ВНО 2016 Школьные сочинения Каталог авторов Сокращенные произведения Конспекты уроков Учебники
5-11 класс
Биографии
Рефераты и статьи
Сокращенные произведения
Учебники on-line
Произведения 12 классов
Сочинения 11 классов
Конспекты уроков
Теория литературы
Хрестоматия
Критика

РЕСКИН, Джон

(1819 - 1900)

РЕСКИН, Джон - творчество писателя

РЕСКИН, Джон (Ruskin, John - 08.02.1819, Лондон - 20.01.1900, Брентвуд, Ланкашир) - английский писатель, историк и теоретик искусства.

Ведущие проблемы и аспекты литературоведческих трудов и социально-политических эссе Рескіна были связаны с неприятием машинной буржуаВНОй цивилизации, резкой критикой викторианского прогресса, гуманистическими исканиями. Впервые в истории английской эстетической мысли Рескин чрезвычайно остро подчеркнул несовместимость утилитаризма с миром настоящего искусства. Эстетические идеи Рескіна и его анализ категории художественности нельзя рассматривать отдельно от его социальной позиции, которая заключалась в крайне критическом отношении к современному ему обществу. В эстетике Рескіна синтезированы искусствоведческие идеи античности, просвещения и романтизма. На основе этого синтеза Рескин осмысливал тогдашнее искусство. Он предложил эстетическое обоснование многих художественных тенденций в английской литературе XIX в. Наиболее полно Рескин сформулировал принципы романтической эстетики и вплотную приблизился к определению принципов реалистического творчества. С этим связан переходный характер эстетических взглядов Рескіна, что заключается в эволюции от романтизма к реализму. Не случайно среди всех писателей XIX ст. Рескин высоко ценил. Скотта, в творчестве которого на основе романтического метода развивались принципы реалистического искусства. В трудах Рескіна оказались и те тенденции, которые будут характеризовать литературу критического реализма, творчество прерафаэлитов середины XIX в. и неоромантическую школу рубеже XIX-XX вв.

Рескин был единственным сыном зажиточного виноторговца Джона Джеймса Рескіна, который жил в Лондоне, однако очень много времени проводил в командировках, заботясь об интересах своей торговой фирмы. Родители сделали все возможное для того, чтобы сын получил как можно лучшее образование. Сначала они учили мальчика дома, потом отдали его в частную школу, а когда пришло время отправляться в Оксфорд, будущий писатель уехал туда вместе с любящей матерью. В студенческие годы Рескин несколько раз становился лауреатом поэтических конкурсов, однако особых успехов в науках не продемонстрировал, хотя с детства много читал, увлекался древней классикой, историей и романами В. Скотта. Вместе с родителями Рескин много путешествовал. Сферой его особых предпочтений стали архитектура и живопись. Среди художников он высоко ценил. Тернера.

Статьи Рескіна об искусстве (прежде всего об архитектуре) начали появляться в периодике, когда ему еще не исполнилось двадцати лет, однако по-настоящему о нем как о интересного историка и критика искусства заговорили уже после выхода в свет первого тома его фундаментального труда «Современные художники» («Modern Painters», 1843). Второй том вышел в 1846 г., а окончание этого пятитомного искусствоведческого трактата появилось в 1860 г. Писатель задумал этот труд как слово в защиту художника Тернера, самобытность и новаторский характер творчества которого не сумела по достоинству оценить и понять тогдашняя критика. Однако в процессе написания трактат превратился в систематическое изложение эстетических идей Рескіна и стал выдающимся произведением художественной критики в Англии XIX в. Идеи Рескіна приобрели большую популярность, хотя его рассуждения и взгляды имели выразительный полемический характер. Выступая против идей консервативных критиков, он создавал теории, которые основывались на демократическом понимании культуры, хотя на некоторых его заявлениях отразились идеи феодального социализма.

