|
РЭЙМОНТ, Владислав Станислав
(1867 - 1925)
РЭЙМОНТ, Владислав Станислав - творчество писателя
РЭЙМОНТ, Владислав Станислав (Reymont, Wladyslaw Stanistaw - 07.05.1867, c. Кобель-Вельки - 05.12.1925, Варшава) - польский писатель, лауреат Нобелевской премии 1924 г.
Родился в многодетной семье сельского органиста. Детскими увлечениями Реймонта были книги и природа. Мир, навеянный чтением книг, полон ярких красок и неведомых чувств, мир природы, который окружал домашний очаг Реймонта, - все это обогащало душу подростка неповторимыми впечатлениями, формировало его воображение и мировоззрение. Рано началась трудовая жизнь Реймонта - портняжная мастерская, репортерская дело, актерская труппа, труд на желеВНОй дороге, первая публикация и первый успех. В начале 90-х гг. увидели свет его первые рассказы. Рэймонт обратился к теме польского крестьянства, воспроизводя сельский быт и характеры. Ужасающие картины нищеты и голода, дикость нравов, жестокость во взаимоотношениях между близкими родственниками - ранним произведениям Реймонта свойственна мрачная палитра, однако мастерство молодого прозаика поразила многих поклонников изящной словесности. Редкая наблюдательность, филигранность интонаций, тяготение к красочности, живописной пластичности образов - все эти черты определяют своеобразие таланта Реймонта, а его пейзажи уже в ранних произведениях оказывают значительное влияние на читателя.
Критики по-раВНОму оценивали творчество Реймонта: подчеркивали «страшный» реализм его новелл, называли его ярким представителем натурализма, отмечали заметный ореол импрессионизма в его пейзажах, однако были единодушны в восторженной оценке его неповторимо реймонтівської мастерства воспроизведения природы, самобытности его таланта. Рассказы Реймонта того периода вошли в сборники «Встреча» («Spotkanie», 1897), «предрассветные часы» («Przedswitem», 1902), «Из дневника» (1903). С ними тематически связана создана позже, но признана величайшей в крестьянском цикле Реймонта повесть «Справедливо» («Sprawiedliwie», 1899). Юноша сбегает из тюрьмы. Он попал туда как преступник, осмелившийся поднять руку на управляющего. Ясь сделал это, пытаясь защитить честь любимой девушки. Тому, кто выдаст Яся, обещано вознаграждение. Гонимый ужасом, он бежит домой, инстинктивно надеясь на то, что его смогут защитить родные стены. Финал произведения трагичен. Страшную месть обезумевших от горя крестьян не остановить. Они поджигают Ясеву дом, и даже его мать восклицает: «Справедливо! Справедливо!», наблюдая за гибелью своего сына. Страх перед яростью ошалілого толпы, глухой боль души, мечты о неизведанное счастье в далеком крае - все это слилось в едином потоке страданий, мучительных раздумий о судьбе человека на родной земле. И лишь шепот колосьев, умытого росами-слезами, и старые деревья преграждают путь... Убежать от того, к чему привязан навеки, от родной земли - невозможно.
В 1894 г. внимание читателей привлекли путевые очерки Реймонта «Паломничество к Ясной Горы» («Pielgrzymka do Jasnej Gory»). Того же года Рэймонт отправился в Лондон, откуда посылал в Варшаву свои корреспонденции, а затем отправился в Париж.
В 1896 г. вышел в свет первый большой произведение Реймонта - роман «Комедиантка» («Komedjantka»), а в 1897 г. его продолжение - роман «Ферменты» («Fermenty»). Оба произведения получили широкую огласку, поэтому Рэймонт попал в когорту величайших польских литераторов своей эпохи. В этих романах писатель воссоздает жизнь провинциального театра, рассказывает о трагической судьбе Янки Орловской, о ее стремлении вырваться из болота філістерського существования, о крахе иллюзий и попытку самоубийства. Автор спасает свою героиню: ее мятежная душа, наконец, обрела покой в лоне семьи.
В 1899 p. Рэймонт издал двухтомный роман «Обещанная земля» («Ziemia obiecana»), посвященный Лодзи второй половины XIX в. - «польском Манчестерові». В этом произведении писатель затронул новую для себя тему капиталистического города, погруженного в мглу и дым, с его ужасным грохотом машин, грязью и дикостью, с его «всеобъемлющей борьбой за злотый». Город-спрут поглощает здоровье и молодость, ум и мечты, свободу и силу, даря одним голод и истощение, а другим - миллионы. Рэймонт воссоздал широкую панораму Лодзи, раскрыл тайны накопления огромных состояний, показал польских предпринимателей и хозяев земли обетованной. Автора пугает город-спрут, он стремится вырваться из этого ада туда, где лес «дышит запахом молодых березок», его властно зовет земля. У писателя возникает замысел создать эпопею о землю, о польское крестьянство, о народе. Мировую славу снискал роман «Крестьяне» («Chlopi», 1904-1909) - вершина творчества Реймонта, итог идейных и эстетических исканий писателя. «Крестьяне» - лучший в польской литературе произведение о селе - состоит из четырех частей: «Осень», «Зима» (1904), «Весна»(1906), «Лето»( 1909). На широком социальном фоне в романе прослеживается история одной семьи - семьи кулака Мацея Борини.
