|
САҐАН, Франсуаза
(1935 - 2004)
САҐАН, Франсуаза - творчество писателя
САҐАН, Франсуаза (Sagan, Francoise; автонім: Куарез, Франсуаза - 21.06.1935, Кажарк, деп. Ло - 24.09. 2004, Онфлер) - французская писательница.
Родилась в семье богатого провинциального промышленника. Образование получала в лучших религиозных учебных заведениях Франции. Училась в Сорбонне, но бросила университетские студии ради писательского труда. Первый роман «Здравствуй, грусть» (1954) сделал Саґан скандально известной, а к тому же если принять во внимание, что его автором была 19-летняя девушка. Успех Саґан многим казался непостижимым. Сюжет романа был крайне простым. Саґан, эта «очаровательная маленькая бестия» (Ф. Мориак), устами своей героини Сесиль рассказала о отдых на берегу моря во время каникул в обществе отца, его любовницы и подруги покойной матери. Саґан, не стесняясь, рассказывает о телесные утехи, свои амурные отношения с соседом, которые не обязательно должны иметь какое-то продолжение. Неожиданно эту идиллию нарушила подруга матери Анна, характер которой отличался глубиной и целостностью. Опасаясь, что отец женится на Анне, Сесиль, в конце концов, становится причиной ее гибели. Понятно, что после возвращения в Париж и девушка, и отец будут жить бывшим беззаботной жизнью. Несмотря на банальность сюжета, история, которую рассказала Саґан, имеет ощутимый подтекст грусти, что оказалось и в названии книги. Мир плотских наслаждений в романе Саґан вступил скрытой глубины.
Роман «Здравствуй, грусть» стал бестселлером и впоследствии было выдано более миллиона экземпляров на разных языках и в разных странах. Он сразу же вырос до своеобраВНОго символа, знамения времени, а образ главной героини, казалось, олицетворял предсказательниц эпохи легких нравов, он словно впитал конкретные судьбы современников писательницы - поэтому возник термин «поколение Франсуазы Саган». В одной из статей Же. Урден писал, что ее роман «отразил настроения и позицию молодого поколения, что начинало жить после огромного потрясение, которое испытал мир в годы войны, когда погибли прежние представления о Добре и Зле, прежние моральные ценности, прежние запреты и табу».
Интересно, что ранняя и громкая слава почти не вскружила Саґан головы. Она пришла к отцу и спокойно спросила, что ей делать с 1,5 миллионами франков, полученных за «Здравствуй, грусть». Он посоветовал: «Немедленно их расходы, потому что деньги для тебя - большая беда». Она так и поступила. Путешествия, яхты, неудачный брак со значительным издателем Ги Шеллером (они вскоре расстались, он был на двадцать лет старше Франсуазы), рождение сына (1962), еще несколько попыток устроить семейную жизнь, влечение к азартным играм. В 22 p. Саґан чудом уцелела после крупной автомобильной аварии.
Рядом с жизнью богемной звезды, Саґан продолжала много и упорно работать.
С течением времени художественный мир Саґан почти не изменился. Пространственно-временные параметры ее романов, пьес и лирических дневников так же ограничены, как и в романе «Здравствуй, грусть». В книгах Саґан почти нет социальных ориентиров, зато чувствуется собственный опыт. Действие других ее романов непременно происходит в салонах и гостиных, на пляжах и в дорогих апартаментах: «Странная улыбка» («Un certain sourire», 1956), «любите Ли вы Брамса?» («Aimez-vous Brahms?», 1959), «Чудесные облака» («Les merveilleux nuages», 1961), «Сигнал капитуляции» («La Chamade», 1965). В этом замкнутом мире без историй живут люди, которые внешне весьма довольны своей жизнью. Но в то же время в них чувствуется некоторая подавленность, они очень ранимы, хотя и пытаются скрывать это. Именно поэтому героев Саґан нередко сравнивают с персонажами Ф. С. Фицджеральда, хотя герои Саґан живут в другом, оранжерейном мире: внешняя жизнь их мало беспокоит. Очевидным в этих книгах есть также опыт М. Пруста, а также влияние экзистенциализма, хотя, в отличие от героев Ж.П. Сартра и А. Камю, персонажи Саґан никогда не находятся перед экзистенциальным выбором. Похоже, что они даже не задумываются об этом.
Среди самых удачных ранних романов писательницы стоит выделить книгу «любите Ли вы Брамса?». Это еще один рассказ о «лихорадку сердца» (Пруст), когда героиня должна решить хорошо известную в литературе проблему: сделать выбор между молодым, пылким, но неопытным любовником и спокойным, уравновешенным мужчиной среднего возраста. Героиня по имени Поль пытается обустроить свою жизнь с молодым мужем Симоном, который олицетворяет физическую, чувственную стихию. Но неожиданно для него Поль возвращается в скучного и уставшего жизнью Роже. Произведение С напоминает известный роман А. Жіда «Пасторальная симфония», в котором автор рассуждает о невозможности воплощения в одном человеке высоких духовных и физических качеств. Героиня словно качается на «психологической качелях», и эти «раскачки» представляются весьма убедительными. В книге много щемного лиризма, этим объясняется ее громкий литературный и кинематографический успех.
