|
РЕМБО, Жан Никола Артюр
(1854 - 1891)
РЕМБО, Жан Никола Артюр - творчество писателя
РЕМБО, Жан Никола Артюр (Rimbaud, Jean Nicolas Arthur - 20.10. 1854, Шарлевиль - 10.11. 1891, Марсель) - французский поэт.
Рембо родился в небольшом провинциальном городке Шарлевиль, что в Арденнах. Отец поэта, Фредерик, не имел специальной войско - вой образования, но стал офицером благодаря содействию герцога Омальського; принимал участие в алжирской кампании и Крымской войне и отличался легкомысленным отношением к жизни. Мать, Витали Рембо, была дочерью крупных землевладельцев и имела деспотический характер. Когда Артюрові исполнилось шесть лет, она развелась с мужем и самостоятельно воспитывала четырех детей.
В восемь лет мать отдала будущего поэта в частную школу Росса, где, кроме общеобразовательных предметов, обучали латыни и греческого языка. В 1865 г. «шарлевільський вундеркинд», как восторженно отзывались о его чрезвычайные способности знакомые, поступил в 7 класс Шарлевільського коллежа, а уже в 1866 г. «перепрыгнул» в четвертый класс.
Как заметил французский романист и литературный критик Г. Етьємбль в книге с характерным названием «Рэмбо, солнечная система или черная дыра?», с 1891 до 1950 г. все психиатры, которые пытались решить «проблему» Рембо, «исследовали не столько Рэмбо, сколько миф о нем». Для возникновения такого мифа были определенные основания. Уже 16-летним юношей Рэмбо удивил своего лицейского профессора риторики Жоржа Ізамбара необычайным поэтическим даром, острой впечатлительностью, зрелостью и оригинальностью рассуждений. Талант Рэмбо развивался настолько стремительно, что уже осенью 1870 г. он попросил своего друга Демени сжечь все, написанное ранее.
В августе 1870 p. Рембо покинул лицей и мещанское провинциальную жизнь, покинул мать и отправился в Париж, а оттуда в Бельгию, где пытался заниматься журналистикой. Строгая и властная мать, обратившись в полицию, силой вернула сына домой, но вскоре Рэмбо снова бежал из родного города в столицу.
Поэтический талант Г. формировался под влиянием мощной романтической традиции французской поэзии. Его любимыми поэтами с детства были В. Гюго, Ш. Бодлер и «парнасец» Т. де Банвиля, которого Рембо считал романтиком.
В стихах, написанных в течение первого периода творчества (январь 1870 - май 1871), Рэмбо восстает против буржуаВНОго конформизма, обывательской ничтожности и католицизма (стихи «сидящие», «На музыке», «Приседания», «Зло»). Существенными чертами поэзии Рембо той поры есть острая сатирическая тональность, гневный пафос, карикатурные образы.
В мае 1871 г. поэт вновь отправился в столицу, увлекшись событиями Парижской коммуны. Он написал несколько стихотворений, посвященных тем бурным дням («Военный гимн Парижа», «Руки Жанны-Мари», «Парижская оргия»).
Важным этапом в творчестве Рембо стал май 1871 г. Поражение Коммуны означала для Рембо победу самодовольного мещанства и буржуаВНОго примитивности, триумф «сидящих». Рэмбо объявил о своем бегстве в искусство, именно в то время формируется и его концепция «поэта-ясновидца», по которой «поэт становится ясновидцем вследствие длительного, напряженного и сознательного розладнування всех чувств». Этот пафос разрыва со всеми устоявшимися нормами, которые ограничивают свободу художника, эта апология стихийности, раскованности, своеволия выраженные, в частности, в стихотворении «Пьяный корабль» («Le Bateau ivre»), написанном перед отъездом в Париж 17-летним поэтом, который до сих пор никогда не видел моря. В «Пьяном корабле» поэт в символической форме отождествляет себя с кораблем без руля и ветрил - беспомощной игрушкой стихий, по велению волн несется бурным морем:
С тех дней купаюсь я в нашумевшей поэме моря,
Тайным сияние настоянной звезд,
Глотаю вод голубизну, где время в пространстве
Всплывает втопленик, который весь промок.
И где, залив враз всех диких грез водовороты
И вялый ритм морской дна
золотом пьянящим,
Мощнее, чем алкоголь, и гомінкіш,
чем лиры,
Любовный бродит сок с привкусом горьким.
Я знаю небеса, растерзанные молниями,
И смерчи, и течения, и я видел звезды
С глазами голубей, которые мечтают вечерами,
И даже то, чего не видит род человеческий.
(Пер. М. Терещенко)
Здесь в полной мере проявилась тенденция к деформации образа, к искажению реальных пропорций. Предметы теряют выразительность очертаний, происходит стирание грани между реальным и воображаемым. В «Пьяном корабле» поэт зафиксировал в символе опыт «ясновидение», которое вскоре станет для него универсальным поэтическим принципом.
