ВНО 2016 Школьные сочинения Каталог авторов Сокращенные произведения Конспекты уроков Учебники
5-11 класс
Биографии
Рефераты и статьи
Сокращенные произведения
Учебники on-line
Произведения 12 классов
Сочинения 11 классов
Конспекты уроков
Теория литературы
Хрестоматия
Критика

САД, Даносьєн Альфонс Франсуа де; маркиз де Сад

(1740 - 1814)

САД, Даносьєн Альфонс Франсуа де; маркиз де Сад - творчество писателя

САД, Даносьєн Альфонс Франсуа де; маркиз де Сад (Sade, Donatien Alphonse Francpis de; marquis de Sade - 02.06.1740, Париж - 02.12. 1814, Шарантон) - французский писатель.

«Властный, холерический, раздражительный, любитель крайностей во всем - в атеизме и распутстве... Вам повезло закрыть меня в этой клетке, но убейте меня или принимайте таким, какой я есть, потому что изменить меня вам не удастся». Сада сочли необходимым убить: сначала тюрьмой, затем - нищетой и, наконец, забвением. Этой последней смерти он хотел сам: «...следы моей могилы исчезнут с лица земли, как и память обо мне, я уверен, покинет навсегда человеческие умы». Память о Саде была погребена под тяжестью многочисленных домыслов и легенд, именно его фамилия соединенное со словами «садизм» и «садистский», его дневниковые записи утеряны, рукописи сожжены. Хотя в конце XIX в. некоторые, в том числе и А. Ч. Свінберн, заинтересовались им, лишь Ґ. Аполлинер вернул его место во французской литературе. Однако до официального признания еще далеко. Поэтому и закономерно, что в ответ на замалчивание его имени поклонники объявили Сада пророком-предшественником Ф. Ницше и С. Фрейда. Но этот культ «божественного маркиза» основывается, как и все культы, на ложных представлениях. Критиков, которые относятся к Сада не как к преступнику или идола, а как человека и писателя, маловато.

Каково же истинное место Сада? Даже его сторонники признают, что произведения Сада в значительной степени нечитабельные, а что же до его «грехов», то они не такие уж и оригинальные: в этой сфере Сад не открыл ничего нового. Дело в том, что Сад заслуживает внимания не как сексуальный извращенец и не как писатель, а через взаимосвязь этих двух сторон его личности. Его отклонения от нормы становятся ценными, когда он разрабатывает сложную систему для их оправдания.

В книгах Сада отражена предельная форма конфликта человека и общества, в котором индивидуальность не может уцелеть, не подавляя себя.

Несмотря на усилия биографов, обстоятельства жизни и, тем более, характер Сада трудно воспроизвести достаточно подробно. Родился он в Париже, на улице Конде. Его отец, Же. Б. Ж. Ф. граф де Сад, был королевским наместником в ряде провинций, посланником при дворе кельнского курфюрста, а мать, М.-Э. де Майя-Брезе де Карман, - фрейлиной принцессы де Конде. О детстве Сада сохранилось мало сведений. Его начальным образованием занимался дядя по отцу, аббат Д'Ебрей, автор книги «Жизнь Петрарки». Впоследствии Сад продолжил образование в школе иезуитов, колледже д'аркур, а в 1754 г. поступил в кавалерийское училище. В следующем году ему присвоили чин младшего лейтенанта королевского пехотного полка. У1756 - 1763 гг. Сад принимал участие в боевых действиях во время Семилетней войны, а 15 марта 1763 г. вышел в отставку в чине кавалерийского капитана.

За внешними проявлениями 23-летний Сад не отличался от других молодых аристократов того времени: он был учтивым, любил книги, театр и искусство. Он славился расточительностью, содержал любовницу и часто посещал бордели. 17 мая 1763 г. по настоянию родителей женился Сад с Рене-Пелажи де Монтрей, старшей дочери президента налоговой палаты господина де Монтрей. Это стало началом несчастий, которые он претерпел на протяжении дальнейшей жизни. Женившись в мае, Сад уже в октябре был арестован за непристойное поведение в доме разврата. Уже тогда эротизм Сада убрал довольно компрометирующей формы, тем более, что через год инспектор Марэ разослал письменное предупреждение содержательницам публичных домов о нежелательности маркиза как гостя.

