ВНО 2016 Школьные сочинения Каталог авторов Сокращенные произведения Конспекты уроков Учебники
5-11 класс
Биографии
Рефераты и статьи
Сокращенные произведения
Учебники on-line
Произведения 12 классов
Сочинения 11 классов
Конспекты уроков
Теория литературы
Хрестоматия
Критика

Историческая правда и выдумка в средневековом эпосе «Песнь о Роланде»

В истории каждого народа есть свои герои. И в большей степени это воины-защитники. Им приписываются идеальные черты характера и идеальные поступки. Ими гордятся, им подражают, о них рассказывают. А насчет героического эпоса, то славные подвиги воинов-защитников нашли свои отзывы в дальнейшей творчества талантливых потомков.

К сожалению, литература Средневековья не могла дойти до потомков в полном объеме. Но бессмертные образцы и до сих пор поражают своим совершенством.

Героический эпос эпохи Средневековья сохранился лучше, чем другие жанры, потому что распространялся он дружинними певцами. В более поздние годы Средневековья эпос записывался и доходил до потомков в опрацьованому виде.

Литература Средневековья наиболее ярко представлена французским героическим эпосом. Дело в том, что на территории современной Франции жили племена галлов, которые, после завоевания их римлянами, начали быстро развивать культуру. Но впоследствии еще одни завоеватели, французские, смешались с этими племенами, приняв их более высокую культуру. Именно поэтому из всех героических эпосов Европы наиболее значимым стал французский эпос, который сохранился в виде поэм.

Вершиной французского героического эпоса является поэма «Песнь о Роланде», которая вошла в «Королевского цикла».

Составлена около тысяча сотого года на основе народного героического эпоса, она дошла до нас в нескольких записях, лучший из которых - оксфордский рукопись.

Сюжет поэмы имеет историческую основу: в семьсот семьдесят восьмом году Карл Великий по просьбе одного мусульманского властителя вмешался в раздоры испанских мавров. Поход был неудачным. Возвращаясь домой по узкой горной дороге, арьергард французов подвергся вражескому нападению со стороны местных басков, которых так и не удалось наказать.

С момента этого события прошло более трехсот лет, пока появилась поэма. Поэтому в произведении, как и в народном творчестве, исторические факты и события постепенно переплелись с поэтическим вымыслом.

«Песня о Роланде» начинается с воспевания побед Карла Великого в Испании, хотя на самом деле мы знаем, что он имел там свои интересы. За семь лет войны с сарацинами Карл завоевал все сарацинські города. Кроме Сарагосы, где сарацинский царь Марсилій, собравшись со своими вассалами, советовался, как избавиться от франков.

Марсилія автор поэмы показывает бесчестным человеком, поскольку тот лживо клянется Карлу в вечной дружбе и обещает принять христианство и окрестить всех подданных. Карл, с точки зрения автора,- человек принципиальный и порядочный. Причем, с позиций того времени Карл не считается захватчиком, поскольку цель его походов благородная - окрестить мусульманское поселение Испании.

В содержании поэмы отразились важные противоречия Средневековой Франции. Во-первых, страну терзали внутренние феодальные распри, во-вторых - стране грозила иностранная нашествие, в-третьих, в десятом веке обострилась борьба между христианской Европой и мусульманским Востоком. Но действительной причиной крестовых походов было желание ограбить богатые мусульманские страны. И в глазах народа поступки христиан полны благородства, так как их цель. Поэтому Карл поверил лживым заверениям Марсилія и повернул свое войско.

Освободительный пафос произведения противопоставляется феодальном эгоизма Марсилія и предательству Ганелона. Саля Ганелон, посланец Карла, оказался предателем, войдя в змовницьку ложь Марсилія. Ганелон виноват в смерти своего пасынка Роланда, который возглавлял двадцатитысячная арьергард франков во время коварного нападения чотирьохсоттисячного вражеского войска.

Ганелон - не случайный предатель, а типичный пример феодальной непокорности. Он руководствуется собственными интересами и вызывает гибель десятков тысяч соотечественников. Автор произведения, как передовой человек своего времени, понимая необходимость государственного единства, осуждает феодальное своеволие и прославляет патриотизм франков, ведь борьба французов с арабскими завоевателями отождествлялась с религиозным подвигом.

Кстати, «божественную» миссию франков автор показывает через вымышленные небесные знамения. Так, на просьбу франков бог продолжил день, а самого короля от смертельной раны исцелил архангел Гавриил.

Выдумкой является и возраст короля, в произведении ему двести лет, а во время похода было только тридцать шесть. Видимо, это связано с тем, что возраст ассоциируется с мудростью и рассудительностью.

Преувеличенно также и мужество Роланда, когда он, смертельно раненный, нагоняет ужас на врагов. В произведении раскрываются доблесть и духовная красота героя:

«Мой добрый меч, о Дюрандале верный,

Когда я умру, ты больше не нужен!

А сколько битв с тобой выиграл я,

А сколько царств завоевал тобой,

Для императора с сідою бородой!

Ты не попадешь в руки трусам,-

Тобой владел такой вассал,

Которых не знает уже Франция-красота!»

Для освещения образа героя преувеличенно также количество войск, которые столкнулись в ущелье. Вымышленной является не только количество сарацин, а и количество франков. Это придает большего веса победе французов и славы их главарю:

Роланд услышал себя в объятиях смерти - Смертельный холод в голове и сердце. Ложится под ель ниц Роланд Прижал к сердцу меч и Олифант. Он лег лицом в страну мавров, Чтоб Карл сказал своей дружине славной, Что граф Роланд умер - и победил.

Сочетание исторической правды и вымысла в поэме «Песня о Роланде», гиперболизация силы и храбрости героя и жестокости и коварства врагов является традиционным фольклорным средством, присущим не только литературе Западной Европы, но и литературе Киевской Руси. Итак, знакомясь с «Песней о Роланде», невольно проводишь параллель со «Словом о полку Игореве», ведь эти произведения были созданы в одну историческую эпоху. Еще одной общей чертой является то, что проблема «авторства» многих произведений той эпохи является полемическим.

Важным остается то, что поэмы эпохи Средневековья является достойным памятником героического подвига во имя родины.