ВНО 2016 Школьные сочинения Каталог авторов Сокращенные произведения Конспекты уроков Учебники
5-11 класс
Биографии
Рефераты и статьи
Сокращенные произведения
Учебники on-line
Произведения 12 классов
Сочинения 11 классов
Конспекты уроков
Теория литературы
Хрестоматия
Критика

АРТЮР РЕМБО

(1854-1891)

АРТЮР РЕМБО

Артюр Рембо родился в 1854 году в Шарлевілі и прожил короткую жизнь - всего тридцать семь лет. Однако Рембо-поэт умер задолго до официальной даты своей смерти: последний из известных его произведений - «Пора в аду» - был завершен летом 1873року, когда поэту было всего девятнадцать. То есть эта гениально одаренный человек смог прожить идет почти два десятилетия, навсегда исключив поэзию из своей жизни.

Шарлевиль - небольшой городок на северо-востоке Франции. Там Рембо в семилетнем возрасте начал писать прозой, а затем и стихами, там он и получил школьное образование. Уже подростком Артюр поражал своих учителей не только чрезвычайными успехами в учебе, но и феноменальной зрелостью ума:

В августе 1870і года Рембо оставил Шарлевиль, добрался до Парижа, а затем отправился в Бельгию, где пытался заняться журналистикой. С помощью полиции мать вернула несовершеннолетнего сына домой. Так отныне будет всегда, до самой смерти,- будто нацелен к некой таинственной цели, Рэмбо пытается беспрестанно передвигаться, что-то ищет. Постоянное обновление пафосу его поэтического мышления.

В судьбе этого поэта отразились переломные моменты современной истории Франции. События Парижской Коммуны помогли бунтареві «вырвать корни», уйти из прошлого, из буржуаВНОго Шарлевіля. Первый протест поэта был романтическим, романтизм вдохновлял и его лирику. Начинал Рэмбо с ученической преданности тогдашним авторитетам: В. Гюго, поэтам «Парнаса», Ш. Бодлеру - то есть французским романтикам. Показательным для начала творчества Рембо есть большое стихотворение «Кузнец». Все в нем напоминает поэзию Гюго: исторический сюжет времен Великой французской революции, эпический содержание и эпическая форма, республиканская идея и монументальный стиль.

Осваивая опыт романтизма, Рэмбо за короткое время как бы повторил в собственном творческом пути этапы развития этого литературного направления. Это произошло в самой первой-фазе творческой биографии поэта, которая длилась полтора года - от 2 января 1870 года, даты опубликования первого стихотворения Рембо, до мая 1871 года - даты поражения Коммуны. Каждый шаг поэтического рост поэта был обозначен странным на первый взгляд желанием - избавиться от того, кем самим уже создано.

К осени 1870 года Рембо создал более десяти стихотворений, в которых наиболее ощутима зависимость от романтической традиции. Почти все они написаны александрийским стихом, который воплощал устоявшиеся нормы «правильного» французского стихосложения. При переходе к следующей фазе творчества то и стиль поэзии Рембо почти не меняются. Патетика уступает место сарказму - от достойного восхищения в прошлом поэт переходит к недостойному настоящего. Образы величественные и возвышенные меняются образами никчемными и карикатурными. Утверждаются жесткие, резкие, вызывающие интонации.

Этапы пути Рембо-поэта измеряются иногда несколькими стихами. Так, усваивая опыт романтизма, Рэмбо увлекся Бодлером. «Цветы зла» вспоминаются при чтении его сонета «Венера Анадіомена». Этот сонет уже является новым этапом в развитии его эстетики. Поэт будто искореняет «литературное» представление о красоте. Воплощение любви - женщина и символ любви - Венера унижаются до карикатурного образа проститутки. Рэмбо покушается и на именно любовь, приближаясь к сплошного неверия.

Летом 1870 года поэт оставляет Шарлевиль, что воплощал для него общественный порядок, религию, семью. В это время Рембо уже был совершенным поэтом-сатириком,который имел богатый арсенал иронических, саркастических, гротескных красок.