В целом цепи заключений маркиза де Сада (по обвинениям в флагеляції, гетеросексуальной содомии, похищении и совращении девушек и т.д.) предельным оказался 1778 г., когда Сад оказался в Венсеннському замка. В течение одиннадцати лет, сначала в Венсенні, а затем в Бастилии, он постепенно приходил к выводу, что отныне только литература будет наполнять его жизнь «восторгом, вызову, искренностью и наслаждениями воображения».

Его экстремизм проявился и здесь: он писал лихорадочно, неистово и чрезвычайно много. Находясь в Бастилии, Сад начал работу над романом «120 дней Содома» (1785), который закончил в течение 37 дней (рукописью был рулон бумаги длиной 20 метров), написал повесть «Обездоленность добродетели» (1787), новеллу «Евгения де Франваль» (1788), рукопись «Короткие истории, новеллы и фабльо»(1788); составил «Систематический каталог» своих работ. Хотя он был плодовитым писателем, самыми известными стали его романы «Жустіна» («Justine» 1791); «Философия в будуаре» («La Phtiosophk dans le boudoir», 1795), «Алина и Валькур» («Aline etValcour», 1795), «Жульєтта»(«Juliette», 1797), «Преступление из-за любви» («Les Crimes de I'amour», 1800), а также «Сто двадцать дней Содома» («Les 120 Journes de Sodome»).

Когда в 1790 г. Сада уволили (после провозглашения декрета Учредительного собрания об отмене «lettre de cachet» от 13 марта), он мог надеяться, что в его жизни начинается новый период. Свободное от семьи (жена подала на развод, дети были для него совершенно чужими), он попытался приспособиться к нового, «революционного», общества. Пьесы Сада ставились в театре «Комеди франсез», а некоторые из них. «Софи и Дефран, или Мизантроп через любовь», «Граф Окстьєрн, или Последствия распутства», имели значительный успех. Он писал речи в честь Республики, был назначен на официальный пост присяжного в революционном трибунале (1793) и с энтузиазмом подписывал петиции. Однако вскоре Сад «дискредитировал» себя гуманным отношением к жертвам революции. Как следствие, в декабре 1793 г. его арестовали по обвинению в умеренности». Освободившись через год, он с отвращением писал: «Республиканская тюрьма с ее вечной гильотиной в сто раз больше навредила мне, чем все Бастилии вместе взятые».

С годами Сад все еще пытался оживить свой предыдущий опыт и прежние мечты в книгах, но перестал в них верить. Он прозябал в нищете и болезнях и работал в версальском театре за 40 су в день. 5 апреля 1801 г. его отдали в приют Сент-Пелажи, а потом перевели в Шарантон. Представление Сада о жизни не изменились, но он устал от борьбы. Мысли о старости и смерти доводили его до состояния откровенного ужаса, он терял сознание от вида своего седых волос. Умер Сад 2 декабря 1814 г. от астматического приступа. Его похоронили по христианскому обычаю на кладбище Сен-Морис.

Рассматривать «странности» Сада лишь как факты - неправомерно, поскольку они тесно связаны с его этикой. После скандала 1763 г. особенности эротики Сада перестали быть его личным делом - они стали проявлением противостояния обществу. В письме к жене Сад объясняет, как он свел свои вкусы с принципами: «Я довел эти вкусы до степени фанатизма, и это дело рук моих преследователей... Нас возбуждает не объект разврата, а идея зла».

Литература дала Сада возможность высвободить и утвердить свои мечты. Его литературная деятельность стала актом демонизма, отразив преступные, агрессивные фантазии и сделав их публичным достоянием. Однако от человека, который столь ревниво культивировала собственную неповторимость, можно было бы ожидать такой же индивидуальной формы самовыражения, вспомнить хотя бы Лотреамона. Но XVIII в. не могло придать Саду таких возможностей - время «проклятых поэтов» еще не наступил. Сам он ни в коей мере не имел литературной отваги. Будучи человеком эпохи рационализма, Сад ничего не мог поставить выше разума. С одной стороны, он писал, что «всеобщие моральные принципы - не более, чем досужие фантазии», а с другой, он охотно придерживался принятых эстетических концепций и верил в универсальность логики. Это объясняет как его идеи, так и его творчество.

