СОЧИНЕНИЯ ПО ЗАРУБЕЖНОЙ ЛИТЕРАТУРЕ
ЭРНСТ ГОФМАН
БезобраВНОе и прекрасное в повести-сказке Гофмана «Малыш Цахес на прозвище Цинобер»
Великий немецкий романтик Гофман рассматривал свою судьбу как часть общей судьбы «маленьких людей», которые стояли на пороге двойного бытия: между мизерными делами и большими иллюзиями. Спасение от духовно ограниченного, пустого, серого жизни автор находит в романтических мечтах, в искусстве, что является суверенной частью человеческого духа.
В сказке-новелле «Малыш Цахес на прозвище Цинобер» действительность предстает в образе страны, где введено просвещение. Гофман разоблачает с помощью всевластной иронии причудливую величие великих князей, гофмаршалів, используя средства фантастического гротеска. Это кукольная государство, где все похоже на нелепый маскарад, все ниточки которого держит уродец - карлик Цахес. Родившись уродом, пин, благодаря милости феи, имеет три магические волоски, которые делают его в глазах других людей мудрым и прекрасным. Присвоив себе чужой труд, славу, любовь, он становится первым лицом в Украине. Это всевластный министр, кавалер ордена зеленого тигра с двадцатью Пуговицами.
Итак, духовная и физическая уродец Цахес является представителем філістерського мира. Гофман и подает его в карикатурно-комический, сниженном плане.
Філістерство в нации символизирует комическая фигура профессора Моша Герпіна, «апостола механизации жизни», что изучает «птиц и животных в жареном виде».
Механическом мира кукол противостоит романтический мечтатель Бальтазар, который ищет спасение от пустоты філістерського существования в поэзии, в радостной симфонии природы. Это идеальный мир, где живут гармония, свобода. Бальтазар олицетворяет художника, а не филистера, на которых Гофман поделил мир. И именно ему открывает тайну власти ужасного чудовища / Цахеса мудрый Проспер Альпанус. Только Бальтазар может освободить мир от алчности, потому что он «одаренный внутренней музыкой». Именно он рассказывает миру о любви соловья и красной розы, потому что способен видеть тайны природы.
Здесь побеждает добро, как в настоящей сказке. Цахес погибает, оказавшись в серебряном горшке. В чем же загадка его судьбы?
Фея жестоко ошиблась, считая, что «внешний прекрасный дар прорастет и в твоей душе. Но внутренний голос не проснулся. Твой застывший, жизненно несостоятелен дух не смог подняться, ты не отделился от низости».
Из этой сказки мы можем сделать такой вывод: життєтворчий дух - это дух художника, афілістерство есть лишь уродством настоящей жизни. Именно это доказывает нам сказка-новелла великого романтика, который стал одним из руководителей человечества в его духовных блуканнях.
|
|