Среди трудов Рескіна прежде всего стоит назвать «Семь светочей архитектуры» («The Seven Lamps of Architecture», 1849), «Камни Венеции» («The Stones of Venice», 1851-1853), «Прерафаелітизм» («Pre-Raphaelitism», 1851), «Политическая экономия искусства» («The Political Economy of Art», 1857; второе расширь, вид. «Радость навеки» - «A Joy for Ever», 1880), «Последнем и первом» («Unto This Last», 1860-1862), «Сезам и лилии» («Sesame and Lilies», 1865), «Письма к рабочим и труженикам Великобритании»(«Fors Clavigera: Letters to the Workers and Labourers of Great Britain». 1871-1886).

Труда Рескіна по проблемам искусства укрепили его реноме как самого авторитетного критика и знатока архитектуры, живописи, литературы. Однако круг его интересов этим не ограничивалось. Рескин также основательно интересовался геологией и ботаникой. А вот его личная жизнь вообще не сложилось. В 1848 г. писатель женился на Эффи Чемберс Грей, но уже через шесть лет они развелись. Важным событием в жизни Рескіна стало любви к ирландки Розы Ла Туш, которая была на тридцать лет младше него. Однако в 1875 г. Роза умерла в возрасте двадцати семи лет. После смерти отца в 1864 p. Рескин унаследовал немалое состояние, а следовательно смог полностью сосредоточиться на любимых делах, не заботясь материальным аспектом своего существования. Рескин собрал уникальную коллекцию рисунков Тернера и прекрасную библиотеку. Начиная со второй половины 50-х pp., Рескин выступал с лекциями на экономическую и социальную тематику. В 1854-1858 гг. читал лекции для рабочих. Последние годы жизни Рескіна были омрачены тяжелой болезнью, он постоянно жил в своем имении Брентвуд, приобретенном в 1871 г.

Рескин обращался к творчеству великих писателей и художников прошлого и сучасності. пытаясь раскрыть высокие идеалы красоты и свободы, понять смысл бытия и закономерности социального и культурного развития общества. В «Лекциях об искусстве» («Lectures on Art», 1870) он говорил о том, что искусство любой страны является выражением его нравственного, социального и политического жизни. В этом выражении и заключается сущность художественной правды. Ведущую роль в эстетике Рескіна играет категория прекрасного. Он много писал о идеал красоты и создал особую английскую традицию в литературе тс искусстве XIX в., которая заключается в преклонении перед красотой как выражении крайне критического отношения к капиталистического общества, враждебного к красоте и искусству. Идею красоты, что дает ощущение счастья, Рескин противопоставил уродства буржуаВНОй действительности. Прекрасное в его трактатах означает преимущественно моральную силу и правду человека, который стремится к совершенствованию и счастью, а также гармонию природных форм. Именно с такой точки зрения Рескин критиковал «искусство для искусства» и натурализм. Зато он отстаивал духовные ценности романтического и реалистического искусства. В его размышлениях о психологии художественного творчества важную роль играли мысли о сущности воображения и фантазии. Рескин развивал концепцию о связи эстетического и этического компонентов в искусстве. Он постоянно обращал внимание на моральный аспект любой сферы художественной деятельности. Искусство, по мнению Рескіна, может существовать и совершенствоваться лишь при условии должного уровня нравственности. Исследуя искусство прошлых эпох, писатель пытался обогатить современное культурная жизнь представлениями о прекрасном, которые были утрачены в результате господства «машинной цивилизации».

Рескіну как писателю и критику присущи публицистический пыл, энтузиазм, страстное увлечение прекрасным. Его искусствоведческие и публицистические труды отличались незаурядными художественными достоинствами. Он был выдающимся мастером английской прозы. Стиль его эстетических трактатов, эссе, лекций, статей и книг сверкает красками сравнений и метафор, поэтичностью интонаций, богатством лексики, мелодичностью звучания. В искусстве слова Рескин был живописцем.

Эстетические идеи Рескіна оказали огромное влияние на культурную жизнь Англии; они сказались на готическом возрождении в архитектуре, на деятельности прерафаэлитов. Влияние Г. заметен в творчестве многих английских писателей XIX-XX вв., а его идеи высоко ценили современники.



Н. Михальская