ВНО 2016 Школьные сочинения Каталог авторов Сокращенные произведения Конспекты уроков Учебники
5-11 класс
Биографии
Рефераты и статьи
Сокращенные произведения
Учебники on-line
Произведения 12 классов
Сочинения 11 классов
Конспекты уроков
Теория литературы
Хрестоматия
Критика

РОБ-ГРИЙЕ, Ален

(рожд. 1922)

РОБ-ГРИЙЕ, Ален - творчество писателя

РОБ-ГРИЙЕ, Ален (Robbe-Grillet, Alain - нар. 18.08. 1922, Брест) - французский писатель.

Получил специальность инженера-агронома, работал в африканских странах. Публикация первого романа Роб-Грийе «Ластики» («Les Gommes». 1953), по мнению многих французских критиков, начала литературную революцию, которая должна была вывести жанр романа из кризисного состояния.

Детектив Валлас расследует дело о здогадне убийство Даниэля Дюпона. Расследование заканчивается тем, что Валлас стреляет в предполагаемого убийцу. Однако жертвой Валласа становится... сам Даниэль Дюпон, который, к тому же, оказывается Валласовим отцом. Очевидно, что сюжет романа пародирует античный миф об Эдипе и трагедию Срфокла, а наряду с этим - и каноны детективного жанра. Однако особое внимание читателя привлекает не сюжет, хорошо известный и достаточно несложный, а новый стиль, к которому прибегает Роб-Грийе. Определяющими особенностями авторской манеры Роб-Грийе является детализированные описания вещей и ситуаций, перегруженность романа символами (один из них - резинки, которые, гуляя по городским улицам, пытается купить Валлас, - можно истолковать как символ невловного, невіднайденого времени).

Сюжет романа не содержит никакого глубинного смысла. Мировоззрение Роб-Грийе основывается на постулате, что между человеком и миром не существует эмоциональных отношений. Мир безразличен к человеку, и только человек пытается вложить какой-то смысл в молчалив и равнодушен универсум. На этой почве возникает «шозизм» Роб-Грийе. Мир и вещи («choses») просто есть, и идеальными отношениями между субъектом и объектом писатель считает отсутствие каких-либо отношений. А значит, вещи теряют объемность, глубину. Они такие, какими они предстают на поверхности. Эти соображения вдохновили Роб-Грийе на изобретение особой «объективной» техники письма, геометричности описаний, в которых точно, с невероятной скрупулеВНОстью фиксируются размеры предметов, расстояние между ними, их взаимное расположение. Концепция мира и человека в Роб-Грийе воплощается, таким образом, не столько в событиях, которые разворачиваются, сколько в самой манере повествования писателя.

Тот же принцип «избыточной» описательности действует и в следующем романе Роб-Грийе «Підглядач» («Le Voyeur», 1955). Коммивояжер Матиас возвращается в городок, где прошло его детство. Вскоре на острове исчезает 13-летняя девочка, на следующий день ее мертвое тело находят среди скал. Она стала жертвой садиста. Беспокойство охватывает Матиаса, когда он слышит рассказ об убийстве, вызывает у читателей подозрение, что преступление совершил именно он. Однако собственно детективный сюжет, как и в предыдущем романе, не имеет значения, потому что вскоре выясняется, что Матиас психически неполноценный и, возможно, преступление - это плод его больной фантазии. Внимание читателя привлекают детали пейзажа и интерьера, которые Роб-Грийе воспроизводит с невероятной обстоятельностью и педантичностью.

В романе «Ревность» («La Jalousie», 1957) Роб-Грийе снова устраивает игру с читательскими ожиданиями. Несмотря на громкое название, в романе не говорится об анатомии ревности, неизвестно, у героя действительно есть основания для подозрений и ревности. Внимание читателя вновь сосредотачивается на накоплении деталей.

Свой следующий роман «В лабиринте» («Dans le labyrinthe», 1959) сам автор говорил, что он содержит «только материальную реальность», что в нем нет «ни одного аллегорического значения». Какой-то солдат, выполняя предсмертное просьбе своего приятеля, шествует по заснеженным улицам города, разыскивая невесту погибшего, чтобы отдать ей коробку, о содержимом которой ничего не известно. Несмотря на стремление Роб-Грийе к воспроизведению материальной реальности, эта реальность в романе парадоксальным образом улетучивается, становясь все ілюзорнішою. Доведенная до края объективность Роб-Грийе вращается крайней субъективностью, ведь мир вещей в романах Роб-Грийе - это мир вещей, созданных авторской фантазией. Мир, созданный воображением писателя, мир в сознании субъекта - единственный объект изображения в романах Роб-Грийе.