Франко-прусская война набирала обороты, и свое шестнадцатилетие поэт встречает стихами о войне. Это, в частности, сонет «Спящий в логе». Но, в отличие от традиционных сонетов, для которых считались обязательными сдержанность и строгость в отборе тем и тропов, сонет Рембо характеризуется жестоким, саркастическим тоном, стремительным ритмом, приближенным к разговорной поэтическим речью, лексичною свободой, использованием «прозаїзмів» и резкими изменениями стиля. Это почти гротескное сочетание сонетної формы и «земного» сатирического сюжета, полного анархического вызова. Всем этим определениям соответствует и сонет «Моя циганерія» - настоящий гимн богеме, люди», которая оторвалась от общества и осталась наедине с небом и звездами. В стихотворении «Заседатели» торжествует заложена в «людях-функциях» тенденция к одревеснению, окаменелости. Исчезает любой намек на жизнь и действие. Человека вытесняет функция, а затем функцию заменяет в внешняя оболочка, предметная характеристика. Так создается сатирический образ «человека-стула».

К периоду Коммуны - новой фазы в творчестве Рембо - принадлежат лишь четыре-пять стихотворений, но это действительно новая эпоха в развитии поэта. Все эти стихи поражают мудростью и глубиной, несмотря на то, что Рембо едва-едва исполнилось шестнадцать лет! Только он насмехался над бедными, измывался из женщин - и казалось, что нигилизм поэта не знает границ,- а теперь создает настоящий гимн женщине-работнице - «Руки Жанн-Мари» - символ, подобный «Свободы на баррикадах» Делакруа. Вдруг исчезают цинизм, напускная грубость.

Поражение Парижской Коммуны, победа версальців осознаются поэтом как глубочайшая трагедия. Стихи, написанные Рембо в дни Коммуны, показывают, какое значение она для него мала. Поражение восстания означала для Рембо победу «Заседателей» - «тех, кто сидит».

После гибели Коммуны Рембо все свои надежды возлагает лишь на искусство. Он прекращает обучение, несмотря на впечатляющие успехи, и вообще избегает каких-либо постоянной деятельности. Это было прежде всего демонстрацией мятежных настроений поэта, потому что он не принадлежал к бездельников.

Начинается новый цикл скитаний. В августе 1871 года Рембо посылает свои стихи Верлену, и тот, увлекшись ими, приглашает поэта в Париж. Там Рембо сближается с Верленом, с другими поэтами и прибегает к образу жизни настоящей богемы. В феврале 1872 года Рембо возвращается домой, но уже в мае снова едет в Париж. Затем совершает несколько поездок в Бельгию, Англию, опять во Францию и затем возвращается в Бельгию. В июле 1873 года Верлен во время очередного ожесточенного спора двух поэтов стреляет в Рембо, ранит его, а сам попадает в тюрьму. В начале 1874 года Рэмбо находится в Англии, затем в Германии, Италии; некоторое время живет в Шарлевілі, откуда уезжает в Австрии и Голландии. Эта бесконечная «путешествие» тянется вплоть до 1880 года, когда поэт окончательно покидает Европу. Это десятилетие нищеты, случайных заработков, странных экспериментов. Поэт живет, не связывая себя даже фактом географического присутствия в одном месте.

Тринадцатого мая 1871 года он пишет письмо, в котором заявляет о своем намерении создавать новую поэзию: «Я хочу быть поэтом, и я пытаюсь превратиться в ясновидца... Речь идет о том, чтобы достичь неизвестного путем расстройства всех чувств...». Стремление к «ясновидения» прямо связывается Рэмбо с бунтом, а «расстройство чувств» противопоставляется «нормальном» социальному бытию.

