ВНО 2016 Школьные сочинения Каталог авторов Сокращенные произведения Конспекты уроков Учебники
5-11 класс
Биографии
Рефераты и статьи
Сокращенные произведения
Учебники on-line
Произведения 12 классов
Сочинения 11 классов
Конспекты уроков
Теория литературы
Хрестоматия
Критика

РОНСАР, Пьер де

(1524 - 1585)

РОНСАР, Пьер де - творчество писателя

РОНСАР, Пьер де (Ronsard, Pierre de - 11.09.1524, замок Ла-Пуасоньєр, Вандомуа - 27.12.1585, аббатство Сен-Ком, Турень) - французский поэт.

Ронсар принадлежал к знатной дворянской семьи, учился в Наваррському колледже в Париже (1533-1534), был пажом при дворе сына Франциска И герцога Карла Орлеанского и принцессы Мадлен (1536 - 1537). В 1540 г. попал в свиту королевских дипломатических посланников, посетил Фландрию, Шотландию, Италию и Германию. Но в 18 лет Ронсар внезапно оглох и был вынужден прекратить дипломатическую карьеру. Он отказался от придворной жизни и в течение нескольких лет изучал древние языки, поэзию и философию в колледже Кокре. Вокруг известного ученого Ж. Дора здесь собирались ученые и литераторы, среди которых Ронсар встретил будущих друзей и единомышленников. Сообщество молодых поэтов получила название «Плеяда» на память о «созвездие» александрийских поэтов III в. до н. есть. - Феокрита, Лікофрона, Гомера Младшего и др. Становление «Плеяды» как единой национальной поэтической школы происходило в борьбе с традиционной куртуаВНО-аристократической и университетской поэзией.

В манифесте «Защита и восхваление французского языка» («La Defense et illustration de la langue franchise», 1549), написанном Ж. дю Белле с участием Ронсара, речь шла о плане всеобъемлющей поэтической реформы. Имея целью обновления французского языка, Ронсар и дю Белле обратились к традициям античной литературы, которую они считали неисчерпаемым источником языковых сокровищ. Ведущую роль в «Защите «играет аристотелевское понятие подражания, переосмыслено в духе Ренессанса; Ронсар и дю Белле считают античную поэзию не так предметом копирования, как стимулом для творческой деятельности. «Плеяда» стремилась перестроить жанровую систему с помощью возрождения во французской литературе лирических и драматических жанров античности - оды, элегии, эпиграммы, сатиры, послания, эклоги, трагедии и комедии. Мощное влияние поэзии итальянского Ренессанса на французскую поэзию XVI в. обусловил интерес Ронсара и дю Белле к жанру сонета. Опираясь на античное представление о миссии поэта, Ронсар и дю Белле развивали учение о поэтическое вдохновение. В этой сфере они в целом придерживались взглядов Платона, трактуя поэта как пророка, просветленного божественным вдохновением. И, с другой стороны, члены «Плеяды» верили в существование общеобязательных правил поэтического мастерства. Впоследствии эти идеи стали краеугольным камнем эстетики классицизма.

Придерживаясь предписаний «Защиты», Ронсар стремился творить «высокую поэзию». В своем первом поэтическом сборнике «Оды» («Odes», 1550) он пользуется формой піндаричної и гораціанської оды для выражения присущего эпохе Ренессанса жизнерадостного мировосприятия. Ведущая тема сборника - победа человеческого духа над временем - звучит в разных регистрах. В піндаричних одах она предстает как торжественное восхваление подвигов и бессмертие, а в гораціанських одах тема приобретает интимнее, болем личностного характера. В центре внимания оказывается человек, который открывает для себя красоту окружающего мира и уединяется на лоне природы, чтобы наслаждаться радостями спокойной деревенской жизни.

Первое десятилетие творчества Ронсара - период поэтических экспериментов, обозначен яркими находками и болезненными ошибками. Попытка Ронсара привьете піндаричну оду на французский почва оказалась неудачной. Пытаясь создать универсальный лирический жанр, способный охватить широкий круг тем и мотивов, Ронсар обратился к сонету. Героиню сонетного цикла «Любовь к Кассандры» («Le Premier Livre des Amours», 1552 - 1553), дочь богатого флорентийского банкира Кассандру Сальвиати, Ронсар встретил во время королевского бала в Блуа в 1545 г. Потерпев заметного влияния петраркізму, поэт воспевает возвышенное и безответная любовь. Наибольшее внимание Ронсар уделяет психологическим аспектам любовной страсти:

Скорее в небе погаснет сияние зрение,

И в океане отвердеют буйные волны,

И остановиться под солнцем окаменелые,

И онемеет их неизмеримый шир;

Скорее повалятся громады гор,

Все смешается в метели,

Чем стану я рабом красавицы белой

Поразит мой зеленоглазая зрение.

В карие глаза! Как я вас люблю,

Каким огнем души к вам горю!

А голубым глазам я враг злой.

Или жить, или в могиле буду,

Глаз никогда карих не забуду,

Двух солнц небесных в душе моей.

(«Скорее в небе...», здесь и далее пер. Ф. Скляра)

В том же 1553 г. Ронсар опубликовал «Книгу шалостей» («Livret de Folastries»), которая имела характер дерзкого вызова. В «Шалостях» впервые прозвучали близкие к анакреонтівської традиции мотивы, которые поэт продолжил и развил в сборниках «Гай» («Boccage», 1554) и «Смеси»(«Melanges», 1555). Прибегая к небольшим по объему жанров - посвящения, эпитафии, оделетти, похвального и сатирического описания, Ронсар сочетает в этих сборниках анакреонтівську линию (мотивы наслаждения счастливыми мгновениями быстротекущей жизни) со средневековой линией, источником которой были поэзия трубадуров и народная песня XV вв. С этой точки зрения особое значение для Ронсара приобретает отношение к природе. Она имеет не только эстетическую, но и философскую ценность, выступает в роли советчицы поэта, открывая перед его глазами всеобъемлющий домен естественности и добра. Поэтизация природы тесно связана в Ронсара с гуманистическим мифом о «золотой возраст». В стихотворении «Блаженные острова» («Les Isles Fortunes») возникает образ островов, затерянных среди океана, где поэт ищет убежища от жизненных невзгод.

