренные ругательствами и издевками. Дидактичность, обращение к зрителю с поучительными наущениями, рассказ о событиях вместо показа действия связывают фастнахтшпіль с традициями средневекового городского театра. Сюжет нередко заимствовался из шванків и анекдотов. Хотя в целом сюжеты произведений Сакса свидетельствуют о его основательная образованность. Источниками для писателя служили Библия, народные книги, рыцарские романы, античная литература, описания путешествий, хроники, поэзия и проза гуманистов, «Декамерон» Дж. Боккаччо.
В 1554 г. Сакс основал Нюрнберзьку школу майстерзингерів и возглавил цех майстерзанґу. Он написал более 4000 майстерзангів в 275 строфічних формах, причем 13 из них Сакс изобрел сам. Он создал 73 песни на духовные и светские сюжеты, выразительно окрашенные бюргерским дидактизмом; 85 фастнахтшпілів, 61 трагедию, 64 комедии, 1700 стихов в разных жанрах бюргерской литературы. В целом его наследие состоит из 6048 произведений.
На родине писателя с 1558 до 1579 г. произведения Сакса были выданы 5-томным собранием. В XVII-XVIII вв. его уже не переиздавали, и лишь в конце XVHI в. имя поэта-майстерзингера вернулось из забвения. X. М. Виланд написал статью «Ганс Сакс» (1776). А И.В. Гете в «Поэзии и правде» назвал творческий метод Сакса дидактическим реализмом и признал, что этот поэт ближе всего из всех средневековых лириков соответствует духу нового времени. В стихотворении «Толкование ветхого дереворит, который отражает поэтическое призвание Ганса Сакса» Гете, своеобраВНО следуя средневековую традицию, изображает мудрого, спокойного и несколько лукавого бюргера в момент поэтического творчества:
Тебе же, - сказала к нему, -
Назначен судить строго,
Высмеивать на все стороны
Человеческая глупость и пороки,
Ибо по воле Божьей ты вправе
Отдаться этому почетному делу.
Смирение, добродетель, зло проклятое
Их именами имеешь зовут,
А лжею и для смеха, знай,
Своих творений не прикрывай,
На мир окружающий смотри,
Как Альбрехт Дюрер умел когда-то,
Ибо силы, устойчивости немало
Ему именно жизнь давало.
(Пер. П. Тимочки)
Немецкий композитор Ґ.А. Горцінґ создал оперу «Ганс Сакс» (1840), сюжетной основой которого стала одноименная драма поэта Дернхардштейна с прологом Гете. В жизнерадостной опере Р. Вагнера «Нюрнбергские майстерзинґери» (1867) Сакс - гениальный поэт, музыкант и прекрасный человек, влюбленный в жизнь. Майстерзанґ же в вагнерівській интерпретации - это поэзия высоких чувств и красоты.
Украинского читателя с поэзией Сакса познакомили Ф. Скляр и П. Тимочко.
А. Завьялова
|
|
|