В конце 60-х pp. Саґан создала роман «Капля солнца в холодной воде» («Un peu de soleil dans l'eau froide», 1969). Автор развивает темы, характерные для его раннего творчества, хотя и на другом уровне. Героиня книги Натальи Сільверен способна любить и сделать другого человека счастливым, однако жизнь сводит ее с рядовым мужем, журналистом Лантье. Он не может понять порыв женщины, которая пожертвовала всем ради любви, поэтому история их встреч заканчивается гибелью героини.
Повторяемость женских персонажей Саґан, созданных на высоком художественном уровне, свидетельствует о том, что писательница нашла свой литературный тип.
Саґан является также мастером драматического жанра. До сих пор остаются популярными такие его пьесы, как «Сиреневое платье Валентины» («La robe mauve de Valentine», 1963), «Пианино среди трав» («Le piano dans l'herbe»), «Без сознания конь» («Le cheval evanoui», 1966). До 70-х гг. писательница пыталась почти не упоминать о себе, но потом ситуация изменилась: она выдала лирический роман «Синяки на душе» («Les Blues а Гате», 1972). В этом произведении Саґан непосредственно обращается к читателю, рассказывает о своих успехах и неудачах, о нравы «богемы» и литературные предпочтения. Впоследствии увидели свет написанные в подобной манере «Мемуары» («Memoires») и книга «С наилучшими пожеланиями» («Avec mon meilleur souvenir», 1984). И оказалось, что Саґан совсем не похожа на своих героев. Она относится к жизни с неподдельным интересом, много размышляет о общественный прогресс и препятствия, которые встречаются на его пути. Саґан предупреждает об опасности, которой грозит безудержное и безграничное потребительство, когда культура становится объектом купли и продажи. Писательница не скрывает своих политических симпатий: она открыто помогала президенту Міттерану в его предвыборной кампании.
И все же Саґан удается оставаться «незаангажированным» автором. Она демонстративно отказывается от литературных премий, почетных титулов и членства в Академии. Во французской прозе последних десятилетий (К. Рошфор, М.-Л. Омон, Д. Сальнав и др.) можно заметить присутствие «сагановской» женщины, однако сегодня трудно с уверенностью говорить о том, насколько продуктивной окажется эта традиция. Среди других стоит отметить следующие произведения писательницы: «Потерянный профиль» («Un profil perdu», 1974), «Расстеленное кровать» («Le lit defait», 1977), «Спящий пес» («Le chient couchant», 1980), «Недвижимая гроза» («L'Orage immobile», 1983), «Надоело терпеть»(«Hz guerre lasse», 1985), «Водянистая кровь» («Un sang d'aquarelle», 1987) и «Ретязь» («La laisse», 1989). Значительный резонанс в Европе вызвал ее роман-биография о Саре Бернар («Sarah Bernhardt, ou le Rire incassable», 1987), написанный в форме писем к артистке.
До 1991 г. она выдала 22 романа, 2 сборника новелл, 7 пьес, Из книги очерков и, пожалуй, только в очерках она лично выходила на сцену и откровенно излагала свои взгляды и мнения о современный мир, обычаи и литературу. Выяснилось, например, что ей противны серость и духовное убожество «общества потребления», что она изображает богемную или элитарное среду именно из-за неприятия глобального мещанства. Саґан была известна и как общественный деятель, публицист, которая поднимала проблемы морального и духовного кризиса среди молодежи, защищала демократию и права человека. ее парижская квартира стала самым известным литературным салоном во Франции, который посещали не только писатели, но и дипломаты и премьер-министры. Писательница всегда повторяла, что в жизни любит скорость и азарт. Впрочем, эти увлечения привели к чрезмерному употреблению алкоголя, а впоследствии и поощрили к наркотикам. В 1995 г. Саґан была условно осуждена к летнему заключению и крупному штрафу за употребление и хранение кокаїну. ей бы грозило более серьеВНОе наказание, если бы в дело не вмешался тогдашний президент Франции Ф. Миттеран, который высоко ценил литературный талант Саґан. В феврале 2002 г. она снова была условно осуждена, на этот раз - за уклонение от уплаты налогов.
В последние годы Саґан замешкувала в Онфлере на севере страны, вместе с сыном и близким другом. Умерла писательница в местной больнице 24 сентября 2004 г. от сердечно-легочной недостаточности.
Украинский язык отдельные произведения Саґан перевели В. Коптилов, Я. Кравец, В. Омельченко.
C. Фомин
|
|
|