|
РУССО, Жан Жак
(1712 - 1778)
РУССО, Жан Жак - творчество писателя
РУССО, Жан Жак (Rousseau, Jean Jacques - 28.06. 1712, Женева - 02.07.1778, Ерменонвіль, поблете. Парижа) - французский философ, писатель, композитор.
Родился в семье часовщика. Мать Жана Жака умерла во время родов. Когда парню исполнилось 10 лет, он остался без отца, который сбежал из Женевы. Став учеником гравера, Руссо претерпел много унижений, хозяин часто обижал его. Руссо еще не было и 16 лет, когда он был вынужден покинуть Женеву и отправиться на поиски лучшей доли. Неизвестно, как бы сложились его дальнейшие странствия, но от голодной смерти Руссо спас счастливый случай: юноше предоставила убежище госпожи де Варане, и в сердце Жана Жака вспыхнуло глубокое и сильное чувство к ней. Некоторое время Руссо был лакеем в аристократических домах, но это очень унижало его. Вскоре он вернулся в имение госпожи де Варане. Здесь прошло 12 спокойных лет жизни Руссо. Он много читал - Ф. Рабле, Вольтера, Дж. Локка, других гуманистов и просветителей, сочинял музыкальные произведения и разрабатывал новую систему записи нот с помощью цифр.
В 1741 г. Руссо отправился в Париж. Он видел, как аристократы, придворные Людовика XV, роскошествуют и развлекаются, совсем не смотря на то, что среди простого люда все больше распространяются нищета, голод и отчаяние. На некоторое время Руссо повезло устроиться секретарем французского посольства в Венеции. Однако в дипломатической сфере царили злоупотребления и политические махинации, следовательно Руссо вынужден был отказаться от должности. Он снова оказался в Париже, наладил дружеские отношения с выдающимися просвітниками: Д. Дидро, Ж. Д'Аламбером, другими философами, которые именно тогда начали работать над «Энциклопедией». Дидро предложил Руссо написать ряд статей для музыкального раздела «Энциклопедии».
В 1749 г. Дижонская академия организовала конкурс философских работ на тему «способствовало Ли возрождение наук и искусств улучшению нравов». По совету Д. Дидро Руссо принял участие в конкурсе, а предложенную тему он считал особенно знаменательным: «...Речь идет об одной из тех истин, от которых зависит судьба человечества». Так появилось первое значительное произведение писателя «Размышления о науке и искусстве «(«Discours sur les sciences et les arts», 1750).
Первая часть «Размышлений» начинается с восхваления образованного человека. Величественным и трудной задачей Г. считает необходимость изучения человека и познания ее природы, обязанностей и призвание. Однако образование, по мнению Руссо, вовсе не обязана своими успехами наукам и искусству. Они нужны деспотам, которые «оплетают гирляндами цветов железные цепи, которыми окованы люди, подавляют в их душах естественное чувство свободы, для которой люди, казалось бы, и родились на свет, заставляют любить свое рабство и формируют так называемые цивилизованные народы». Искусство и науки прививают цивилизованным народам («счастливым рабам») внешние черты добродетелей, которых они не имеют, воспитывают «духовную мелочность, которая более всего необходима для рабства». Народам, которые променяли свободу на сомнительные достижения цивилизации, Руссо противопоставляет дикарей Америки. Почему их не пугает опасность тирании? Руссо отвечает на этот вопрос так: «Американские дикари, что не знают одежды и промышляют охотой, непобедимы: действительно, каким образом можно захомутать людей, которые не имеют никаких потребностей?» Задача истинного просветителя, по мнению Руссо, заключается в утверждении добродетели. Примером подлинно добродетельной жизни писатель считал, в частности, деятельность античного мыслителя Сократа.
Во второй части трактата писатель рассматривает конкретные виды искусства и достижения наук, приводит примеры в доказательство своей мысли о вреде цивилизации для духовной жизни человечества. Стиль трактата отличается серьеВНОстью и страстностью. Язык Руссо эмоциональная, насыщенная риторическими восклицаниями и вопросами. Краеугольным камнем его аргументов является не столько логика, как чувства. Руссо скорее не убеждает, а захватывает своим откровенно субъективным отношением к теме, которая интересует его не просто как ученого, ведь он проявляет самые откровенные, самые личные мысли писателя.
