ВНО 2016 Школьные сочинения Каталог авторов Сокращенные произведения Конспекты уроков Учебники
5-11 класс
Биографии
Рефераты и статьи
Сокращенные произведения
Учебники on-line
Произведения 12 классов
Сочинения 11 классов
Конспекты уроков
Теория литературы
Хрестоматия
Критика

РОЛЛАН, Ромен

(1866 - 1944)

РОЛЛАН, Ромен - творчество писателя

РОЛЛАН, Ромен (Rolland, Romain - 29.01.1866, Кламси - 30.12.1944, Везеле) - французский писатель, лауреат Нобелевской премии 1916 г.

Родился в семье нотариуса. В 1881 г. семья перебралась в Париж, где Роллан окончил лицей Людовика Великого и поступил в Нормальной школы.

В студенческие годы Роллан познакомился с культурной жизнью столицы, много читал. Особое внимание будущего писателя привлек российский роман. Книги Л. Толстого, Ф. Достоевского и И. Тургенева открыли перед Ролланом другой, более здоровый и более целостный мир, чем та действительность, которая окружала юношу в Париже.

Сокрушительное поражение Франции во франко-прусской войне 1870 г., подавление Парижской коммуны и кровавый террор, духовный кризис французского общества в конце XIX ст., самым ярким проявлением которой стал культурный декаданс, - все это омрачало мировосприятие молодого Роллана мрачным пессимизмом. Кризисное состояние общественного сознания Роллан осмысливал как кризис действия. «Мышление не могло сочетаться с действием, однако оно знало, что действие справедливая», - напишет Роллан впоследствии, подытоживая свой творческий и жизненный путь.

Пытаясь преодолеть кризис действия, Роллан обратился к искусству как к средству компенсации личной неспособности к действию. Для молодого Роллана искусство - деятельность, которой прежде всего нуждается сам художник, это способ обогащения его индивидуальности, расширение личности. «Я влюблен в искусство, потому что оно взрывает мою маленькую жалкую личность...» - писал Роллан. Но мир искусства был осужден Л. Толстым в его трактате «так что же нам делать?». В 1887 p. Роллан написал письмо своему кумиру, в котором выразил уважение к великого писателя, но одновременно попытался оспорить его взгляды на искусство. Толстой ответил на письмо Роллана, подробно выяснив свою позицию и заметив, что он осуждает не искусство вообще, а лишь кастовое, оторванное от народа искусство. Кроме Л. Толстого, на мировоззрение молодого Роллана заметное влияние оказали пантеизм Б. Спинозы и фатализм Ж.Р. Ренана.

После окончания Нормальной школы в 1889 г. Роллан отправился в Италию, чтобы поработать над диссертацией. В Италии он изучал изобразительное искусство и музыку. Роллана больше всего поразила творчество Микеланджело, И. С. Баха, В. А. Моцарта, Л. ван Бетховена и Г. Вагнера. Его захватило героическое искусство. Пребывание в Италии Роллан впоследствии охарактеризует как «лечение просветлением». Вскоре он действительно излечился от юношеского пессимизма. В Риме Роллан познакомился с 70-летней немкой Мальвідою фон Мейзенбурґ, человеком энциклопедических знаний и большой жизненной силы, которая знала многих выдающихся людей XIX века.

Вернувшись в Париж, Роллан в 1892 г. женился Клотильдою Бреаль, дочерью профессора филологии в Коллеж де Франс, с которой проживет 9 лет. О причинах их развода он признается М. фон Мейзенбурґ: «Совместная жизнь было бы возможным, если бы один из нас пожертвовал собой ради другого; что касается меня, я не должен этого делать, а она, она не хочет этого». А тем временем Роллан защитил в Сорбонне две докторские диссертации (1895): «Происхождение современного лирического театра: история оперы в Европе до Люлли и Скарлатти» и «Упадок живописи в [талии после XVI века «. Защитив диссертации, Роллан занимался научно-педагогической деятельностью: читал лекции по истории музыки в Нормальной школе и в Сорбонне. Именно в этот период началась литературная деятельность Роллана. Еще в Италии он лелеял замысел своего первого литературного произведения, драмы «Орсіно». Действие этой пьесы происходит в эпоху Возрождения. Главный герой - кондотьер Орсіно, в образе которого автор хотел выразить «страстную и всеобъемлющую активность той прекрасной эпохи».

