ВНО 2016 Школьные сочинения Каталог авторов Сокращенные произведения Конспекты уроков Учебники
5-11 класс
Биографии
Рефераты и статьи
Сокращенные произведения
Учебники on-line
Произведения 12 классов
Сочинения 11 классов
Конспекты уроков
Теория литературы
Хрестоматия
Критика

9 класс
СОЧИНЕНИЯ ПО ЗАРУБЕЖНОЙ ЛИТЕРАТУРЕ
ЛИТЕРАТУРА XIX ВЕКА

Женские образы в романе М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени»

Приходило ли вам в голову, обсуждая характер и поступки Григория Александровича Печорина, героя своего времени, посмотреть на женские образы в романе не как на фон, что делает образ главного героя более ярким и полным, а как на самостоятельное явление - тоже героинь времени? А почему бы нет? Я, конечно, имею в виду не экзотическую Белу или начерковий образ ундины из «Тамани», а художественно совершенно реальных женщин определенного класса - княжну Мери и Веру Ліговську.

Это незаурядные натуры хотя бы потому, что обратили внимание на Печорина, искренне полюбили его и могли бы даже связать с ним жизнь. Они умные и душевные, образованные и эмоциональные и - главное! - смело-искренни в словах и поступках, могут стать рядом с Печориным в счастье и горе. Мы встречаем их только в одной части романа - повести «Княжна Мэри», но эта повесть центральная.

Вот молодая красивая девушка из одной из лучших семей столицы - княжна Мэри, ее социальное и финансовое положение, а главное - образование, не совсем девичья, викохали характер независимый, смелый и самолюбивый. Сделав обычную человеческую услугу раненому Грушницькому, она по-детски оглянется на мать. Обидевшись на Печорина, что перекупил ковер, она по-юношески «проповедует против него ополчение». Но как решительно, с каким чувством достоинства звучат ее слова: «Вы хотите, чтобы я первая призналась Вам в любви?» Мы видим перед собой человека с определенными жизненными принципами, которая сможет и упрохати мать переступить любые условности, в банальном понимании общества составляют супружеское счастье, и всеобщего счастья любимого при любых испытаниях. Из последнего диалога Печорина с ее матерью мы понимаем, что Мэри догадывается о причинах незавидного положения героя, о его ссылки на Кавказ, но все же, отвергая это, ждет его признания - вернее, ответа на ее признание.

Видит Печорин неординарность и будущую верность этой женской натуры, симпатизирует ей? Думаю, что так. Помните, как в течение нескольких минут он искал в своем сердце «хоть капли любви к милой Мери». Но в знак глубокого уважения к ней он сделает так, чтобы их расставание стало для нее менее болезненным: выставит себя не в лучшем свете, предложит Мэри его презирать. Даже и тогда, больно поражена в самое сердце, Мэри не опустится до мелкой мести - не будет кривить душой, сбрасывая любимого со вчерашнего пьедестала уважения и любви, а ответит честно: вместо «презираю» - «ненавижу». И мы, читатели, после этого проникнемся к ней еще большим уважением и симпатией.

Вера Лиговская - образ более эскизный, нарисованный несколькими яркими штрихами. Мы видим перед собой женщину, у которой чувства, эмоции все время борются с разумом. Взяв брак со старым князем ради сына, она предаст мужа с Печориным. Испугавшись за судьбу Печорина на дуэли, она выдаст своим поведением собственные чувства, поставив на карту и семейный покой, и уважение мужа к ней, и само будущее. Видимо, она предчувствует печальное расставание с Печориным, роман без счастливой развязки, но ничего не может с собой сделать, потому что искренне идет навстречу любви, не заключая никаких соглашений, не оценивая последствий порывов собственной души и сердца.

Такие разные и по возрасту, и по характеру, княжна Мери и Вера Лиговская похожи в одном - в открытости чувств и поступков и в верности первой любви. Возможно, именно такую героиню своего времени мечтал встретить на своем жизненном пути Лермонтов...