Трактат принес Руссо громкую славу. Последующие поколения литераторов неоднократно обращались к этому раннего изложения доктрины Руссо. Если Ш.Л. де Монтескье или Вольтер выступали от имени всего «третьего сословия», то Руссо уже в первом своем трактате представлял самую бедную часть общества - крестьянство. Об этом он писал в последующих социально-политических трактатах: «Рассуждения о происхождении и основах неравенства между людьми» («Discours sur l'origine et les fondements de l'inegalite parmi les hommes», 1754) «Об общественном договоре» («Du Contrat social, ou Principes du droit politique», 1762). В «Размышлениях» Руссо анализирует такие важные проблемы, как возникновение частной собственности и государства, проблему прогресса. Писатель считает, что «от природы люди так же равны, как и звери». В первой части трактата описывается счастливое состояние первобытных людей, которых мыслитель идеализировал согласно своей идеи «естественного человека».
Однако на смену первоначальной равенства пришла неравенство. Руссо выделяет три этапа утверждения неравноправных отношений в обществе. Первый этап - возникновение частной собственности. «Первый, кто, огородив участок земли, сказал: «Это мое», а потом нашел достаточно простодушных людей, способных поверить в эти слова, был настоящим основателем гражданского общества. От скольких преступлений, войн, убийств, вич скольких лишений и ужасов мог бы спасти род человеческий тот, кто крикнул бы другим, переворачивая частокол и засыпая ров: берегитесь слушать этого облудника, вы погибнете, если забудете, что плоды принадлежат всем, а земля - никому». Так страстно обличает Руссо частную собственность.
Второй этап связан с распределением земли и расслоением людей на богатых и бедных. Для защиты своей собственности богатые предложили бедным заключить соглашение - «общественный договор», который бы защищал права каждого из участников соглашения. Таким образом была установлена «законная власть», т.е. власть, основанная на законах, которые обеспечивают соблюдения «общественного договора». Но на третьем этапе «законная власть» превращается в произвол и тиранию. Государство уничтожила «естественную свободу», которую должна была бы защищать с «общественным договором». Появились господа и рабы, и господа присвоили власть, которая принадлежала всему народу, зато народ потерял всякие права.
Трактат Руссо, в котором писатель с позиций беднейшей части населения остро критиковал господствующие сословия, произвел большое впечатление на французское общество. «Размышления о происхождении и основах неравенства между людьми» отличались от произведений большинства просветителей не только самой демократичной позицией, но и элементами диалектического подхода к истории человечества.
«Об общественном договоре» - выдающееся политическое произведение Руссо, который появился на почве его предыдущих трактатов. Но если раньше писатель страстно обличал пороки цивилизации, то в «Общественном договоре» он пытается обосновать черты идеального государства, излагает политическую программу революционного звучания. Руссо хочет написать сугубо научное сочинение, в котором место характерных для «Размышлений» возвышенных или гневных фраз заняли бы логические доказательства, теоремы. Но он не только философ, но и художник. И поэтому Руссо каждую свою мысль переживает эмоционально. Первая фраза его трактата стала знаменитой: «Человек родился свободным, а между тем он везде в оковах».
Наилучшей формой государственного устройства Руссо признает республику, хотя возможны и другие. Главный принцип государства - суверенитет народа. Это означает, что верховная власть в стране принадлежит народу. Эта власть невідчужувана: никто не может отобрать у народа его верховные права и он никому не может их перепоручить. Эта власть неделима: законодательную власть нельзя отделить от власти исполнительной. Итак, верховный правитель и законодатель - народ. Но кто же тогда подданный? Тот самый народ. Каждый человек должен умерить свои индивидуальные потребности и желания, подчиняясь требованиям большинства. А тот, кто выступает против большинства, может быть наказан и даже казнен.