Ранние «античные» и «итальянские» пьесы Роллана - «Орсіно «(«Orsino», 1890), незавершенная драма «Эмпедокл» («Empedocle», 1890), «Бальйоні» («Baglione», 1891), «Ніобея» («Niobe», 1892), «Калигула «(«Caligula», 1893), «Осада Мантуи» («Le Siege de Mantoue», 1894) - были слабыми. Автору не удалось опубликовать ни одной из них. Однако драматическое искусство особенно привлекало Г. своей действенностью, возможностями мощного воздействия на читателя и зрителя. Ранняя драматургия Роллана, характер его первых пьес отразили стремление писателя синтезировать мечту и действие, возродить в душах современников волю к действию. Первым опубликованным произведением Роллана стала трагедия «Людовик Святой» («Saint-Louis», 1897), которая впоследствии вошла в цикл «Трагедии веры» («Les Tragedies de la foi»). Конфликт этой пьесы имеет этический и философский характер: вера в идеал столкнулась с неверием и эгоизмом. Олицетворением веры в драме становится Людовик Святой, который возглавил поход на Иерусалим с целью освобождения Гроба Господня. Антагонистами Людовика выступают его сеньоры, охваченные марнославністю и презрением к толпе (Готье де Салісбері, Манфред и др.). В обраВНОй системе пьесы отчетливо прослеживается антитеза, которая в течение длительного времени будет оставаться объектом пристального внимания Роллана: противопоставление моральной элите («sorte d'elite morale») элиты интеллектуальной. В «Людовике Святом», как и в двух последующих пьесах цикла - «Аерті» («Aert», 1898) и «Настанет время» («Le temps viendra», 1903), Роллан пытается совместить достижения социально-философской интеллектуальной драмы Г. Ибсена и Б. Шоу с революционно-романтической традицией. К. Ф. Шиллера и В. Гюго. В цикле «Трагедии веры» выражена убежденность Роллана в неизбежности свержения старой, спорохнявілої цивилизации. Он верит в необходимость обновления искусства и жизни. Теперь Роллан уже не считает искусство единственным способом преодоления пассивности. Писатель хочет стать активным участником событий.

Во второй половине 90-х гг. писатель увлекся социалистическими идеями, хотя и не присоединился ни к одной организации, настороженно относясь к политике. Призыв к обновлению искусства - главный пафос книги «Народный театр»(«Le Theatre du peuple», 1903), в которой Г. изложил новую концепцию театра. В эту книгу вошли статьи, опубликованные в 1899-1903 гг. на страницах журнала «Ревю д'ар драматік».

Роллан отвергает трактовку искусства как «убежища» для творческой личности. Свою задачу он видит в том, чтобы создать новый тип театра - театр для народа, целью которого стало бы поддержание в народе «душевной бодрости». Театр как стимул к действию - вот лейтмотив размышлений Роллана. С таких позиций он критически оценивает предыдущую европейскую драматургическую и театральной традиции. Театр Шекспира, классицистическая комедия Мольера, романтическая драма Шиллера и Гюго, не говоря уже о Г. современный театр, по мнению писателя, оторванные от проблем и забот, которыми задаются широкие народные массы. Чтобы приблизить театр к народу, необходимо изобрести новые художественные формы, ввести «монументальное искусство, творимое народами для народа».

Попыткой воплотить идею народного театра стал цикл «Театр революции» («Theatre de la Revolu-tion»), в который вошли пьесы: «Волки» («Les Loups», 1898), «Триумф разума» («LeTnomphede laraison», 1899), «Дантон» («Danton», 1900), «Четырнадцатое июля»(«Le 14 Juillet», 1902). В цикле говорится о событиях Великой французской революции XVIII в. Однако, обращаясь к истории, Роллан ищет ответы на вопросы современности, он проникается проблемами возможной революции и ее последствий, проблемой народа и его роли в революции. Писатель размышляет над судьбами интеллигенции в период социальных катаклизмов. Революция, с одной стороны, привлекает Роллана своим героическим пафосом, а с другой - пугает жестокой стихийностью, что приводит к многочисленным жертвам. В «Театре революции» писатель переносит центр конфликта внутрь революционного лагеря, сохраняя при этом его философско-этический характер. Это позволяет Роллану воссоздать драматизм революционной борьбы, убедительно показать невозможность решения некоторых моральных проблем в тесных рамках революционной этики.