В 60-х pp. Роб-Грийе заинтересовался кинематографом. Это увлечение не было случайным: его предпосылки сформировались в романах писателя с их ориентацией на объективную фиксацию предметного мира. Кинокамера наиболее точно соответствовала такой установке, выполняя роль взгляда, который бесстрастно фиксирует окружающий мир. Вместо словесного возникает наглядный образ действительности.

Сценарий фильма «в Прошлом году в Мариенбаде» («L'Annee derniere a Marienbad», 1961), над которым Роб-Грийе работал вместе с режиссером А. Рене, является ярким образцом «акино».

Мир, созданный Роб-Грийе, крайне эфемерный, лишенный временной и пространственной определенности. Герои фильма не имеют имен, а киносценарий - элементов драматизма. Активностью обладает только «камера», взгляд, который переходит с предмета на предмет. Меняются и чередуются планы, монтируются отдельные кадры.

Логическим продолжением киносценария «в Прошлом году в Мариенбаде» стал «кинороман» «Бессмертная» («L'lmmortelle», 1963). Все, что происходит в романе, скорее напоминает воспоминания или плод воображения персонажа, условно названного Н. Фрагменты воспоминаний монтируются вполне произвольно, с нарушением всякой логики и причинно-следственных связей. Существенным становится не сам рассказ, а литературная техника, которая приобретает самостоятельное значение.

В сборнике программных статей и манифестов «За новый роман» («Pour un Nouveau Roman», 1963) Роб-Грийе излагает свои эстетические принципы, обосновывает необходимость новой романной техники. Суть своего новаторства писатель видит в том, что «мы не только не рассматриваем больше мир как наши владения, нашу частную собственность, приспособленную для удовлетворения наших потребностей, но и не верим больше в его глубину».

Роб-Грийе считает, что в мире существует что-то стабильнее и прочнее, чем человек. Именно поэтому человек в его миниатюрах, романах и кіносценаріях выступает лишь как вещь среди других вещей, один из безликих феноменов действительности. Персонаж должен не действовать, а присутствовать в романе, потому что время действующих героев-индивидуалистов уже истек.

Роб-Грийе называет деметафоризацію одним из главных принципов нового художественного мышления, ибо метафора, по его мнению, является способом внесения смысла в абсурдную реальность, средством установления эмоционального контакта человека с миром. А поскольку такой контакт принципиально невозможен, то и метафора является устаревшим приемом традиционного реалистического художественного мышления. Место метафоры в романной структуре должен занять формальное описание.

«Новый роман» ничего не выражает, не анализирует и не объясняет. «Он не знает, чего ищет. Он не знает, что должен сказать», - декларирует писатель. Роман предлагает читателю избавиться от стереотипов мышления - и именно в этом заключается его главная функция.

«Дом свиданий» («La Maison de rendez-vous», 1965) - любимый роман самого Роб-Грийе. Это произведение стало итогом и самой яркой иллюстрацией эстетических принципов писателя, воплощением «абсолютного субъективизма». Как замечает Л. Андреев, «от «Марієнбаду» до «Дома свиданий» отчетливо прослеживается вырождение «шозистського» новаторства - вырождение в сумму приемов. Литературная техника приобретает самостоятельное значение, она должна заинтриговать и запутать читателя».

Действительно, ситуация, которая стала основой сюжета, поражает полной алогичностью: Джонсон в Гонконге связан темными махинациями с таким себе Маннере. Маннере убивают, Джонсон пытается выехать из Гонконга, но, чтобы заплатить за проститутку, которую он хочет забрать с собой, просит в Маннере одолжить ему денег. Получив отказ, Джонсон еще раз убивает уже убитого ранее Маннере.

Как и в предыдущих романах Роб-Грийе, сюжет не играет здесь существенной роли, он лишь демонстрирует искусственность художественных приемов писателя.

В романе «Проект революции в Нью-Йорке» («Projet pour une revolution a New York», 1970) Роб-Грийе еще больше усложняет технику рассказа, насыщает сюжет многочисленными эпизодами пыток и насилия.

В середине 70-х гг. увидели свет еще два романа писателя: «Топология города-призрака» («Topologied'unecitefant6me», 1975) и «Воспоминания золотого треугольника «(«Souvenirs du triangle d'or», 1978).



В. Триков