Между народом как сувереном (правителем) и народом как подданным действует посредник - правительство, призван организованно осуществлять волю народа. Правительство не может иметь самостоятельной власти, ведь тогда нарушаются принципы неотчуждаемости и неделимости суверенитета. Если же кто-то попытается захватить власть, то его следует объявить узурпатором и немедленно сбросить с престола. По мнению Руссо, какое бы правительство ни пришло К власти, народ не должен отказываться от своих верховных прав. Все принципиальные вопросы должны решаться на общем собрании всего народа. Следовательно, современные, огромные по территории и населению, государства - не самая лучшая форма организации народов. Идеалом писатель считает малые государства - такие, как древнегреческие полисы, как Швейцария. Руссо предупреждает: «В действительно свободной стране граждане все делают своими руками, а не деньгами». Правда, писатель имеет сомнения относительно осуществимости своего проекта идеального государства, в котором соединились бы политика и мораль, где богатые добровольно отказались бы от своих привилегий в пользу бедных: «Если бы существовал народ, состоящий из богов, то его правление было бы демократическим. Такой совершенный правительство не годится для людей».
Как автор стихов и поэм («Сад в Шармет», 1736; «Послание п. Борду», 1741; «Послание к Паризо», 1742; «Аллея Сильвии», 1746; «Послание к п. Л'Етан», 1749), Г. не создал ярких образов, не смог поэтически выразить свои чувства. В своих комедиях Руссо менее розмисловий; здесь проявился юмор, который едва ли ассоциируется с доминантой мировоззрения. Так, в комедии «Нарцисс» («Narcisse», 1733; пост. 1752, опубл. 1753) высмеян великосветский пижон. В одноактовій комедии «Военнопленные» («Les prisormiersde guerre», 1743; опубл. 1782) изображен смешной сторону предрассудка национальной розни. В целом эти пьесы не отличаются оригинальностью. Комедия «Отважный замер» («L'engagement temeraine», пост. 1747, опубл. 1772) - слабое подражание П. Мариво.
Среди опер, для которых Г. писал и либретто, и музыку, адекватно таланта и главной тенденции его эстетики является одноактова интермедия «Деревенский колдун»(«Le devin du village», пост. 1752, опубл. 1753). Создана Руссо как поэтом и композитором музыкальная пастораль - маленькая революция по тогдашней оперы, с ее громоздкой великолепием и переускладненістю музыкальной ткани. Второй шедевр Руссо - миниатюрная пьеса «Пигмалион» («Pygmalion», пост. 1770, опубл. 1771) - произведение, по мнению И.В. Гете, «что создал эпоху», лирическая сцена с музыкальным комментарием, которая состоит из одного только монолога мифического скульптора, который своим безумным любовью оживил статую Галатеи. Это произведение был воспринят как открытие нового жанра - романтической мелодрамы (впоследствии термин «мелодрама» приобрел другое значение). Пробовал Руссо также создать трагедию гражданского пафоса древнеримский сюжет, но замысел «Лукреции» (1754, опубл. 1792) остался только на стадии многообещающего эскиза.
В 1756 г. писатель начал работу над романом «Юлия, или Новая Элоиза» («Julie, ou la Nouvelle Heloise», 1761). Этот роман стал вершиной литературы французского сентиментализма. P. утверждает в литературе нового героя - плебея, наделенного богатым духовным миром, необычайной чувствительностью. Барон Д'Етанж нанял героя романа Сен-Пре учителем для своей дочери Юлии. Сен-Пре и Юлия горячо полюбили друг друга. Об этом мы узнаем из их переписки: Г. использует форму эпистолярного романа, которая позволяла писателю показать чувства героев изнутри. Это, с одной стороны, придало роману лирического характера, а с другой - значительно расширило возможности психологического анализа. Конфликт романа имеет двойственный характер: с одной стороны, он заключается в противоречии между естественным чувством и социальными условиями; с другой - в противоречии между тем самым чувствам и потребностям просвещенного ума. Сентименталіст Руссо утверждает, что первое противоречие побуждает человека к распущенности (эта мысль раскрывается в разделах 1-3), а вторая является источником человеческой добродетели (об этом говорится в главах 4-6). Вот почему начало произведения так отличается от его финала. Меняется предмет анализа - меняется и мир, в котором живут герои. Рассказывая о социальные препятствия, которые стали на пути развития чувства, Руссо вкладывает в письма своих героев гневное осуждение законов феодального общества. Во второй половине романа изображается картина идиллического жизни на фоне прекрасной природы. Здесь изложена позитивная программа Руссо, которая является своеобразным предисловием к идей «Общественного договора». Общество должно совместить успехи цивилизации с природными законами, умеренными потребностями, достоинствами и, таким образом, стать для человека «второй природой».