В частности, в драме «Волки» сходятся в жестоком поединке две правды. Правда майора Телье, который пытается спасти несправедливо осужденного к смертной казни майора д'Уарона, и правда комиссара Кенеля, способного принести в жертву невинного человека во имя интересов родины и революции. Оба герои верят в революцию и искренне служат ей, но по-раВНОму понимают интересы революции. В пьесе «Четырнадцатое июля» черты нового «народного театра» оказались особенно отчетливо. Роллану удалось создать действительно масштабное действие. В пьесе немало массовых сцен, автор даже рекомендовал режиссерам спектакля привлекать зрителей к участию в хороводах, песнях и танцах. Роллан как будто окружает зрителя драматическим действием, а саму драматическую действие воплощает в реальность. Народ в драме выступает не фоном, на котором разворачиваются сюжетные коллизии, а главным героем, что штурмует Бастилию, осознавая свою историческую миссию и свою силу. Впрочем, драматургия Роллана так и не получила широкого признания, потому что не слишком соответствовала вкусам буржуаВНОй публики, которой не нравился ее героический пафос.

Роллан искал новые формы воплощения своего идеала. Затем он обратился к биографическому жанру и создал цикл «Героические жизни»(«Vies hero'i'ques»), в который вошли: «Жизнь Бетховена» («Vie de Beethoven», 1903), «Жизнь Микеланджело» («Vie de Michel-Ange», 1906) и «Жизнь Толстого» («Vie de Tolstoi», 1911). Как замечал С. Цвейг, в цикле «Героических жизней» Роллан «ищет другую среду, другие средства, чтобы зажечь читателя». Отныне идеал морального величия писатель находит не в фигурах полководцев, законодателей, государственных деятелей, вождей революции, а в творческой личности.

Проблема мечты и действия остается центральной и в этом цикле. Так, в «Жизни Микеланджело» писатель показывает конфликт могущественного гения и слабого человека в душе одной личности. Это противоречие не позволяет Микеланджело завершить ни одного из его творений. В финале очерка гениальный художник отрекается от искусства и обращается к религии. Роллан убежден в необходимости совместить мечту и действие. «Героизм - это видеть мир таким, каким он есть, и любить его», - провозглашает писатель. Однако в «Героических жизнях» Роллан сформулировал новое понимание героизма, который заключается не в преодолении исключительных трудностей и опасностей революционного времени, а в ежедневной борьбе личности с собой, с болезнями, нищетой, одиночеством, собственной слабостью.

Обращаясь к традиции Плутарха, Роллан на рубеже XIX-XX в. выступил как новатор в жанре биографии, как создатель синтетической жанровой модификации, содержала элементы развития новой системы жанровых форм - биографического жанра XX вв. (прежде всего в творчестве А. Моруа и С. Цвейга). В своих биографических очерках Роллан синтезирует черты разных жанров: психологического очерка, литературного и музыкально-исторического портрета, научной биографии и т.д. В ролланівських биографиях сочетаются разные стихии: документальная, художественная, психологическая, публицистическая и философская.

Работая над биографиями, Роллан параллельно писал свой главный произведение, роман «Жан-Кристоф» («Jean-Christophe», 1904-1912). Замысел романа возник еще в 90-х pp. XIX ст. Впоследствии Роллан вспоминал, что у него было желание написать «музыкальный роман». Он не хотел анализировать чувства, а непосредственно «вызвать» его в читателя - так, как это делает музыка. Стремление передать динамику чувство определило жанровую специфику «Жан-Кристофа». Роман разрушает традиционные для XIX в. принципы романной формы. Это «роман-поток», роман-симфония, где каждая из трех частей имеет свою тональность, свой ритм. Многочисленные вставные эпизоды и лирические отступления создают атмосферу взволнованности и эмоциональной приподнятости. Л. Арагон назвал «Жан-Кристоф» «романом о идеи». Действительно, Роллан так же, как и другой основатель жанра «романа-потока» М. Пруст. создает вариант интеллектуального романа, в котором борьба характеров раскрывается прежде всего как борьба идей. Основой романа служат несколько постоянных мотивов и этических постулатов: возрождение через смерть, поражение в победе и победа в поражении.

