Народ и власть в романе Толстого «Война и мир»
Если довериться высказывания, что историю творят выдающиеся личности, то стоит сказать, что все великое в мире совершается именно ими. Это касается и литературы, и искусства, и науки, и, вероятно, всех других областей жизни. Но выдающиеся личности не падают с неба, а воспитываются здесь, на Земле.
А среди титанов XIX века фигура Льва Николаевича Толстого выделяется особенно ярко. Возможно потому, что сам Толстой всю жизнь стремился быть полезным человечеству, его творчество тоже существенно отличается от его предшественников и современников, потому что он показал процесс противостояния человека обстоятельствам, разрыв личности со всем лживым и социально несправедливым.
Это особенно ощутимо в романе-эпопее «Война и мир». Не только потому, что это монументальное произведение, а и потому, что сами понятия войны и мира - это не просто сцены из произведения, это ежедневная борьба человека в человеческом быту, что никогда не затихает и движет жизнь вперед. А исторически конкретное изображение войн, столкновения армий, поэтические картины природы, сцены из жизни помещичьих имений и великосветских салонов, недовольство крестьян своим положением, патриотизм народа - все это создает в романе широкий фон эпохи, где как вечное противостояние войны и мира выступает еще одно противостояние - народа и власти.
Власть... Ее олицетворяют и постоянные посетители салона Анны Павловны Шерер, и частные лица, и российский самодержец, и Наполеон, которые вершат судьбы подчиненных им людей. А основная тема романа - тема Наполеона - рождается уже на первых страницах произведения, в салоне Анны Павловны. Там же великосветская знать показана в ореоле внешнего величия и внутренней непривлекательности. Стоит вспомнить прядильную мастерскую, обладательнице которой было важно слышать шум веретена, а не видеть смысл самой работы. Это отношение людей к власти людей бесправных. А если посмотреть на несколько ступеней выше и проследить за отношениями Александра И Кутузова? Какой смешной выглядит награда царя Кутузову - народному полководцу. На каких весах можно измерить то, что сделал Кутузов для своего государства, для своего народа? И брошенное вслед ему «старый комедиант» звучит возмутительно для человека, которая спасала отечество не думая о наградах. А как выглядит чиновничья каста верхушки? И это тогда, когда враг вступил на территорию России: «Все люди этой партии ловили рубли, чины и в том ловлении следили только за направлением флюгера царской милости».
Возможно, именно потому, что произведения Л. Толстого свойственны широкий план изображения исторической действительности и глубокое раскрытие непрерывного процесса жизни, главным героем выступает народ и основная идея романа - утверждение непобедимой силы народа, когда «миром,- все вместе, без различия сословий, без вражды, а соединенные братской любовью...» люди выступали против врага.
Все события и герои романа «Война и мир» рассматриваются в отношении к войне 1812 года. Они получают нравственную оценку писателя в зависимости от того, насколько каждый из них способен проникнуться единым с народом чутьем. Народ в романе «Война и мир» - это категория не столько социальная, сколько нравственная, ведь это все то лучшее, что есть в русской нации. Народ - это и солдаты, и Тихон Щербатый, и старостиха Василиса, и купец Ферапонтов, и Наташа, и князь Андрей, и Пьер Безухов, и Кутузов. Народ - это творческая сила. Именно поэтому народное патриотическое чувство повлияло не только на Пьера, Наташу, Андрея Болконского, Денисова, Петя Ростов, но и на Долохова, который находился среди партизан, и на Жюли Курагіну, княжну Катіш, которые убедились в том, что нельзя оставаться на оккупированной территории.
Не поняли этих благородных порывов патриотизма представители власти - Александр i, князь Василий, фрейлина Шерер, графиня Безухова. В преодолении их эгоизма были определенные трудности для народа.
Еще одним представителем власти в романе есть Наполеон. В начале войны с Россией мы видим его французским национальным героем, хотя некоторые портретные детали подчеркивают определенное позерство. Писатель же увидел в нем врага русского народа, а впоследствии мы увидели, что он является врагом и собственному народу: «И наконец, последний отъезд великого импера-тора вот героической армии представляется нам историками как что-то ве-ликое и гениальное. Даже этот последний поступок бегства, на языке человеческом называемый последней степенью подлости, которой учится стыдиться каждый ребенок, и этот поступок на языке историков получает оправдание». Л. Толстой не показывает интимной жизни Наполеона, а пытается представить его человеком государственным. Писатель отрицает решающую роль исторических личностей в истории вообще.
Однако он показывает еще одну черту народного характера - бить врага, но накормить пленных, потому что даже в годы войны человечность оставалась еще одной определяющей чертой национального характера.
Именно поэтому народ - главная сила, которая определила ход войны. Ведь само понятие «народ» составляют люди, способные на самую высокую ответственность за свои поступки, за свою судьбу и судьбу близких людей, за судьбу отечества.
|
|