В первой части (в которую вошло 65 листов) писатель описывает любовь Сен-Пре и Юлии как взрыв естественных чувств. Чистые взаимоотношения влюбленных омрачает феодальная система оценки человеческих добродетелей. Отец Юлии узнал о том, что она полюбила простого учителя. Барон запрещает дочери встречаться с Сен-Пре и хочет отдать ее замуж за одного из своих знатных друзей. Положение героев напоминает средневековую историю любви философа Абеляра и Элоизы: влюбленных разлучили, и они только в письмах могли рассказывать друг другу о своих чувствах (этим объясняется название романа «Новая Элоиза»). Юлия и Сен-Пре, пренебрегая этическими запретами, которые до сих пор оберегали чистоту их чувств, становятся любовниками. В сердце Сен-Пре зарождаются опасные страсти, прежде всего ревность, которых не может унять даже разум. Он вызывает на дуэль англичанина Эдуарда Бомстона, заподозрив, что Юлия неравнодушна к нему. И лишь самоотверженность девушки и благородство милорда Бомстона прекратили опасную и бессмысленную ссору. Следовательно, Юлия настаивает, чтобы Сен-Пре покинул город. Его отъездом заканчивается первая часть романа.
Центральный эпизод второй части - пребывание Сен-Пре в Париже. Эта часть построена как «роман растление», то есть история морального вырождения человека под влиянием городской цивилизации. Сен-Пре привыкает к светскому образу жизни, среди его знакомых появляются люди недостойные. Также достойны осуждения и некоторые поступки самого Сен-Пре. Внутренняя жизнь Юлии в этой части раскрывается менее детально. Однако из ее писем к Эдварду и двоюродной сестры Клары выясняется, что и она находится на грани опрометчивых поступков и серьеВНО лелеет мысль о побеге из родительского дома в Англии вместе с Сен-Пре.
В третьей части отношения героев романа испытывают разительных перемен. Умирает мать Юлии. Девушка считает, что смертельный удар матери нанесли письма Сен-Пре, и нашла. Юлия решает порвать отношения с Сен-Пре и выходит замуж за господина де Вольмара, отцовского приятеля. Этот немолодой человек отличается сдержанностью и рассудительностью. Он полюбил Юлию, «однако и эта страсть такая же спокойная, такая же сдержанная, - можно сказать, что он любит потому что хочет любить, а хочет любить потому, что так ему подсказывает здравый смысл». Изображением спокойного, смирного счастья Юлии и Вольмара начинается вторая половина романа, в которой Г. переходит от действительного к желаемому, от парижской реальности к идиллии Женевского озера.
В четвертой и последующих частях романа описания чувств героев имеет типично сентименталістський характер. Это чувство, ушляхетнені образованностью и умом, нежные, но сдержанные. Страсти героев повинуются законам природы. Именно благодаря этому обстоятельству описание чувств в сентименталістів отличается от передромантичного изображение страстей.
Образ господина де Вольмара играет ведущую роль в раскрытии сентименталістської концепции чувства. Юлия признается мужчине в том, что когда-то любила Сен-Пре. Однако оказывается, что Вольмар знал об этом еще накануне бракосочетания, но, как человек благородный, не требовал от жены признания. Более того, Вольмар предлагает Юлии пригласить Сен-Пре стать учителем их детей. Если в образе Вольмара Руссо пытался показать человека, которая уже достигла сдержанности и благоразумия, то образы Юлии и Сен-Пре показывают путь становления такого идеала.
