ВНО 2016 Школьные сочинения Каталог авторов Сокращенные произведения Конспекты уроков Учебники
5-11 класс
Биографии
Рефераты и статьи
Сокращенные произведения
Учебники on-line
Произведения 12 классов
Сочинения 11 классов
Конспекты уроков
Теория литературы
Хрестоматия
Критика

РОА БАСТОС, Ауґусто

(1917 - 2005)

РОА БАСТОС, Ауґусто - творчество писателя

РОА БАСТОС, Ауґусто (Roa Bastos, Augusto - 13.06.1917, Асунсьон - 28.04.2005, там же) - парагвайский писатель. Родился в бедняцкой семье в столице Парагвая - Асунсьоне, детство провел в селе Ітурбе, где его отец батрачил у латифундиста. После окончания сельской школы Роа Бастос с большим трудом смог устроиться в колледж «Сан-Хосе», но учебу пришлось прервать. В 17 лет Роа Бастос принял участие в войне с Боливией (1932-1935), которая стремилась захватить нефтеносную парагвайську равнину Чако.

После демобилизации Роа Бастос обратился к литературной деятельности. Сначала работал репортером в ежедневной газете «Эль Паис», потом читал на радио лекции о английскую литературу. Лекции стали популярными, и Роа Бастос был приглашен в Европу, откуда регулярно передавал для «Эль Паис» репортажи о достижениях европейской цивилизации - Англии, Франции, Германии, Швеции. В 1947 г. писатель вернулся в Парагвай, где принял участие в народном движении против диктатуры тогдашнего президента Моріньїго. После поражения оппозиции, сопротивление которой перерос в гражданскую войну, Роа Бастос вынужден был эмигрировать в Аргентину, где продолжил карьеру профессионального писателя.

Литературный дебют Роа Бастоса связан с поэзией (поэтический сборник «Соловей на рассвете», 1940), после чего он обратился к прозе (романы «Фульхенсио Миранда», 1942; «Избиение младенцев», 1946) и драматургии («Пока не наступил день», 1946). Подлинную литературную известность писателю принес сборник рассказов «Гром в письме» (1953), в которой он широко использовал метод магического реализма, обратился к мифологического мышления, в котором ищет ключ к художественному познанию действительности. Рассказы сборника проникнуты духом протеста против политической диктатуры, царства зла и несправедливости. Водоворот насилия и жестокости в природе и обществе он раскрывает с помощью мифологической метафоры: «Гром падает и остается в письме; звери поедают листья и делаются жестокими; люди поедают зверей и также становятся жестокими; земля поедает людей и начинает реветь, словно гром».

Еще больший успех выпал на долю следующего романа писателя «Сын человеческий» («Hijo del hombre», 1959). В этом социально-обличительном произведении, используя элементы народной мифологии и символики, Г. Б. воспроизводит трагические картины жизни парагвайского народа. События романа охватывают 1905-1936 pp. с их кульминацией - боливийско-парагвайською войной за Чако, концентрируются вокруг событий жизни обитателей провинциального городка Ітапе, внешне не связанных сквоВНОй сюжетной линией. В центре изображения - фигуры нескольких «сынов человеческих», образы которых мифологизируются в народном сознании и одновременно соотносятся с христианской символикой: история жизни и смерти пораженного проказой гитариста Гаспара Мора, который уединился в сельве и сделал из дерева скульптуру Христа, которой после смерти Мора поклоняться жители поселка, видя в ней признаки присутствия истинного Бога; это история Касиано Хара и его жены Нативидад, которые живут в фантастическом вагоне, который сам по себе, без паровоза и шпал, движется в направлении леса, где исчезает навсегда; история их сына Крістабаля, которого прозвали Кіріто (Христос), народного вожака, который героически погиб во время войны за Чако, и т.д. Роман был почтен несколькими литературными премиями в Аргентине, США и Италии как один из лучших испано-американских произведений последних лет.

Философским размышлениям о трагической судьбе парагвайского народа посвящен и целый ряд последующих произведений Роа Бастоса: прозаические сборники «Пешком по воде» (1966), «Сожженные деревья»(1969), «Морієнсіа» (1969), «Мертвый»(1972) и др.

В 1974 г. появился новый роман писателя «Я, Верховный» («Yo, ei Supremo»), ставший вершиной творчества Роа Бастоса и вызвал широкий общественный резонанс. Используя исторические документы, писатель создал в этом романе образ основателя Парагвая, диктатора Хосе Гаспара Родригеса Франсіа, который правил страной с 1814 по 1840 г., разоблачил исторические корни деспотической власти. Критика, к которой прибегает писатель в романе, далека от одномерности, так и фигура самого диктатора не вполне вписывается в стереотипы обычной воображения. Франсис, который был сторонником идей европейских просветителей и пытался воплотить их на практике, выковал парагвайську нацию, отстоял ее независимость, провел ряд прогрессивных реформ в экономике и политике, что значительно либерализовали и демократизировали общественную жизнь страны. В то же время он изолировал страну от внешних контактов, установил тотальный контроль над гражданами, создал мощный полицейско-репрессивный аппарат, что, в конце концов, превратил все его демократические начинания в банальную диктатуру. Автор показывает, как міфологізується образ диктатора в народном сознании. Ученики, пишущие сочинение, представляют его как вполне фантасмагорическую фигуру: «Верховный - это Хозяин Страха. Папа говорит, что это Человек, который никогда не спит. Она днем и ночью пишет и хочет, чтобы мы все были не такими, как есть, а другими. А еще он говорит, что Верховный - Большая Стена вокруг мира, которую никто не одолеет. Мама говорит, что он мохнатый паук, который все время плетет свою паутину в Доме Правительства. Говорят, что с ней никому не вырваться». Возможность сочетания в неординарной личности антагонистических первнів: демократизма и тоталитаризма, причины и закономерности, которые обусловливают их взаимосвязь и взаємоперебіг, - составляет главный объект размышлений Роа Бастоса в его романе.



В. Назарец