Единение жизни и искусства в эпоху постмодернизма
ХХ век - время больших перемен не только в обществе, но и в самом сознании людей. И новая литература, несомненно, стала выразителем этих сдвигов. Если в эпоху модернизма можно было говорить о несоответствии сфер жизни и искусства и о существовании иерархий внутри этих сфер, то в постмодернизме соотношение действительности и вымысла, реального и художественного предстает по-другому.
Художник-постмодернист всегда пребывает в двух ипостасях, Здесь и Там, то есть одновременно выступает и автором текста, и его героем, и читателем-критиком. При этом в художественном произведении исчезает граница между реальностью и вымыслом, сном и явью, зелеными и потусторонним.
Литература постмодернизма - это постоянный обмен прямыми и переносными значениями слов, провокация писателем читателя и наоборот. Этот обмен ведет к тому, что граница между «своим» и «чужим» художественным словом стирается, поэтому текст одного автора перетекает в текст другого так же, как взаимно превращаются персонажи мультфильма «Пластилиновая ворона». Из единого материала (в литературе - художественного текста) можно создать все, что автор пожелает: этикетку, лирическое стихотворение или надпись на заборе. (Впрочем, лирическое стихотворение так же может быть написан на заборе.)
Литература превращается в игру, в которой принимают участие все, кто пишет и читает. Постмодернистские художники любят использовать роли и маски; они не «витают» над текстом, как вездесущие божества, и не считают написанное ими произведение только своей собственностью, потому что осознают, что шаткое строение произведения состоит из тысячи песчинок: умышленных и бессознательных цитат, аллюзий, «чужих» метафор и образов. Такая «демократизация» литературы взаимодействует с любовью постмодернистов к мифологии - ведь мир принадлежит всем, и в то же время каждый может создавать собственную мифологию. Если воспользоваться терминологией К. Маркса, можно сказать, что литература (и искусство) принципиально не отчуждаемым продуктом производства: сделав свое произведение достоянием всех, автор не теряет его.
Исчезает и деление литературных жанров на «высокие» и «низкие». Такое разделение существовало еще со времен Аристотеля. Но в эпоху постмодернизма жанры и стили письменной речи, что считались «низкими» или недостаточно «литературными» (как, например, комментарии или словарные статьи) стали равноправными с такими «заслуженными» жанрами, как роман или поэма. Художественным произведением может считаться даже табличка на дверях или отправлен по электронной почте письмо.
Поскольку писатель становится внимательным читателем и критиком своих произведений, в эпоху постмодернизма возникает большое количество «искусства об искусстве». Создаются «романа о романе», где вымысел и реальность настолько взаимопроникающие, что читатель может окончательно запутаться. Но оказывается, что источник этой путаницы - не только художественный текст, но и сама действительность. Исторические события сменяют друг друга с бешеной скоростью, теле-, радио - и виртуальный эфир заполнен необъятной количеством информации, поэтому современному человеку трудно понять, где заканчивается ее истинная действительность и где начинается искусственная, навязанная ему извне.
Постмодернизм - это не просто литературное направление, а новое состояние мира и человека в нем. Реагируя на эволюцию человеческого сознания в ХХ веке, литература меняет свою внутреннюю природу. Жизнь и искусство, писатель и читатель, высокое и низкое, реальное и ирреальное - все эти бывшие оппозиции теперь взаимодополняют друг друга, соединяются в целостном культурно-историческом пространстве.
|
|