Кульминацией романа становится письмо XVII четвертой части, в котором Сен-Пре описывает мілорду Эдуарду Бомстону свою прогулку с Юлией гладью Женевского озера и окружающими горами. Огромную роль в этом эпизоде играет образ природы. В романе пейзаж Г. впервые приобрел первостепенное значение. Таким образом, писатель стал основателем лирического пейзажа. Описание природы в произведении сплошь пронизан чувствами и настроениями героев. И среди этих чувств особым и самостоятельным становится «чувство природы», которое пронизывает все другие эмоции и страсти героев Руссо.
Пятая часть романа - найідилічніша. Семейная жизнь Юлии и Вольмара, нежную дружбу героев затмевают лишь три обстоятельства: неверие господина Вольмара, который отрицает существование Бога и бессмертие души; страшный сон Сен-Пре, которому приснилась Юлия на смертном одре, и любовная интрига милорда Эдварда, что может закончиться позорным браком. Но Сен-Пре помогает Эдварду избежать женитьбы, а тот, в свою очередь, освобождает Сен-Пре от ночных кошмаров, и вокруг снова воцаряется идиллия. Эта часть романа является очень важной для понимания принципов создания характеров, с помощью которых Руссо индивидуализирует своих персонажей. Ведь ни Сен-Пре, ни Юлия не являются исключительными личностями, их чувствительность, стремление к счастью в любви, добродетель - природные качества, а следовательно, эти черты присущи всем. Следовательно, именно поэтому другие персонажи, которые окружают главных героев, отличаются от них лишь некоторыми индивидуальными качествами, но все они похожи друг на друга в главном. Руссо считает, что только испорченные люди живут по закону, сформулированному Гоббсом: «Человек человеку волк».
В шестой части романа наступает развязка. Юлия, спасая своего сына, который упал в озеро, тяжело заболела и через несколько дней умерла. В последнем письме к Сен-Пре она признается, что до сих пор любит его: «Добродетель, которая разлучила нас на земле, соединит нас в вечной жизни. Я буду умирать со сладким ощущением надежды на встречу. Какое счастье, что я ценою жизни покупаю право любить тебя любовью вечной, в котором нет греха, и право в последний раз сказать: «Люблю тебя».
Так в финале романа Руссо окончательно преодолевает противоречие между естественным чувством и добродетелью, но очевидно также, что их гармония наступит лишь в потустороннем мире. Это согласуется с религиозными взглядами Руссо: не признавая католической церкви и ее учение о Боге, писатель верил в существовании некоего высшего существа, в бессмертие души.
«Юлия, или Новая Элоиза» - это лирико-философский роман, наполненный огромным идейным содержанием. Проблемы любви и добродетели, природы и общества, социального неравенства и благородства души, городской цивилизации и сельской идиллии, проблемы нравственного и художественного содержания искусства, воспитания и т. п. нашли в лице Руссо глубокого интерпретатора.
Успех романа был невероятным. Читатели рыдали над всеми трогательными фрагментами, а читая сцену смерти Юлии, по свидетельству современника, уже не плакали, а кричали, завывали, как звери». В течение XVIII в. роман выдержал более семидесяти изданий, намного опередив все другие произведения тогдашней французской литературы. «Юлия, или Новая Елопа» был самым популярным произведением во Франции второй половины XVIII в., даже несмотря на то, что классицисты (а среди них и Вольтер) довольно неприязненно отнеслись к роману Руссо.
Начало 60-х гг. был наиболее плодотворным периодом в творческой биографии Руссо. После выхода «Новой Элоизе» он стал одним из ведущих писателей эпохи. «Общественный договор» стал вершиной политической мысли XVIII в., а роман-трактат «Эмиль, или О воспитании» («Emile, ou de l'education», 1762), который увидел свет через два месяца после обнародования «Общественного договора», намного опередил педагогическую мысль XVIII в. Руссо впервые систематически изложил теорию естественного воспитания, которое учитывает особенности физического, умственного и нравственного развития ребенка на различных этапах формирования его личности. Писатель предложил три важных принципа: о целесообраВНОсти естественного воспитания, о различиях между взрослыми и детьми, о внутренних различиях между этапами развития детей.