В сонете «Голосівки» Рэмбо предлагает новый принцип формирования образа, который строится на свободной ассоциации между звуком и цветом, зрительных впечатлениях. В «Голосівках» «поэт-ясновидец» все подчиняет своем сознании и способен видеть природу и мироздание лишенными объективных закономерностей, причинно-следственных связей. Как и большинство стихов Рембо, «Голосівки» имеют множество трактовок. Например, одно из них предлагает рассматривать стихотворение как символическую картину человеческого бытия: от темноты (черный цвет) света (белый цвет Е), через бурные страсти (красный цвет) к мудрости (зеленый цвет) и познания тайны Вселенной (синий цвет А). Важную роль в «Голосівках» играет принцип контрастности: черное - белое, смерть - жизнь, безобраВНОе - прекрасное, мимолетное - случайное. Рембо использует форму сонета, который традиционно состоит из тезиса, антитезиса и их синтеза, то есть в самой его строении заложено противоречие, и это позволяет рассматривать «Голосівки» как образец символистского поиска «соответствий» между различными началами жизни, как панорамную картину Вселенной.

Уподобление гласного звука цвета означало пренебрежение словом как смысловой единицей, как носителем определенного значения. Звук, изолированный от смыслового контекста, приобретает функцию «внушение», прямого воздействия на чувства, «внушаемости», с помощью чего и обнаруживается «неизвестное». Такую литературную технику предвещал уже принцип Верлена «музыка прежде всего» (который, несомненно, напрямую повлиял на Рэмбо), но верленівський импрессионизм хранил как образ данной души, так и конкретный природный образ, а в Рэмбо непізнаванним становится все простое и ощутимое.

В период «ясновидения» Рэмбо по-настоящему вводит стихотворение «Пьяный корабль», созданный летом 1871 года. «Пьяный корабль» - рассказ о ту поездку, которую намерен осуществить поэт-«ясновидящий». Какой-то корабль, что начинает плавание по неспокойным морем, быстро теряет и экипаж, и руль, и в конце концов готов пойти на дно. Впрочем, корабль этот «олюднюється», превращается в символ, наглядное, зримое воплощение «я» поэта, состояния его души: «Под гривой заливов я - корабль пропащий,- / Заброшенный в высь етерну без птиц, / Откуда ни монитор, ни парусник лучший / Не вырвут остова, что от воды опьянел...» В стихотворении возникает двойной образ «корабля-человека», двойной судьбы - и разбитого корабля, и разбитого сердца поэта. Рембо не только рисует в виде «пьяного корабля» свое путешествие по «неизвестным». Он предусматривает и скорую гибель корабля, начал опасный путь, и свою поэтическую судьбу. «Пьяный корабль» - это тоже своеобразный миф о мире, исповедь поэта в образе «маленькой одиссеи», путешествия в поисках самого себя. Поэт отождествляет себя с кораблем, который, потеряв команду, «лишившись своего груза», в восторге отдается стихии. И во внешнем, повествовательном плане «Пьяного корабля», и в скрытом лирическом переплетаются противоположные чувства: упорство и тревога, восхищение безграничной волей и страх потеряться навсегда. Образы поэзии теряют четкость, деформируются, и трудно определить границу между реальным и воображаемым.

«Подстановка», которая состоялась в «Пьяном корабле», ознаменовала формирование новой поэтической системы, основанной на символическом отражении действительности.

Вслед за «Пьяным кораблем» появился ряд стихотворений, написанных летом 1872 года во время скитаний поэта. Это последние стихи Рембо, и они опять-таки составляют особый этап его творчества. Поэт стал «ясновидящим». Образ общества почти совсем исчезает из его произведений. Может показаться, что последние поэзии Рембо - это будто странствующие зарисовки, сделанные очень наблюдательным поэтом во время его скитаний. Вот Брюссель, в котором так часто бывал Рембо; вот путешественник, устав, пьет («Слеза»), вот он рассказывает о своих мыслях («Добрые мысли утром»), о «юное супругов», возможно, стрінуте по дороге («Мишель и Кристина»). Впрочем, в «Последних стихах» Рэмбо совершенно реальные, конкретные впечатления абстрагируются до уровня символа, который означает то ли «пейзаж души», то пейзаж Вселенной. Эстетический эффект этих произведений определяется парадоксальным слиянием самого простого и самого сложного. «Ясновидение» привело поэта к расшатыванию основ традиционной системы стихосложения - хотя объективно это был процесс обогащения, расширения возможностей французского стиха. Сохраняя время рима, Рэмбо внедряет асонанси, дванадцятискладовий строка заменяет одиннадцати-, десяти-, восьмискладовим, применяет сокращенный строка, который подчиняет песенным, разговорным ритмам, иногда не соблюдает пунктуации и вообще демонстрирует независимость от «правил». Но, даже освобождаясь от правил, Рэмбо все же продолжал писать стихи - то есть подчинялся условности поэтического языка.