В образе гениального музыканта, немца Жан-Кристоф Роллан воплощает мечту о герое, о «современного Бетховена». События духовной биографии Жан-Кристофа - основа развертывания сюжета. Восстав против деспотизма немецких чиновников, против насилия, Кристоф бежит к Франции. Знакомство героя с большим миром европейской культуры и политики разочаровывает его. Французскую культура он воспринимает как «ярмарка на площади», где все покупается и продается. Книга «Ярмарка на площади» («La Foire sur la place») свидетельствовала об усилении остроты социального анализа в творчестве Роллана и о его сатирический талант.

В «Жан-Крістофі» рассказ о событиях внутренней жизни героя сочетается с воссозданием широкой социальной и культурной панорамы европейского жизнь в начале XX ст. Кристоф, потерпев многочисленных испытаний, в конце концов, осознает, что свобода лишь для себя самого является ограниченной. Стремясь к полноте духовной индивидуальной свободы, погибает его друг, француз Оливье, погибает нелепо и случайно, оставаясь одиночкой. В финале романа Жан-Кристоф теряет свой мятежный пыл, но сохраняет верность себе, свою творческую неповторимость. Обязанность художника он видит в том, чтобы оставаться верным своей природе и таланту. В этом для Роллана заключается залог бессмертия гения. Идея бессмертия выражена в символической финальной картине, в которой Кристоф-Христофор переносит через бурный поток младенец - Будущий день.

В «Жан-Крістофі» Роллан не сумел совместить мечту и действие в реальной действительности. Поиск методов такого сочетания продолжается в повести «Круги Брюньйон» («Colas Breugnon», 1918), найжиттєстверднішому произведении Роллана довоенного периода. Сам писатель считал эту повесть определенным передышкой после гигантской фрески «Жан-Кристофа «.

Действие повести разворачивается в Бургундии, в городке Кламси, где родился и сам Роллан. Время действия - любимая ролланівська эпоха Возрождения. Главный герой - резчик-плотник Круга Брюньйон, человек веселого нрава, сообразительный, жизнерадостный и талантливый. Круга - олицетворение лучших черт национального характера французов. Ведущей темой произведения является тема творчества, но Роллан понимает ее широко, не только как профессиональную деятельность, но и как творческое отношение к жизни. Круга Брюньйон - настоящий художник и творец не только потому, что он талантливый скульптор; главным в его характере есть то, что он не может жить без труда, не принося радости людям. Поэтика «Круга Брюньйона» отличается от стиля «Жан-Кристофа» с его утонченным психологизмом и интеллектуализмом. В повести царит стихия живой разговорной речи, колоритной и оживленной. Роллан прибегает к фольклорной стилизации, к ритмізованої прозы.

Первая мировая война начала новый период в творчестве Роллана. Он принимал активное участие в совместно-политической деятельности, выступал с антимілітаристських позиций, стал одним из самых авторитетных общественных деятелей Европы. В 1915 г. вышел сборник его антивоенных статей «Над схваткой» («Au-dessus de la melee»), а в следующем году писатель стал лауреатом Нобелевской премии «за возвышенный идеализм его литературных произведений, а также за искреннюю симпатию и любовь, с которой писатель создает различные человеческие типы».

В 1919 г. увидела свет книга «Предтечи» «Les Precurseurs»), которая получила громкую огласку в среде европейской интеллигенции. Обе книги свидетельствуют об эволюции взглядов Роллана на сущность войны. Если в сборнике «Над схваткой» Роллан считает, что война является следствием идейных противоречий, шовинистической пропаганды, то в «Предтечах» он уже ведет речь об истинных причинах кровавой мировой резни. Главной причиной становятся деньги, материальные интересы тех, кто наживается на войнах.

Фарс «Лілюлі» («Liluli», 1919) - острый памфлет, направленный не столько против войны, сколько против социальной лжи вообще, какие бы формы она не приобретала: иллюзорной свободы, притворного права, лицемерия и т.д. В повести «Пьер илюс» («Pierre et Luce», 1920) речь идет о трагической истории двух людей, которые встретились и полюбили друг друга в дни войны. Попытка спрятаться от ужасов войны в идиллию любовных свиданий оказалась неудачной. Влюбленные погибают под обломками храма, разрушенного немецкой авиацией. В романе «Клерамбо» («Clerambault», 1920) воссоздана атмосфера первых месяцев войны, описанная шовинистическая вакханалия во Франции. Герой произведения - поэт Аженор Клерамбо с энтузиазмом встречает начало войны. Но после потери сына, который добровольно отправился на фронт, Клерамбо осуждает войну.