«Крестьяне» - эпический шедевр. Будучи выдающимся мастером композиции, Рэймонт раскрыл свой талант во всем его раВНОобразии: основную сюжетную линию сопровождают другие коллизии, создавая единую, целостную образную структуру, воспроизводя широкую панораму деревенской жизни. Г. показал самые разные слои польского крестьянства: безземельных и малоземельных хозяев, батраков и поденщиков, середняков и кулаков. Сложные сплетения человеческих судеб и характеров, динамичность повествования, острота сюжетных линий создают единую, мощную тональность эпопеи, передает главное чувство во всей его полноте - любовь к земле. «Скрывая в себе неведомые глубины, хаос спящих грез, огромная и неведомая, могучая и беспомощна, безразлична к желаниям и стремлениям, мертва и бессмертна» земля была священной для Реймонта. Впечатляет картина последней ночи Борини накануне смерти: он идет полем и в исступлении засевает землю землей. В этой сцене сконцентрирована основная мысль романа: любовь к земле, любовь к труду - основа жизни, ее смысл и залог ее продолжения. Рэймонт отдал свое сердце земле и людям, которые на ней работают. Человеку-творцу посвященные найнатхненніші страницы эпопеи. Суровая правда о село с его конфликтами и трагедиями, с любовью и ненавистью также воспроизведена в романе Реймонта. Борина не хочет наделить землей собственных детей. Затем его сын Антек чуть не убил отца, а мать не позволяет взрослым сыновьям жениться, опасаясь, что они потребуют своей доли земли. Соблазнившись богатствами Борини, Домінікова отдает за него свою дочь-красавицу Ягну. «Власть земли» меняет людей. Земля служит причиной конфликта их интересов.
«Крестьяне» - не только лучшее произведение Реймонта, но и один из самых замечательных польских романов своей эпохи. Мастерски воспроизводя местный колорит, писатель широко использует народное творчество - легенды, загадки, поговорки и пословицы, ярко изображает народные обряды, подробно описывает свадьбу, сельские ярмарки, народные танцы, наряды. Язык романа является чрезвычайно гибкой и сочной. Проза Реймонта - мелодичная, нередко даже ритмизирована. Отдельные лирические фрагменты романа напоминают поэзию в прозе. В «Крестьянах» Рэймонт остается непревзойденным мастером пейзажа. Природа в его романе неразрывно связана с человеком, с его деятельностью. Природа, земля, труд, жизнь - вот главные составляющие поэтической мощи таланта P., которому удалось опоэтизировать эти понятия.
Рядом новелл отозвался писатель на события 1905 г. Революция казалась ему варварством. Говорят, что Рэймонт бродил рабочими кварталами, пытаясь понять психологию тех, кто вышел на баррикады.
Новый роман «Мечтатель» («Marzyciel», 1910) тематически и по художественной манере близок к «Комедіантки» и «Ферментов». Герой произведения - кассир на маленькой желеВНОдорожной станции - сбегает в Париж, мечтая о необычайной любви и испытывая тоску по каким-то другим жизнью. Однако его ждет разочарование.
События Первой мировой войны также привлекли внимание писателя. В сборнике рассказов «За фронтом»(«Za frontem», 1919) P. рисует страшную картину опустошения, которого подверглось польское село во время войны. Исполненный трагизма образ нечеловеческих страданий - центральная тема цикла. Среди поздних произведений Реймонта выделяется трилогия «1794 год» («Rok 1794», 1913-1918), посвященная событиям польской истории конца XVIII в., в которой писатель изобразил фигуры патриотов, участников восстания под предводительством Т. Костюшка. История в мощном многоголосии политических событий ожила на страницах этой величественной эпопеи.
Рэймонт - писатель редкого эпического таланта, широкого тонального диапазона. Его творческий метод сочетал традиции эпического реализма с элементами натурализма и лирико-импрессионистскими и символистскими тенденциями польской прозы на рубеже веков.
В 1924 г. Шведская академия присудила Реймонту Нобелевскую премию «за выдающийся национальный эпос-роман «Крестьяне», а 5 декабря 1925 г. писателя не стало.
О. Рокаш
|
|
|