Примечательны чертами зрелой лирики Ронсара является гибкость и удивительная мелодичность. Музыкальность была для Ронсара непременной предпосылкой лиризма. Несмотря на свою глухоту, Ронсар был большим поклонником музыкального искусства и сам неплохо играл на лютне. Он часто посещал собрания Академии поэзии и музыки. Академию возглавлял друг Ронсара, поэт «Плеяды» Же. А. де Баїф, который мечтал о сближении музыки и поэзии и пропагандировал античный метрический стих. «Плеяда» осуществила метрическую реформу, утвердив господство строфического принципа лирической поэзии. Обновление лирических форм обогащало французскую поэзию новыми выразительными средствами. Ронсар разработал структуру десятискладового стиха, которую впоследствии развил класицист Ф. Малерб. Работая над циклами сонетов, посвященных Марии («Continuation des Amours», 1555; «Nouvelle Continuation des Amours», 1556), P. использовал дванадцятискладовий александрийский стих, который впоследствии получил широкое применение в творчестве романтиков.

Образ простой крестьянской девушки Марии Дюпен, с которой Ронсар познакомился в Бурґейлі, гостя у своего брата-епископа, очень отличается от образа Кассандры. Любовь для Ронсар теряет мифологическую возвышенность и мистицизм, он отрицает неоплатонічну идеализацию женщины, которая царила в петрарківській лирике:

Лишь смерть - заступница моя.

Уважаю смерть отныне я

И выше чести, и славы,

Потому что перед смертью ты ничто.

Зачем позволила, зачем

Взять то, что цветом государства?

Или около Бога ты в это время,

А в раю, - прощай сто раз,

Прощай, Мари, и в гробу.

Тебя от меня смерть взяла,

Да и смерть не рассечет узла,

Который связал нас воедино.

(«О небо, сколько в тебе зла...»)

В этот период, кроме сонетних циклов, Ронсар также работал над «Гимнами» («Hymnes», 1555-1556), в которых поднимал важные нравственные и философские проблемы. Поэт противопоставляет величественной гармонии космоса то беспорядок, что царит на земле, а в вечности Вселенной - мимолетность человеческой жизни. В «Гимне смерти» («Hymne de la mort») Ронсар сочетает средневеково-христианское изображение смерти с языческим.

В конце 50-х pp. XVI в. во Франции начались религиозные войны. Увлеченный идеей национального единства, Ронсар стал приверженцем католической партии и обнародовал ряд поэтических памфлетов «Размышления о превратности нашего времени» («Discours sur les miseres de ce temps», 1562). Убежден в том, что в период обострения идеологической борьбы общественное значение поэтического творчества растет и поэт имеет право говорить с монархами и вельможами как с равными, Ронсар призвал соотечественников к миру.

Гражданские мотивы, которые прозвучали в «Размышлениях», отчетливо заметны и в «Франсіаді» («Franciade»), над которой Ронсар начал работать в 1564 г. Поэт надеялся создать национальную эпопею, о которой шла речь в «Защите», и обратился с этой целью к средневековой легенды, которая возникла на почве «Энеиды» Вергилия. Стоит заметить, что эту легенду о происхождении европейских наций от древних героев-троянцев Ронсар упоминал еще в «Гимне Франции» («Hymne de la France», 1549). Однако, работая над «Франсіадою», поэт стремился синтезировать античный опыт и национальную эпическую традицию. Попытка оказалась неудачной; опубликовав в 1572 г. первые четыре песни эпопеи, Ронсар прекратил работу над ней.

В поздней лирике Ронсара особую роль играют мотивы дисгармонии между ренессансным идеалом и окружающей действительностью. Весьма примечательна с этой точки зрения является элегия «Против лесорубов Ґастінзького леса» («Contre les bucherons de la foret de Gastine»), которую Ронсар написал в середине 70-х гг. и опубликовал в 1584 г. Уничтожение любимого уголка природы (предки Ронсара были лесниками Ґастінзької пуще) символизирует для поэта гибель культуры, прекрасного мира античных богов.

В последней сборке интимной лирики «Сонеты к Елене» («Sonnets pour Helene», 1578) появляются маньєристичні элементы, связанные с частичным возвратом Ронсара к неоплатонической концепции любви; поэт постоянно коррелирует образ своей возлюбленной с идеальной моделью. Несмотря на искренний трагизм позднего любви, он воспевает внутреннюю человеческую гармонию. Ведущая тема сборника - тема неразделенной любви - сочетается с мотивом осенней природы.

В последние годы жизни Ронсар редактировал свои давние стихи, которые должны были войти в полного собрания его сочинений. После того, как летом 1585 г. это издание увидело свет, Ронсар, чувствуя приближение смерти, написал свой поэтический завет, пропитан духом искренней религиоВНОсти.

Еще при жизни Ронсара признали «принцем поэтов». Однако с начала XVII в. и до начала XIX в. его поэзией почти не интересовались, и только в 1828 г. творчество Ронсара по-новому «открыл» известный критик Ш.А. Сент-Бев.

На украинском языке ряд стихотворений Ронсара перевели М. Зеров и М. Терещенко, а в основном массива поэтического наследия Ронсара отечественный читатель обязан переводам Ф. Скляра.



Есть. Харитонов