Летом 1919 г. писатель опубликовал «Декларацию независимости духа» («Declaration d'Independance d'Esprit»), программную статью, в которой Роллан обратился к европейской интеллигенции с призывом к объединению и совместной защиты духовной свободы.

Весной 1921 г. Роллан вместе с отцом и сестрой переехал в Швейцарию, купил дом в Вильневе, где напряженно работал, принимал многочисленных посетителей, отвечал на множество писем. Когда позволяло здоровье, Роллан отправлялся в заграничные странствия: в 1923 г. посетил Лондон и Зальцбург, в 1924 г. - Вену и Прагу, 1925 г. побывал в Германии.

В начале 20-х гг. писатель стремился найти ответ на вопрос, как согласовать задекларированную им отказ от насилия с необходимостью изменить существующие общественные порядки. Именно различия во взглядах на эту проблему стали причиной раВНОгласий между Ролланом и А. Барбюсом, видным деятелем группы «Клярте», к которой принадлежали интеллектуалы, убеждены в том, что единственным средством достижения принципов справедливости, мира и свободы есть революция. Роллан отказался присоединиться к этой группе. Приветствуя русскую революцию, писатель все же опасался ее возможных последствий и крайностей. Информация, которая поступала из России, не очень радовала Роллана. Он решительно отрицал принцип «цель оправдывает средства». В 20-х pp. P. больше всего импонировал толстовский принцип непротивления злу насилием. Писатель сочувствовал освободительной борьбе индийского народа против английского господства. Ему была близка мысль М. Ганди о необходимости обретения независимости мирными, ненасильственными методами.

В поисках мировоззрения, который служил бы руководством к действию, Роллан обратился к изучению политической и религиоВНО-философской мысли Индии. Результатом этих исследований стали книги «Махатма Ганди» («Mahatma Gandi», 1923), «Жизнь Рамак-рішни»(1929), «Жизнь Вивекананды» («La Vie de Vivekananda», 1930), в которых Роллан выложил и исследовал идеи индийских мистиков. Несмотря на информацию о терроре и репрессиях в России, Роллан в своих выступлениях всегда поддерживал советскую державу. Об этом, в частности, свидетельствуют его статьи «На смерть Ленина» («Sur la more de Lenine», 1924), «Письмо в редакцию «Лібертер» о репрессиях в России» («Lettre au «Libertaire» sur la repression en Russie», 1927), «Ответ К. Бальмонтові и И. Бунину» («Reponse a C. Balmont et а И. Bounine», 1928). Роллан был убежден в том, что, несмотря на ошибки, просчеты и даже преступления, русская революция является «грандиозным социальным усилиям, самым мощным и самым плодотворным в современной Европе». В статье «Прощание с прошлым» («Adieu au passe», 1931) отразились изменения, которые претерпели взгляды Роллана. Писатель охладел к своей концепции «независимости духа» и признал историческое значение русской революции.

Самым заметным художественным произведением Роллана послевоенного периода стал роман «Очарованная душа» («L'Ameenchantee», 1922-1933). Героиня романа Аннета Ривьер, которая, по выражению Роллана, «как и Жан-Кристоф, хотя и в совершенно другом плане, принадлежит к большой когорте творческих натур», не наделен гениальностью Жан-Кристофа, она не художник. Но творческий характер ее натуры проявляется в труде, в умении оживить инициативой любое дело.

От проблем эстетических Роллан переходит к социальным. Аннета - новый тип женщины, которая защищает свое право на независимость, самостоятельную работу и человеческое достоинство. Потеряв отца, почувствовав горечь разочарования в любви, оставшись без копейки, Аннета открывает для себя мир, познает жизнь, подвергается многим испытаниям, сохраняя при этом силу духа и светлый ум. В финале романа, потеряв своего сына Марка, убитого итальянским фашистом, Аннета переживает духовный перелом и присоединяется к активной социальной деятельности.

