|
РИД, Томас МАЙН
(1818 - 1883)
РИД, Томас МАЙН - творчество писателя
РИД, Томас МАЙН (Reid, Thomas Mayne - 04.04.1818, Балліроні, Ирландия - 22.10. 1883, Лондон) - англо-американский писатель.
Отец и дед Рида были священниками. Вопреки отцовской воле Томас отказался от традиционной для семьи профессии и в конце 30-х pp., когда ему исполнилось двадцать, отправился в Америку.
В Новом Мире юноша надеялся разбогатеть, однако его побудили к путешествиям и страсть к приключениям, и стремление увидеть страну, которая на то время многим казалась бастионом идей демократии и свободы. Жизнь Рида было не менее захватывающим, чем его книги. В Америке он перепробовал множество профессий: торговал, віршував, учительствовал в аристократической семье, был охотником, репортером, редактором газеты, клерком провіантної конторы и даже надсмотрщиком на плантациях (впрочем, от этой последней должности он отказался, не желая хлестать рабов). В 1843 г. Род принял участие в торговой экспедиции реками Платт и Миссури. Именно тогда он впервые увидел американский Запад, лучше познакомился с жизнью индейцев. Осенью того же года, находясь в Филадельфии, Род встретился с Е. А. По и сблизился с ним. Впоследствии, после смерти По, он защищал великого романтика от клеветнических посягательств критики.
В 1847 г. началась война США с Мексикой. Род добровольно вступил в ряды американской армии. За храбрость он получил звание старшего лейтенанта, а вскоре стал капитаном (впоследствии ему нравилось называть себя «капитаном Майн Ридом»). В сентябре 1847 г., во время штурма крепости Чапультепек, Род был тяжело ранен в бедро. Он лечился в штате Огайо, в гостеприимной доме своего приятеля, и именно тогда написал свой первый роман «Вольные стрелки» («The Rifle Rangers»), вышедший в свет в Англии в 1850 г.
В 1849 г., узнав о бурных событиях в Европе, Род вместе с группой друзей покинул Америку, чтобы принять участие в баварской и венгерской революциях, однако их корабль прибыл в Ливерпуль слишком поздно, когда восстание уже были подавлены. Рідприсвятив революционным событиям роман «Жена-ребенок» («The Child Wife»), героем которого стал ирландский революционер Мейнард. Написан в середине 50-х pp., этот роман увидел свет уже после смерти автора в 1885 г.
Следовательно, посетив семью в Ирландии, Род отправился в Лондон. Здесь он познакомился с аристократической семьей Хайдів и вскоре, в 1853 г., брак с их дочерью Элизабет. В этот период Род слыл человека экстравагантной и романтично настроенной. Он дефилировал по улицам Лондона в мексиканском костюме, в сомбреро, а собственный дом построил вроде мексиканской гасиенды. Правда, лондонский бомонд отнесся к Риду весьма неприветливо. Его республиканские убеждения, насмешки над самодержавной русской монархии, критика политики британского правительства раздражали многих власть имущих. Риду не удалось основать в Лондоне собственный журнал, редакции газет отказывались с ним сотрудничать.
Будучи непрактичным человеком, Род оказался на грани банкротства. Наконец, в октябре 1867 г. писатель снова отправился в Америку. Однако и в США его ждало разочарование. Основанный Г. журнал «Вперед» («Onward») не получил широкого признания и вскоре его пришлось закрыть. Обострилась болезнь, вызванная ранением, и в 1870 г. он вернулся в Англию. В течение последних лет жизни писателю пришлось бороться с нищетой и болезнями. Он умер в Лондоне в 1883 г.
Расцвет творчества Рида приходится на 1850-60 гг. Именно в этот период он написал свои самые известные романы: «Белый вождь» («The White Chief», 1855), «Квартеронка» («The Quadroon», 1856), «Оцеола», «Всадник без головы» («The Headless Horseman», 1865). P. плодотворно продолжил традиции Д. Дефо и Дж.Ф. Купера, сочетая в своем творчестве черты романа путешествий и приключенческого романа. Писатель стремился синтезировать в своих романах развлекательные и обучающие элементы. В тогдашней Великобритании, которая была могущественной колониальной и морской державой, большую известность получили книги о жизни Африки, Индии, Америки. То был период географических открытий и экспедиций, результатами которых всегда живо интересовался Род. В конце концов, жизнь самого Рида - неутомимого путешественника - стало ценным материалом для его творчества. Личные наблюдения писатель дополнял сведениями, заимствованными из документальных источников, следовательно безупречность его описаний флоры и фауны экзотических стран признавали даже географы.
Описания природы играют в романах Рида особую роль. Писатель нередко делает перерыв в найнапруженішу момент повествования, чтобы рассказать о неизвестной европейскому читателю животное или растение. Взаимоотношения человека с миром природы, познание этого мира и борьба с ним под пером Рида приобретает черты увлекательного приключения, становится важным звеном в развитии сюжета (стоит вспомнить хотя бы эпизод спасения Виргинии от аллигатора в «Оцеолі» бегство Луизы и Мориса от диких мустангов в «Всаднике без головы»). Иногда Род вообще отказывается от традиционной романной интриги, выдвигая на передний план чисто просветительские задачи. Так, содержание небольшого дилогии «Охота на растений» («The Plant Hunters», 1857) и «Скалолазы» («The Cliff Clim-bers», 1864) составляют эпизоды, в которых речь идет о знакомстве двух путешественников Каспара и Карла с богатой флорой и фауной Индии. Вместе с героями читатель узнает об особенностях поведения экзотических животных: быков чоурі, горного козла, губатого медведя, о свойствах сока пальмиры или ореха поуні.
