ВНО 2016 Школьные сочинения Каталог авторов Сокращенные произведения Конспекты уроков Учебники
5-11 класс
Биографии
Рефераты и статьи
Сокращенные произведения
Учебники on-line
Произведения 12 классов
Сочинения 11 классов
Конспекты уроков
Теория литературы
Хрестоматия
Критика

РІСАЛЬ-И-АЛОНСО, Хосе

(1861 - 1896)

РІСАЛЬ-И-АЛОНСО, Хосе - творчество писателя

РІСАЛЬ-И-АЛОНСО, Хосе (Rizal в Alonso, Jose; полная фамилия - Рісаль Меркадо-и-Алонсо, Хосе - 19.06. 1861, Каламба, пров. Лагуна - 30.12.1896, Манила) - филиппинский испаноязычный писатель.

Рісаль-и-Алонсо родился в многодетной семье состоятельного филиппинского арендатора Франсиско Меркадо-и-Рисаля. Еще с детства Рісаль-и-Алонсо проявил необычайную одаренность, особенно в области искусства. Уже в пять лет он свободно читал книги на испанском языке, мастерски рисовал, лепил фигурки из глины. От матери - Теодоры - высокообразованной женщины, поэтессы, математика, он перенял склонность к занятиям наукой и литературой.

Начальное образование Рісаль-и-Алонсо одержал в старинной иезуитской коллегии «Муниципальный Атенеум» в Маниле, которую окончил в 1872 г. Уже в годы учебы в коллегии приходятся первые литературные опыты: он писал пьесы и поэмы испанском и родном тагальском языках, а также научные трактаты. В 1877 г. Рісаль-и-Алонсо вступил в древнейший филиппинский университет Св. Фомы. Учебу в университете совмещал с литературной деятельностью. В его тогдашних стихах звучат национально-патриотические мотивы. Самым известным среди них является «К филиппинской молодежи», в котором поэт воспевает молодое поколение, как «надежду отчизны милой». Выразительный патриотический пафос ранней лирики Г.-и-А. принес поэту не только славу, но и привлек внимание тайной полиции. За стихи и пьесы, направленные против испанской колониальной политики, а также тесная связь с семьей расстрелянного патриота Бургоса Рісаль-и-Алонсо занесли в «черный список» и установили за ним постоянное наблюдение. Учитывая реальную угрозу ареста, Рісаль-и-Алонсо в 1882 г. вынужден был эмигрировать в Испанию, где продолжил обучение, закончив в 1884 г. медицинский и в 1885 г. философский факультет Мадридского университета. Кроме того, некоторое время Рісаль-и-Алонсо слушал лекционные курсы в Гейдельбергском и Лейпцигском университетах, проходил практику в офтальмологических клиниках Парижа, Берлина, Швейцарии. Рісаль-и-Алонсо знал около 20 языков.

У1887 г. Рісаль-и-Алонсо ненадолго вернулся в Манилу, где занимался врачебной практикой, в частности, сделал удачную операцию, которая помогла вернуть зрение его матери. В следующем году Рісаль-и-Алонсо через США вернулся в Европу, где наладил тесные связи с эмигрантскими кругами и включился в активную политическую деятельность, направленную на поддержку национально-освободительного движения на Филиппинах. После окончательного возвращения на родину в 1892 г. Рісаль-и-Алонсо выступил инициатором создания первой национальной политической организации - Лиги Филиппин, целью которой стало объединение страны и ее защиту от засилья испанских колонизаторов. И того же года, испугавшись влияния молодого патриота на народные массы, колониальные власти объявили Рісаль-и-Алонсо опасным государственным преступником и сослала писателя на о. Минданао. В 1896 p., после того, как национально-освободительная борьба на Филиппинах начала перерастать в вооруженное восстание, испанский власть, напуганная огромным авторитетом Рісаль-и-Алонсо среди патриотически настроенных кругов филиппинской молодежи, публично казнила писателя.

