ВНО 2016 Школьные сочинения Каталог авторов Сокращенные произведения Конспекты уроков Учебники
5-11 класс
Биографии
Рефераты и статьи
Сокращенные произведения
Учебники on-line
Произведения 12 классов
Сочинения 11 классов
Конспекты уроков
Теория литературы
Хрестоматия
Критика

РИЧАРДСОН, Сэмюэл

(1689 - 1761)

РИЧАРДСОН, Сэмюэл - творчество писателя

РИЧАРДСОН, Сэмюэл (Richardson, Samuel - 1689, Дербишир - 04.07.1761, Лондон) - английский писатель.

Родился в Дербишире, был сыном плотника. Юношей пришел в Лондон, стал учеником печатника. Женившись на дочери хозяина, стал сначала совладельцем, а затем и единственным владельцем типографии. В конце жизни возглавлял лондонскую гильдию издателей - должность эта, по его собственному признанию, была «такой же прибыльной, как и почетной». Умер в собственном доме, окруженный многочисленной семьей, с осознанием добропорядочно прожитой жизни.

Писательской деятельностью Ричардсон заинтересовался уже в весьма зрелом возрасте. Внешним толчком стало полученное его типографией заказа на издание «Эпистолярия», а внутренним стимулом - желание передать молодой генерации британцев собственный жизненный опыт.

«Памела, или же Вознаграждена добродетель» («Pamela, or Virtue Rewarded», I и II ч. - 1740; III и IV ч. - 1741) - первый роман Г. Он написан в форме писем и, таким образом, является одним из первых образцов эпистолярного жанра. Сюжет произведения составляет история жизни Памелы Эндрюс, добропорядочного девушки простого происхождения, которая работает служанкой в такой себе леди В. После смерти хозяйки ее сын, мистер Б., присмотрев Памелу, пытается соблазнить девушку, прибегая сначала к лести, а потом и до угроз. Но Девушка остается непреклонной. В конце концов, мистер Б., поражен добродетелью и целомудрием девушки, предлагает ей выйти за него замуж.

Прославляя в образе Памелы добродетели своего социального слоя - бережливость, предприимчивость, благочестие, стойкость моральных принципов, Ричардсон одновременно утверждает своим романом просветительский, демократический и гуманистический идеал. Ослабление демократического пафоса в III и IV частях романа, где бывшая скромная Девушка предстает в роли богатой светской дамы, усиление в заключительных эпизодах морализаторских интенций значительно уменьшает художественную силу произведения.

Интерес, который роман Ричардсона вызвал у современников, в значительной мере можно объяснить реализмом в изображении характеров и обстоятельств, даже несмотря на некоторую его идеализацию. Вокруг произведения сразу же вспыхнула оживленная полемика, участники которой активно спорили как о сугубо художественные, так и содержательные аспекты романа. В частности, читатели замечали, что, несмотря на все свои бесспорные преимущества, эпистолярная форма, однако, страдает определенной условностью: если бы Памела действительно написала все те письма, в которых она рассказывает о перипетиях своей жизни, то ей было бы выполнять обязанности служанки.

Особенно остро по поводу счастливого решения той сложной ситуации, в которой оказалась Памела, выступил Г. Філдінґ. Он, в частности, написал пародию на роман Ричардсона, иронично переименовав Памелу на Шамелу (от англ. «shame» - «стыд»). Полемичным по отношению Ричардсона оказался и роман Філдінґа «История приключений Джозефа Эндрюса и его друга мистера Абрагама Адамса» (1742). в котором он в духе последовательного демократизма рассказывает о жизни брата Памелы.

Второй роман Ричардсона «Кларисса, или История юной леди» (1747-1748) - лучший и самый заметный произведение писателя. В нем Річардсону удалось силой литературного таланта победить, преодолеть собственную склонность к морализаторству. Фактически, эта склонность сохранилась лишь в названии романа, который в оригинале имеет очень длинный подзаголовок - «история... которая выясняет существенные вопросы частной жизни и показывающая, в частности, многочисленные тяготы и лишения, вытекающие из непорядочного поведения как родителей, так и детей в отношении к браку». Однако на самом деле роман оказался значительно ярче и искренней картиной «частной жизни», чем можно было бы ожидать после такой преамбулы. Сюжет произведения основан на истории жизни Клариссы Ґарлоу, девушки из состоятельной и уважаемой буржуаВНОй семьи. Кларис соблазнил легкомысленный Ловелас, и это настолько ее потрясло, что она умирает от отчаяния. Зря Ловелас, раскаявшись в своих грехах, просит ее стать его женой. В финале романа он погибает от руки двоюродного брата Клариссы, который вызвал Ловеласа на дуэль. Критика эгоизма и безнравственности аристократов сочетается в романе с критикой собственнического эгоизма буржуазии. Братья и сестры Клариссы ненавидят ее за наследство, которую девушке оставил дед. Кроме того, Кларис пытаются заставить выйти замуж за немилого ей богача Сомса, провоцируя, таким образом, ее побег из дома вместе с Ловеласом. Реализм изображения достигает здесь наивысшей силы. Сложность и многоплановость образов Клариссы и Ловеласа получили высокую оценку у читателей и критики. «Кларисса, этот прекрасный образ страстной добродетели, имеет черты чистоты, что доводит до отчаяния», - попутно замечал О. де Бальзак. А еще раньше Д. Дидро писал о свое восхищение гениальностью Ричардсона, который сумел соединить в образе Ловеласа «редкие добродетели... с отвратительными пороками, низость с благородством, глубину с легкомыслием, вспыльчивый характер со сдержанностью, здравый смысл с безумием», гениальностью, с которой писатель сделал из своего героя «негодяя, которого любишь, которым восхищаешься, которого презираешь, который всегда удивляет нас, в каком бы облике не появился...»

Трагический финал романа - Н. Михальская справедливо считает его первым трагедийным романом в истории английской литературы - еще раз свидетельствует об углублении реалистического видения жизни писателем.

Последний роман Ричардсона «История сэра Чарлза Ґрандісона» («The History of Sir Charles Grandison», 1754) - самый слабый среди трех его романов. Образ Ґрандісона, который, по мнению писателя, должен был стать положительным антиподом Ловеласа, своеобразным олицетворением добродетели и порядочности, оказался довольно невнятным. Ґрандісон выступает в романе как сторонник «золотой середины», компромиссной дипломатии. Его отношения с итальянкой Клементиной и англичанкой мисс Гарриет Байрон свидетельствуют о его рационализм, стремление к спокойного, уравновешенного бытия. Если Клементина пугает его своей неуравновешенностью, обусловленной страстностью ее натуры, то в мисс Байрон он более всего ценит ее английскую сдержанность. Мисс Байрон, между прочим, замечает, что если бы Ґрандісон оказался на месте Адама, то он был бы «достаточно галантным в отношении к своей пропащей жены, чтобы выразить глубокое сожаление по поводу ее ошибки; но все равно выполнил бы свой долг, положившись на милость Всевышнего, на Его мудрый усмотрению, и позволив уничтожить Его первую Жену и дать ему другую».

Значение Ричардсона в истории английской и мировой литературы трудно переоценить. В частности, можно сказать, что он заложил основы социально-психологического романа Нового времени и одновременно обновил эпистолярное форму повествования.



M. Воропанова