Обосновывая первую мысль, Руссо пишет: «Воспитание... нам дает или природа, или люди, или вещи». Эти способы воспитания должны находиться в единстве, иначе человека розриватимуть противоречия. Но воспитание со стороны природы от нас не зависит, а со стороны вещей - лишь частично, и только третьим способом воспитания человек может управлять. Следовательно, Руссо утверждает: «Поскольку единство трех способов воспитания необходима для его совершенства, то два другие виды нужно направлять в соответствии с тем, на который мы не имеем никакого влияния», а значит, воспитание должно быть естественным», то есть основанным на законах природы.
Это утверждение позволяет обосновать второй вывод: «Природа хочет, чтобы дети были детьми, прежде чем быть взрослыми... У детства свои собственные взгляды, свой собственный образ мышления и чувств, и крайне необдуманно пытаться заменить его нашим...»
По ориентации на природу вытекает и третий тезис - о разные этапы в формировании человека. Учитывая это Руссо разделяет рассказ о воспитании Эмиля на четыре части. Роман начинается с книги, которая называется «Первый год жизни». В книге второй - «Детский возраст» - речь идет о Эмиля от 2 до 12 лет. Книга третья - «Отрочество» - посвящена периоду от 12 до 15 лет. Четвертая книга романа называется «Юношеский возраст» и охватывает жизнь Эмиля от 15 лет вплоть до его женитьбы.
Три главные тезисы определяют цели воспитания, его содержание и методы осуществления. Цель воспитания, по Руссо, состоит в как можно лучшей подготовке питомца к жизни: «Жить - вот ремесло, секреты которого я хочу ему передавать. После моей науки он не будет - с этим я согласен - ни судьей, ни солдатом, ни священником: он прежде всего будет человеком...» Руссо настаивает на том, чтобы ребенок изучал действительность, непосредственно с ней контактируя: «...Не нужно иной книги, чем мир; не нужно других установок, кроме фактов. Читая, ребенок не думает, она только и делает, что читает; она не учится, а учит слова». Вот почему Руссо считает, что ученики должны довольно поздно приступать к чтению. В подростковом возрасте он предлагает читать только «Робинзона Крузо» Д. Дефо.
Эту книгу Г. выбрал совсем не случайно. В ней превоВНОсится физический труд, а Руссо использует труд в системе обучения и воспитания. Он считает труд непременной обязанностью человека, живущего в обществе: «Каждый гражданин, который бездельничает - богатый или бедный, сильный или слабый - есть мошенником». Руссо - сторонник ручного труда, ведь именно она лучше всего соответствует естественному положению вещей. Каждый должен освоить земледелие и ремесло. «Молодой человек, прояви в своей работе руку мужа!» - призывает Руссо, насмехаясь над продавцами модного товара, портными, представителями других «женских» профессий. Философский взгляд на вещи, на политику и мораль должен формироваться в юношеском возрасте. Только теперь, наконец, может пригодиться история, воспитание с помощью книг.
Весьма интересной является также методика воспитания, которую разрабатывает Руссо. Это так называемое «свободное воспитание», в котором вместо словесного обучения происходит получение личного опыта, а наказанием служат естественные последствия совершенного поступка: «Не давайте своему ученику никаких словесных уроков, он должен получать знания только из опыта; не наказывайте его совсем, ведь он не знает, что такое быть виноватым; никогда не заставляйте его просить прощения, ведь он не сумел бы вас обидеть», - пишет Руссо. Если ребенок разбил стекло, то наказанием будет холод в комнате, если парень испачкал и обшарпав одежду, то наказанием для него будет неопрятный внешний вид.