Идейное и эстетическое воздействие Рісаль-и-Алонсо, по словам В. Макаренко, и сегодня ощущается в найрозмаїтіших сферах филиппинской культуры, но прежде всего он был писателем, публицистом, переводчиком, писателем, просветителем и реформатором националистического толка, сторонником мирных средств борьбы за демократические реформы, которые предусматривали «ассимиляцию» Филиппинских островов «матерью-Испанией». Под конец жизни Рісаль-и-Алонсо фактически разорвал отношения с официальной религией, но остался верен «своей вере», стал деистом, который исповедует «религию разума».

Литературное наследство Рісаль-и-Алонсо, несмотря на его трагически короткую жизнь, является достаточно значительным и раВНОобразным. Свою творческую деятельность Рісаль-и-Алонсо начал как поэт. Основу его поэзии составляет патриотическая, вольнолюбивая лирика. Идеи преданности родине, народу, родной земле, критическое отношение к колониальных порядков пронизывают практически все поэтические произведения Рісаль-и-Алонсо. Его первые стихи - оды «Магеллану» («Magellan») и «Просвещение»(«Illustracion») были опубликованы в 1875 г. Чрезвычайно популярными стали поэзии Рісаль-и-Алонсо «К филиппинской молодежи» (1879) и «У меня просят стихи» («Me piden versos», 1889), «Цветам Гейдельберга»(1886), «Мой приют» (1886), «Гимн Талісаю»(1895), «Последнее прощай»(надпись, в ночь перед казнью, опубл. в 1897 г. в Гонконге).

Кроме стихов, Рісаль-и-Алонсо писал гострополемічні публицистические статьи и памфлеты, в которых изложил свою национально-патриотическую программу: «Филиппины через сто лет» (1889-1890), «Видение брата Родригеса»(1889), «По телефону» (1889), «О лени филиппинцев» (1890), «Филиппинцам» (1892) и др.

Драматургическая часть литературного наследия Рісаль-и-Алонсо представлена одноактным сатирическими антирелигиозными комедиями «На берегу Пасига», «Совет богов» (пост. 1880). Рісаль-и-Алонсо одним из первых начал пробуждать у своих соотечественников интерес к филиппинской народного творчества, занимался популяризацией ее в Европе, выдав в Лондоне на английском языке в 1889 г. «Образцы тагальського фольклора», «Две восточные сказки», а также опубликовав испанском языке в 1890 г. обработанную им легенду «Мария Макілінґ».

Патриотическим пафосом пронизана и художественная проза Рісаль-и-Алонсо. Она подчинена принципам романтической поэтики, со стремительным развитием действия, несколько запутанной сюжетной интригой, элементами «таинственного», резким противопоставлением отрицательных и положительных героев. Рісаль-и-Алонсо успел создать два романа. В романе «Не прикасайся ко мне « («Noli me tangere», 1887) писатель создает широкую картину жизни своего народа во второй половине XIX ст., подвергает критике жестокость испанских колонизаторов, засилье католической церкви. Главный герой романа, Хуан Хрісостомо Ибарра возвращается из Европы на родину, мечтая развернуть широкую просветительскую деятельность, которая должна облегчить жизнь его народа. Но после преследований представителями власти, разочарование в любви и заключения он вынужден снова покинуть свою страну.

Роман «Флибустьеры» («ElFilibusterism», 1891) продолжает сюжетную линию предыдущего произведения и также полон протеста против засилья испанских колонизаторов на Филиппинах, духом героической борьбы народа за независимость своей страны. Главный герой Ибарра возвращается на родину, изображая из себя богатого ювелира Симона. Он и его друзья изображены в романе как лучшие представители передовой филиппинской интеллигенции, которые выступают на защиту интересов своего отечества. Роман «Флибустьеры» сыграл выдающуюся роль в освободительной борьбе Филиппин и был воспринят филиппинским народом как призыв к восстанию, а имя самого Рісаль-и-Алонсо стало символом преданности делу служения идеалам своей родины.



В. Назарец