То, что любимым жанром Сада была пародия, естественно и интересно одновременно. Он не пытался создать новый мир, ему достаточно было поругаем, имитируя его, тот, который ему навязали. Он притворялся, что верит в призраков, которые населяют этот мир: невинность, доброту, великодушие, благородство и добродетель. Когда он елейно изображал добродетель в «Алине и Валькурі», «Жустіні» или «Преступлениях из-за любви», он руководствовался не только расчетом. Защищая свои книги от упреков в безнравственности, Сад лицемерно писал: «можно тешить себя надеждой, что добродетель подана в выгодном свете, если черты окружающей разврата изображены не достаточно внятно?» Стиль Сада часто выделяет и сама холодность и та же слезливость, что и моралістичні рассказы, которые послужили ему образцом, а эпизоды разворачиваются в соответствии с тех самых скучных правил.

И все же именно в пародии Сад достиг значительного писательского успеха. Он был предшественником романов ужасов, но для безудержной фантазии был слишком рациональным. Когда же он дает волю своей непогамовній воображении, не знаешь, чем восхищаться больше - эпической страстностью или иронии. Как это не странно, изысканность иронии искупает все его неистовства и предоставляет рассказы подлинной поэтичности. Несмотря на это, никому не придет в голову сравнивать «Жустіну» с «Манон Леско» или «Опасными связями», поскольку сама потребность в сочинительстве наложила на книги Сада эстетические ограничения. Ему не хватало перспективы, без которой не может быть писателя. Его рассказам присущи нереальность, внимание к лишних деталей и монотонность шизофренического бреда. Пещеры, подземные ходы, таинственные замки - все атрибуты готического романа имеют в его произведениях особое смысловое наполнение. Они символизируют изолированность образа, что похож на заколдованное царство, из которого никто не в состоянии прогнать одинокого деспота. Сад имитирует именно образ, даже когда утверждает, что предоставил ему литературной непрозрачности. Так, он игнорирует пространственные и временные координаты, в пределах которых развертываются все реальные события. Места, которые он описывает, не принадлежащих этому миру; события, которые в них происходят, скорее похожи на живые картины, чем приключения; время в этом искусственном мире вообще отсутствует. В его произведениях нет будущего.

Не только оргии, на которые он приглашает читателя, происходят вне определенным местом и временем, но и в них не участвуют живые люди. Жертвы замерли в своей нечеловеческой униженности, мучители - в своем неистовстве. Не наделяя их жизнью, Сад просто бредит ими. Им не знакомы ни раскаяния, ни отвращение; самое большее, на что они иногда способны, - это ощущение пресыщения. Они равнодушно убивают, будучи абстрагованими воплощениями зла. Даже ужас не охватывает, когда читаешь про те эксцессы, в которых совсем не участвует сознание. Герои Сада такие же искусственные, как пастухи и пастушки в романах Флориана. Вот почему эта извращенная «буколику» попахивает аскетизмом нудистской колонии.

Оргии, которые Сад всегда описывает до мельчайших подробностей, скорее всего превышают анатомические возможности человеческого тела, чем обнаруживают необычные эмоциональные комплексы. Хотя и Сада не удается предоставить им эстетической правдивости, но в общих чертах намечает неизвестные ранее формы эротического поведения, в частности те, которые объединяют ненависть к матери, фригидность, интеллектуальность, пассивный гомосексуализм и жестокость. Никто с такой силой не показал связь восприятия с тем, что мы называем развратом.

С литературной точки зрения, банальности, которыми он перемежает свои оргии, в конце концов лишают их всякой жизненности и правдоподобности. Здесь Сад также обращается не столько к читателю, сколько к самому себе. Именно его упрямая искренность, а не стилевая безупречность или последовательность взглядов, дает нам право называть его великим моралістом. «Сторонник крайностей во всем», Сад не мог пойти на компромисс с религиозными взглядами своего времени. Первое его произведение, «Диалог между священником и умирающим», стал декларацией атеизма. Сад понятно изложил свои взгляды: «Идея Бога - единственная ошибка, которую я не могу простить человеку».

Заслуга Сада не только в том, что он в полный голос сказал о том, в чем каждый со стыдом признается самому себе, но и в том, что он не смирился. Он предпочел жестокости перед равнодушием. Вот почему его произведения вызывают интерес, заставляя внимательно пересмотреть основную проблему нашего времени: правду об отношении человека к человеку.



С. де Бовуар