До четырех книг о воспитании юноши Руссо добавил пятую книгу - о воспитании девушки. Писатель возражал против одинакового воспитания и обучения юношей и девушек. Поскольку цель воспитания девушки заключается в подготовке ее к роли примерной жены и матери, то претерпит изменений и содержание всей воспитательной деятельности, и круг дисциплин и ремесел, которые следует изучать. Но сама методика почти не меняется. Она основывается на практической важности знаний, которые ребенок получает в процессе обучения и воспитания: «...Важно не то, чтобы он учился того или иного, а то, чтобы он понимал, что именно он изучает и зачем это ему нужно...» Задача воспитателя - сформировать мотивы той деятельности, которая кажется взрослым необходимым: «Прежде всего вы должны навсегда запомнить, что лишь в редких случаях вам придется указывать ребенку, что он должен изучать: это его дело - желать, искать, находить; ваше дело - сделать обучение доступным для нее, мастерски зажечь в ее душе искру желания и предоставить ему средства для удовлетворения этого стремления».
Но «Эмиль» - не только трактат, это также и роман. Следовательно биография парня служит своеобраВНОй иллюстрацией к трактату о воспитании. В романе речь идет о юноше Эмиля, о его воспитания, овладение ремеслами, о его любви к Софи и счастливую женитьбу с ней. Однако Эмиль не является образом живого человека, наделенного индивидуальными чертами, это художественно-философское обобщение, персонифицированное представление о человеке в целом (то же самое можно сказать о Софи, о Учителя, в образе которого Руссо изобразил самого себя). В трактате о воспитании Руссо прибегает к художественному эксперименту: писатель изображает определенную человека, который находится в опытных условиях и олицетворяет все человечество (именно поэтому она ни плохая, ни хорошая, ни умная, ни глупая).
Книга «Эмиль, или О воспитании» сразу же после выхода в свет получила восторженных поклонников и заклятых врагов. Читателей особенно поразил эпизод из четвертой книги, который получил название «Исповедь савойского викария». В этом фрагменте Руссо сокрушительно критикует официальную церковь, излагая свою «религию сердца». Церковь немедленно ответила крайне решительными мерами. «Эмиль» был осужден к казни - палач сжег книгу на одном из парижских площадей. А через неделю ожесточенные враги французских католиков - швейцарские протестанты - также сожгли книгу Руссо. Автор долго не мог найти приюта: везде чиновники прогоняли его, а церковники натравливали на Руссо простых людей, распространяя слухи о том, что он - колдун. В течение некоторого времени Руссо жил у английского философа Д. Юма. Здоровье писателя очень пошатнулось. Кроме физических болезней, Руссо страдал от расстройства психики - у него появилась мания преследования. Однако, несмотря ни на что, он продолжал работать.
Последней книгой Руссо стала «Исповедь» («Les Confessions»; 1765-1770, вид. 1782, 1789). «Я берусь за баснословную дело, которое не будет иметь последователей. Я хочу показать своим собратьям одного человека во всей правде его природы, - и этим человеком буду я». Так начинается эта книга Руссо. Он писал ее во время своих скитаний, работал втайне, опасаясь, что враги похитят рукопись. Описание событий жизни Руссо завершается 1765 г., когда репрессии после обнародования «Эмиля» досягни кульминации: люди, которых подстрекали реакционеры, забросали камнями дом писателя, затем властители приказали ему в течение 24 часов покинуть другой дом - и великий мыслитель стал изгоем, который не мог найти убежища. «Исповедь» имеет всеобъемлющие задачи: на примере собственной жизни, о котором автор рассказывает крайне искренне, объяснить, что такое человек, в чем заключается истинный смысл жизни, каким образом можно достичь истины и совершенства. Универсальность задач порождает многогранное освещение судьбе писателя, многоплановость повествования (в частности, можно вести речь о интимно-лирический, конкретно-бытовой, социальный, философский планы). Универсальность сказалась и на выборе синтетического жанра произведения, в котором растворились, органично соединились черты автобиографии, мемуаров, романа, трактата и других жанров.
В «Исповеди», особенно в ее первой части (1-6 книги), отчетливо прослеживается влияние сентиментализма. Становление личности Руссо можно рассматривать как процесс «воспитания чувств». Начиная рассказ о себе с самого рождения, писатель не скрывает ни одного из проступков детства и юности, но зато показывает, как под влиянием добродетельных примеров и общения с природой его чувства становятся благороднее, формируется его моральное сознание. Апогеем сентиментальных тенденций является образ госпожи де Варане. Создавая характер этой героини, Руссо использовал особенно нежные краски, опоетизувавши не только ее внешность, но и духовный мир.
