Своеобразие сатиры XX века
Сатира всегда была важной составной частью литературы, но в XX веке она начинает играть особую роль. Социальные потрясения, мировые войны, экологические проблемы - все это заставляет писателей внимательно прислушиваться к действительности, открывать в ней трагическое и комическое.
Известный сатирик XX века Карел Чапек наиболее точно определил задачи этого направления в современности: «Сатира - самое худшее, что человек может сказать людям, но это не означает, что писатель обвиняет их, а он только делает выводы из актуальной действительности и мышления».
Сатирики XX века значительно расширили жанровую палитру своих произведений. Новеллы, рассказы, повести, романы, поэмы, памфлеты - вот не полный перечень сатирических жанров нашего времени. Не менее раВНОобразны и приемы, которые используют писатели для сатирического изображения отрицательных явлений.
В центре внимания сатириков - человек, его духовный мир, который разрушается социальными условиями. Тему бездуховности поднимали в своих произведениях А. П. Чехов, А. Аверченко, но вершиной сатирического изображения этого явления стали рассказы Михаила Зощенко. В своих рассказах он изображает обыденность, которая влияет на духовный мир человека. События в произведениях Зощенко происходят рядом с нами, герои нам хорошо известны, иногда складывается впечатление, что читатель мог быть или был участником этих событий. Тем острее воспринимает читатель ограниченность духовного мира персонажей сатирика. Зощенко показывает, что хамство, интеллектуальная ограниченность - явления опасны для общества, они имеют агрессивный характер и идут в наступление против духовных ценностей человека.
Эти темы были близки великому сатирику М. Булгакову. В романе «Мастер и Маргарита» писатель создает парадоксальную ситуацию: добро, искусство, любовь - все это не нужно современному обществу, люди так окончательно забыли «законы божьи», что это возмущает даже Сатану. Воланд вынужден вмешаться в деятельность людей, чтобы установить справедливость. Булгаков приходит к печальному выводу: зло извечный, человеческие страсти и пороки губят лучше (об этом рассказывается в «романе в романе» на примере Понтия Пилата). Но социальные условия могут сделать зло тотальным, когда единственный выход для честного человека - смерть. Остро Булгаков сатирически изображает современную ему Москву, новых «советских буржуа», чиновников, для которых единственная цель в жизни - спокойное сытое существование. В романе затрагиваются проблемы свободы творчества, которая невозможна в условиях, когда государство руководствуется одной идеологической доктриной.
Писатель использует фантастику и гротеск с целью противопоставления бездуховном существованию высоких прагненнь человека.
Новый жанр создает Чапек в «Войне с саламандрами» - это роман-памфлет. Поражает широкий охват действительности в произведении: это земной шар, которая поставлена перед читателем как настольный глобус, который крутится вокруг своей оси и отражается в кривом зеркале смеха. В решении этой сложной задачи писателю помогли многолетний опыт работы в газете, энциклопедическая эрудиция, знание жизни многих стран. Хаос событий подчинен единой идее, и во всех явлениях Чапек выявляет объективные закономерности истории, освещая как фотообъективом один за одним жизненный эпизод, писатель наводит на мысль, что лихорадка деятельности буржуаВНОго мира - это танец на действующем вулкане. В первой книге саламандры - сенсационная новость, что дает возможность писателю сделать яркую пародию на приключенческий роман, голливудские киносценарии, буржуазную прессу, работы псевдоученых. В первой книге преобладает интонация иронии и юмора, но уже чувствуется знаменитый чапеківський сарказм: саламандра, что разговаривает, воплощает ограниченность мышления обывателя. Во второй книге романа, которая в сатирической форме воспроизводит историю развития современного Чапеку общества, саламандры становятся жертвами колониального ограбления. Писатель сатирически изображает экономику и политику, юридические учреждения, мораль, религию, науку, литературу, искусство, школу. В третьей книге в центре внимания автора международная обстановка начала 30-х годов, а саламандры становятся символом фашизма. В изображении событий писатель поднимается до трагического гротеска.
Сатира XX века выступила против насилия над человеком, на защиту вечных ценностей - добра, справедливости, она имеет социальное направление, но всегда защищает личность.
|
|