В романах Рида ведущую роль играют не характеры, а события. Его герои страдают от неверной судьбы, попадают в зависимость от случайного стечения обстоятельств, вынуждены преодолевать неожиданные препятствия. Персонажи Рида довольно условны, они не наделены глубокими психологическими характеристиками. Положительные герои отличаются исключительным благородством, они способны быть преданными друзьями и страстными любовниками, и их привлекательная внешность является отражением их внутренней сущности. Зато их антагонисты - люди низменные, подлые, алчные, а нередко еще и гадкие снаружи. Однако именно герои, созданные Ридом, стали залогом популярности его романов. Несокрушимые в нищете, мужественные и справедливые, они всегда стремятся к победе добра над злом и призваны стать жизненным примером для юных читателей Рида.
Своеобразие приключенческого романа Рида заключается в том, что гостросюжетність писатель совмещает с важными проблемами современности. Так, в «Квартеронці» главным препятствием на пути героев к счастью становится рабство Авроры Автор, прибегая к ярким деталям, обосновал мысль о постыдности и антигуманность рабства. Читатель становится свидетелем жестоких пыток, которым подвергаются невольники, преследование рабов-беглецов с помощью специально натренированных собак, продаже рабов с аукциона. Лишь неожиданное стечение обстоятельств, своевременная помощь влюбленного в Аврору Эдварда и ее бывшей хозяйки Эжени Безансон спасают героиню от посягательств коварного негодяя Доминика Гайара. который купил ее на аукционе. Род не был активным сторонником аболіціонізму, считая, что движение за отмену рабства в Америке приводит лишь к усилению вражды между Севером и Югом, однако картина рабства, созданная в «Квартеронці», пафос негодования писателя дает основания отнести этот роман к произведениям аболіціоністської литературы, наряду с «Хижиной дяди Тома» Г. Бичер-Стоу.
В «Оцеолі, вожди семинолов» («Oceola, the Seminole», 1858) P. анализирует проблемы американской политики в отношении индейцев, перекликаясь, таким образом, с пенталогією о Кожаный Чулок Купера. Сюжет «Оцеоли» связан с историческими событиями 30-х pp. XIX ст., когда американское правительство приняло меры для окончательного искоренения индейского племени семинолов с территории Флориды, что привело к войне с семинолами. В романе рассказ об этих событиях ведется от имени сына плантатора Джорджа Рэндольфа. После окончания военного училища в Вест-Пойнте он вынужден участвовать в войне с индейцами, однако действия «бледнолицых захватчиков» возмущают героя. Рэндольф, как и сам Род, симпатизирует семінолам. Не случайно сторонники действий американского правительства - агент Томпсон, адъютант Скотт, молодой плантатор Рінтгольд и его друзья Спенс и Уильямс - изображены в крайне негативных красках.
Одним из самых ярких образов романа является вождь племени семинолов Оцеола. Автор искренне восхищается своим героем, подчеркивая его благородство, мужество, бескорыстие, преданность родному народу. Род, без сомнения, идеализирует историческую фигуру Оцеоли: у вождя изящные манеры, патетическая речь, он готов рисковать жизнью, чтобы прийти на помощь своему белому другу Джорджу Рэндольфу. Такая трактовка образа объясняется стремлением писателя опровергнуть клеветническую писанину американской прессы, направленную против индейцев и их вождей. Захваченный американцами в плен, Оцеола умирает в неволе, но союз сестры Оцеоли Марии и Джорджа Рэндольфа конце романа символизирует мечту Г. об объединении всех людей, независимо от их расового происхождения.
Тип приключенческого романа, созданный Ридом, получил развитие в творчестве Брет Гарта, Р.Л. Стивенсона, Г.Р. Хагтарда, Дж. Конрада. Рида можно также считать одним из основателей детективного жанра. Его роман «Всадник без головы», наряду с новеллами По, оказал заметное влияние на творчество В. Коллинза и А. Конан Дойля. Действие романа происходит в Техасе, после окончания войны США с Мексикой. Писатель воссоздает тревожную атмосферу послевоенного Техаса (территории, за которой разразилась война), недоверчивое отношение людей друг к другу. Конфликт основан на соперничестве двух героев - Мориса-мустангера и капитана Кассия Колхауна, влюбленных в дочь плантатора, красавицу Луизу Пойндекстер. Как и в других произведениях P., это конфликт благородства и подлости, добра и зла. Кассий - низкий и коварный, зато Морис - искренний, бескорыстный и храбрый. Завязкой сногсшибательного сюжета становится кровавое убийство Генри Пойндекстера, брата Луизы. В совершении этого преступления подозревают Мориса, но его преданный друг - старый охотник Зебулон Стамп - тщательно расследует это дело и, наконец, разоблачает настоящего убийцу - Кассия Колхауна. Автор постоянно держит читателя в напряжении. Постепенно перед нашими глазами появляются новые доказательства, и мы вместе с героями романа продвигаемся к раскрытию тайны загадочного всадника без головы. Создавая остросюжетную рассказ, Род, однако, не забывал и про свои образовательные задачи. Перед читателями предстает широкая панорама прерии, автор рассказывает о нравы ее жителей: диких мустангов, койотов, грифов, создает впечатляющую картину смерти.
Романы 70-80-х гг. отличаются доминированием авантюрных мотивов: «Смертельный выстрел» (1873), «Сигнал бедствия» («The Flag of Distress», 1876), «Затерянная гора» («The Lost Mountain», 1883). Среди поздних произведений Рида следует выделить роман «Полукровка» («The Half Blood», 1875), в котором вновь звучат мотивы борьбы индейских племен.
Украинский язык отдельные произведения Рида перевели М. Дмитренко и В. Митрофанов.
H. Соколова
|
|
|