«Исповедь» Руссо в некоторой степени можно считать предтечей критического реализма XIX в. Ведь реалистов также весьма привлекал образ талантливого человека из простонародья, вынужденного скитаться в жестоком мире эгоизма и корысти. В частности, таким персонажем является Жюльен Сорель из романа Стендаля «Красное и черное». А поэтому не случайно Стендаль называет среди любимых книг своего героя «Исповедь» Руссо.
В «Исповеди» заметно стремление к реалистичному изображению характера героя в связи с социальными обстоятельствами его жизни. Это особенно отчетливо проявилось в сфере воспроизведения чувств. Руссо выступает непосредственным предшественником реалистического психологизма ХГХ вв. Во второй книге «Исповеди» есть такой эпизод: 1728 p. P., будучи лакеем в доме одной графини, украл ленту, а когда кражу обнаружили, переложил ответственность на молодую повариху Марион. Автор раскрывает свою психологию в момент преступления - и оказывается, что им руководили весьма противоречивые чувства. Этот психологический фрагмент в «Исповеди» является одним из первых образцов воспроизведения диалектики чувств.
Во второй части «Исповеди» перед глазами читателей предстает реалистический портрет Парижа, его богатых и нищих кварталов, изображается жизнь аристократии, деятельность просветителей. Несмотря на распри с Вольтером, Руссо признается, что в юности преклонялся перед ним. Конфликты с Дидро не помешали Руссо охарактеризовать его как одного из величайших деятелей своей эпохи. Писатель с благодарностью вспоминает о помощи, которую оказал ему Дидро в начале творческого пути. Руссо подробно изобразил все слои парижского общества, от короля до служанки. О монархе философ говорит без подобострастия. С демократических позиций писатель критикует феодальных вельмож. Но трагедия Руссо заключалась в том, что, ненавидя аристократов, он, однако, должен был жить в их домах, принимая от них помощь, которая не всегда была искренней.
Париж, провинция, Швейцария, Италия предстают на страницах «Исповеди» сквозь призму личного мировосприятия Руссо, окрашенные светом его чувств. Лирический элемент пронизывает всю книгу. Значительную роль в ней играет описание творческой деятельности Руссо и самого процесса написания «Исповеди». Эти особенности произведения оказали значительное влияние на романтическую литературу. «Исповедь» стоит у истоков романтического «лирического», или «личного»романа. Следовательно, это произведение Г. можно считать одним из высших достижений передромантичного движения во Франции.
В «Исповеди» Руссо с невероятной силой эмоционального воздействия изобразил трагическое положение гения в обществе, которое враждебно относится к нему. Поэтому в XIX и XX вв. наибольший интерес у читателя вызвала именно эта книга, хотя в XVIII в. о Руссо вспоминали прежде всего как об авторе «Новой Элоизы». «Исповедь» стала величайшей книгой французской литературы XVIII в. Она и сейчас сохраняет огромное значение для формирования духовного мира человека.
В дополнение к «Исповеди» Руссо написал «Диалоги: Руссо судит Жан Жака» («Dialogues: Rousseau jugede Jean-Jacques», 1775-1776) и «Прогулки одинокого мечтателя» («Les reveries d'un promeneur solitaire», 1777-1778; опубл. 1782), в которых писатель пытался подвести итоги своей жизни. «Для меня все закончилось на земле, - утверждал он в «Прогулках одинокого мечтателя «. - Все, что вне меня, отныне чужое для меня. В этом мире у меня нет ни близких, ни подобных мне, ни братьев. Я на земле, как на чужой планете, куда упал с той, на которой жил раньше». В этом произведении перед нашими глазами возникает образ одинокого человека, которая сохранила любовь к истине, на досуге читает Плутарха и чувствует себя счастливым только в общении с дикой и романтической природой.
В. Луков
|
|
|