Вызревание прозаїчності в последних произведениях поэта делало предполагаемым то роковое освобождение от самого искусства, которым завершился путь Рембо. «Озарения» (1872-1873, опубл. в 1886 году) - так называется созданный в период «ясновидения» цикл «стихотворений в прозе».

Ни один из фрагментов, которые составляют цикл, не может быть четко объяснено. Поэтическое «я» создает свою Вселенную, и в этом пространстве - свое время, свои замеры вещей, которые объединяют весь человеческий опыт в миг его таинственного переживания личностью. В «Озарениях» Рембо впечатление оторвались от своих прототипов, живут собственной жизнью, а поэтому смысл очень многозначительным. Такой стих уже крайне близок к поэтической прозы, где ритм создается общей эмоциональной интонацией, то удлиняет, то сокращает фразы, повторениями, інверсіями, делением на строфы свободного типа, продуманной звуковой системой.

Летом 1873 года появился произведение «Сквозь ад», акт безжалостной самокритики. «Сквозь ад» презентует необычную человека, феноменальную личность, способную твердо и объективно оценить свой опыт, свой путь - и решительно его осудить. Рэмбо в это время лишь девятнадцать лет, но его прощальное творение - это творение мудрого взрослого человека. Образ жизни поэта к этому времени был своеобразным «экспериментом», который он прекращает. В последнем произведении он предстает грешником, к которому пришло раскаяние. «Сквозь ад» - что-то вроде судебного заседания, во время которого проиВНОсится монолог обвиняемого, который берет на себя роль прокурора.

Продолжая свои скитания, Рэмбо снова и снова искал себя. К поэзии он больше не возвращался и вскоре покинул Европу. В 1880 году Рембо добрался до Кипра, далее - в Египет, потом в Адену, пока наконец оказался в городе Хараре, в Эфиопии, где и находился почти до конца своей жизни. Последний, африканский этап его пути, был одновременно и последним актом отречения от поэзии и самого себя. Занимаясь в Хараре торговлей, Рэмбо никому никогда не рассказывал о своей прошлой жизни. К поэзии он так и не вернулся, а то, что им было написано во время бесконечных странствий, лишенное всякой поэзии. Письма, которые от него получали в Европе, поражают необыкновенной сухостью и деловитостью, абсолютным отсутствием фантазии, воображения и любого лиризма.

В начале 1891 года у поэта начались невыносимые боли в правой ноге. Рэмбо перевезли в Марсель, в клинике ампутировали ногу, и он вернулся к матери. В ноябре того же года Рембо умер от саркомы.

ОСНОВНЫЕ ПРОИЗВЕДЕНИЯ: «Коваль», «Венера Анадіомена» «Голосівки», «Пьяный корабль», «Последние стихи», «Озарение», «Сквозь ад».

ЛИТЕРАТУРА:

1. Андреев Л. Г. Предисловие // Рембо А. Произведения.- М., 1988.;

2. Балашов Н. Ы. Рембо и связь двух веков поэзии// Рембо А. Стихи.- М., 1982.;

3. Косиков Г. К. Два пути французского постромантизма: символисты и Лотреамон// Поэзия французского символизма.- М., 1993.

4. Обломиевский Д. Ю. Французский символизм.- М, 1973.