Летом 1871 p. Рембо написал свой знаменитый сонет «Голосівки» («Voyelles»), в котором архитектоника образа основывается на произвольных ассоциациях между звуками и цветом, зрительными впечатлениями. Унаследовав бодлерівську идею о общие «соответствия» в природном храме, Рембо использовал ее в своей концепции «ясновидения». Поэт рассматривает природу и мироздание, игнорируя причинно-следственные связи и объективные закономерности. В этой визы все определяется законами сомнамбулического «ясновидения», фантасмагоричними модусами розладнаної сознания поэта:
А черное, белое Е, красное И зеленое
В, синее О, - о вас я бы рассказал:
А - черный мух корсет, вокруг свалок
Кружение их прудке, жужжание тороплене;
Е - шатер в белой мгле, копья ледников,
Утренних испарений дрожь непостижимое;
И - пурпур, крови ток, прекрасных уст
безумное, Опьяненное раскаяния или безудержный гнев;
В - жмуры на морях божественно-глубокие,
И покой пастбищ, и морщин мудрый покой -
Печать посвященных алхимии ночей;
О - неземная Сурьма, где скрыта скрежет острый.
Молчание Ангелов, Миров безмолвный простор,
Омега, блеск его фиалковых Глаз.
(Пер. Г. Кочура)
В сентябре 1871 г. Рэмбо познакомился с П. Верленом. Зимой 1871 г. вокруг Рембо и Верлена сплотилась группа литераторов-«зютистів» (Ш. Кро. А. Мэра, Же. Рішпен и др.). «Зютисти» писали сатирические стихи, в которых высмеивали версальские обычаи.
Летом 1872 p. Рембо и Верлен приехали в Бельгию, потом отправились в Лондон. Они часто ссорились, ревновали друг друга, посещали сомнительные кублища. Это было богемное, полунищенское существование. Рембо пытался воплотить свою концепцию «поэта-ясновидца» не только в поэзии, но и в жизни, прибегая с этой целью к наркотикам и вина. В книге поэтических фрагментов в прозе «Озарения» («Les Illuminations», 1872-1883) субъективная деформация образа достигнет апогея. «Озарение» - результат и итог «ясновидения».
10 июля 1873 г. во время ссоры Верлен стрелял в Рембо из револьвера и ранил своего друга. Поссорившись с Верденом, Рэмбо завершил и издал в Бельгии тиражом 500 экземпляров свое последнее произведение - «Сезон в аду» («Une saison en enfer», 1873). Это книга-исповедь, полная горьких разочарований и упреков самому себе, в которой Г. прощается с мятежности, с «озарениями» и поэтическими галлюцинациями, с художественным творчеством. Книга отличается тонким лиризмом, ритмической организацией прозаического текста, фрагментарностью композиции.
С 1874 г. Г. отказался от прежнего образа жизни, а с 1875 до 1880 г. начал период сумасшедших путешествий Европой, Азией, Африкой. За это время он поменял более тридцати профессий. Иногда, чтобы заработать несколько франков, ему приходилось разгружать корабли или работать в каменоломнях на берегу Средиземного моря, продавать шнурки для ботинок или, записавшись добровольцем в голландскую колониальную армию, отправиться в Индонезию. В 1880 г. Рембо отправился в Африку, где сначала возглавил торговое представительство братьев Барде, торговал кофе и дешевыми тканями, мускатом и оружием. За это время он изучил арабский и несколько туземных диалектов. До поэтического творчества Рембо больше не возвращался. Тяжело заболев в Эфиопии, в 1891 г. он вернулся на родину и умер в марсельской больнице от рака кости. В книге записей больницы указано: «Рембо, Жан Никола, родом из Шарлевіля, проездом в Марселе, умер 10 ноября 1891 года, в десять часов утра. Диагноз: распространенная карцинома». «Артюр Рембо променял литературу на Африку и богатство рим на слоновую кость и золото, потому что искал не так новых материалов для искусства, как новых форм жизни...», - сказал о нем русский поэт М. Волошин.
Развитие французской поэзии XX в. происходил «под знаком решающего влияния Рембо» (Л. Арагон). Рэмбо синтезировал и подчеркнул две важнейшие и, в значительной степени противоположные тенденции европейской поэзии XIX в.: с одной стороны, романтическую направленность наружу, которая предполагает острую восприимчивость к внешним впечатлениям, к существующим формам бытия во всем их многообразии, а с другой - бодлерівську заостренную субъективность самовыражения. По мнению Рембо, поэзия является высшей реальностью, единственным способом самореализации поэта. Он сменил положение творческой субъективности, освободив ее от любых ограничений, устоявшихся здравым смыслом, моралью и религией. Это нередко приводило к преобразованию природного мира на гротескный, фантасмагорический, деформирован художественной фантазией поэта мир искусства.
Творчество Рембо оказала значительное влияние на поэзию Г. Аполлинера, П. Элюара, Л. Арагона, французских дадаистов и сюрреалистов. В начале XX в. творчеством Рембо заинтересовались и русские футуристы (Б. Лившиц, Д. Бурлюк, В. Маяковский). Они увидели в нем не только символиста-декадента, но и поэтического новатора, единомышленника, который тяготел к изобразительности и раскованности поэтического слова.
Творчество Рембо издавна привлекала внимание украинских переводчиков. Ею интересовались Юрий Клен и В. Бобинський, который в 30-х pp. в Харькове готовил отдельное издание стихотворений поэта. Кроме них, поэзии Рембо переводили М. Терещенко, Г. Кочур, М. Лукаш, Д. Павлычко, Г. Латник, В. Стус, М. Москаленко, Г. Осадчук и др. Самое полное издание произведений французского поэта на украинском языке вышло в свет в 1995 г. (составитель и переводчик большинства произведений - В. Ткаченко).
В. Триков
|
|
|