Ведущей темой романа стала тема судьбы французской интеллигенции в период от середины 90-х pp. XIX в. до 30-х pp. XX ст. «Очарованная душа» - один из первых антифашистских романов XX века. В этом произведении Роллан находит ответ на вопрос о сочетание мечты и действия. Залогом достижения такого единства становится отказ от индивидуалистической ограниченности, способность вступить в борьбу за идеалы справедливости. Композиционно «Очарованная душа» напоминает «Жан-Кристофа». Это монументальное произведение, где биография незаурядной личности изображена на широком фоне жизни европейского общества. Сохраняется и симфоническая структура романа, эмоциональная приподнятость, патетичность стиля.

В 1934 p. Роллан вступил в брак с молодой русской, француженкой по матери, которая стала для него другом и помощником, Марией Кудашевою. Летом 1935 г. по приглашению Максима Горького Роллан посетил СССР. Он встречался с писателями, дважды беседовал с И. Сталиным, пытаясь убедить советского руководителя в необходимости освобождения из заключения известного деятеля партии эсеров. Впечатления от этой поездки Роллан изложил в дневнике, фрагменты из которого увидели свет в журнале «Ероп» в 1960 г.

В 1936 г. вышел сборник «Спутники» («Compagnons de route»). В книгу вошли 11 статей и эссе, написанных от 1900 до 1935 г. и посвященных выдающимся художникам и мыслителям, которых Роллан считал спутниками своей жизни. В частности, здесь были очерки о В. Шекспира, И.В. Гете. Л. Толстого, В. Гюго, а завершала сборник статья «Ленин, искусство и действительность».

В 1938 г. писатель вернулся из Швейцарии в Францию. В этот период его особенно беспокоили события, происходившие в СССР. Встревожен сообщениями об усилении репрессий, Роллан выразил свою обеспокоенность в частных письмах советских чиновников, однако не получил от них ни ответа, ни объяснения. Итогом размышлений Роллана о судьбе и тяготы революций стала драма «Робеспьер» («Robespierre», 1939), завершила цикл «Театр революции». «Робеспьер» - монументальное произведение с многими действующими лицами, в нем царит атмосфера революционного возбуждения, людской шум. В центре драмы - проблемы революционной этики, прежде всего, вопрос о целесообраВНОсти террора. Роллан показывает, как кровавая машина террора уничтожает и тех, кто его начал.

Начало Второй мировой войны застало Роллана в Везелі, на юге Франции. Писатель немедленно выступил с заявлением, в котором обратился к тогдашнему премьер-министра Франции Э. Даладье, подтвердив свою «полную и искреннюю преданность борьбе демократии против гитлеровской тирании». А через несколько месяцев Везеле оккупировали фашисты. Несмотря на то, что часть его дома забрали немцы, Роллан продолжал работать над автобиографическими произведениями «Внутреннее путешествие» («Le Voyage interieur», 1942), «Плавание вокруг света» («Le Periple», 1946), над багатотомним исследованием «Бетховен. Большие творческие enox»«(«Beethoven. Les Grandes Epoques creat-rices», 1928-1949), в которых отразились растерянность и тяжелые душевные переживания старого и больного писателя, вызванные событиями войны. Последним произведением Роллана стала книга «Пеґі» («Peguy», 1944), в которой писатель изобразил образ своего друга, поэта и полемиста, бывшего главного редактора «Двухнедельных тетрадей», а также его эпоху. Писатель умер в 1944 г. от туберкулеза, успев увидеть свою страну свободной.

Роллан - один из величайших французских писателей-реалистов XX в., творчество которого оказала существенное влияние на Г. Мартена дю Гара, Ж.Р. Блока, А. де Сент-Экзюпери, Л. Арагона, С. Цвейга, А. Моруа, А. Барбюса, Г. Гессе, Я. Ивашкевича. Он вместе с А. Франсом, Г. Уэллсом, М. Прустом, А. Жідом, Т. Манном стоял у истоков интеллектуального романа XX в. Роллан внес в западноевропейскую литературу мощный героический пласт, непоколебимую веру в возможности человека. А его главная заслуга, по мнению французского исследователя Ж. Альбертини, заключалась в том, что он «сумел быть интеллектуалом, художником нового типа», который отказался от традиционной университетской карьеры и отдал все свои силы борьбе за человека, за его достоинство и свободу духа.

На украинском языке ряд произведений Роллана перевели Я. Кравец, М. Овручская, В, Очан, С. Саки-лон и др.



В. Триков