ВНО 2016 Школьные сочинения Каталог авторов Сокращенные произведения Конспекты уроков Учебники
5-11 класс
Биографии
Рефераты и статьи
Сокращенные произведения
Учебники on-line
Произведения 12 классов
Сочинения 11 классов
Конспекты уроков
Теория литературы
Хрестоматия
Критика

РАСПЕ, Рудольф Эрих

(1737 - 1794)

РАСПЕ, Рудольф Эрих - творчество писателя

РАСПЕ, Рудольф Эрих (Raspe, Rudolf Erich - 1737, Ганновер - 1794, Макрос, Ирландия) - немецкий писатель.

Распе учился в Геттингене и Лейпциге естественные науки и филологию. С 1762 г. работал писарем в Ганновере, впоследствии устроился на должность секретаря городской библиотеки. С 1767 г. Распе стал профессором в Каролінумі и одновременно - смотрителем антикварного и нумизматического кабинетов в Касселе, поместья местного ландграфа.

Распе принадлежат исследования в области литературы, минералогии, геологии (о гессенські вулканы), а также рецензии, которые он публиковал в самых влиятельных немецких и британских журналах. Эти публикации открыли перед Распе двери Ґеттінґенського и Лондонского научных обществ. В 1773 г. ученый совершил путешествие Вестфалією, где посвятивший много времени поискам старинных манускриптов. В 1775 г., уже имея солидного опыта и научного авторитета, Распе снова отправился в Вестфалию, но на этот раз его целью было приобретение редких монет и других раритетов для ландграфської коллекции.

Постоянно испытывая недостаток средств, Распе, чтобы улучшить собственное материальное положение, продал часть монет из собрания своего хозяина. Впрочем, вскоре ландграф заподозрил Распе в краже и выдал ордер на его арест, однако писателю удалось бежать и, преодолев немало препятствий, добраться до Лондона. Поговаривают, что Распе был непревзойденным рассказчиком, а людям, которые пришли, чтобы арестовать его, настолько понравились его рассказы, что они позволили профессору сбежать. Кто знает, так ли оно было, или нет, но теперь точно известно, что научные общества немедленно исключили Распе из своих рядов.

На то время Распе уже имел глубокие знания и весомый авторитет как литератор и специалист-геолог. Так вот, и на Британских островах ему удалось получить признание, хотя постоянного места работы он так и не нашел. Его привлекали к осуществлению различных проектов, в частности, Распе принимал участие в благоустройстве коллекции Дж. Таффи, каталог которой он издал в 1791 г. на французском и английском языках. В 1794 г. ученый намеревался заложить в Макросе (Ирландия) угольную шахту, но в конце того же года умер от сыпного тифа.

Несмотря на то, что имя Распе после похищения ландграфських раритетов приобрело скандальной славы, его также хорошо знали и очень высоко ценили как ученого. Достаточно сказать, что выдающийся немецкий просветитель XVIII в. Ґ.Е. Лессінґ весьма уважал Распе и был счастлив, когда тот поддержал его в споре с профессором Клотце из Галле (1766).

Распе снискал славу чрезвычайно талантливого и умного человека, его даже считали «гением». «Каталог пятьсот известных авторов Великобритании» называл его среди самых авторитетных писателей как «заслуженного и уважаемого чужака». Однако Распе высоко ценили не только ученые. Его знали и в среде литераторов.

В 60-х pp. XVIII ст. Распе одним из первых заинтересовался древней немецкой прошлым, культурным наследием прошлых эпох. Ему принадлежит заслуга создания одного из первых рыцарских романов «Хермін и Ґунільда» (1766), а также пробуждение интереса к Библии как одного из древнейших произведений мировой литературы. Распе привлек внимание Й.Г. Гердера до собрания епископа Т. Перси, придирчиво исследовал «Оссиана» Дж. Макферсона. Он был одним из первых, кто отметил сомнительность первоначалии «Песен Оссиана», подчеркивая, однако, важность подобных произведений для развития европейской литературы.

В 1764 г. Распе издал латинские произведения Г.В. Лейбница, посвятив их Герлаху Адольфу фон Мюнхгаузену (1688-1770), который был ганноверским министром в Лондоне, основателем и куратором университета в Геттингене (а кроме того, еще и родственником «короля лжецов»). Мюнхгаузенові весьма понравилась посвящение Распе. Однако для современного читателя Распе остается известным все же не за свои научные достижения, а потому, что именно он выдал первого «книжного» «Мюнхгаузена». Это произошло в конце 1785 г. (первые опубликованные истории появились в немецком «Путеводителе для веселых людей» (1781, 1783). Заслуга писателя заключается в проработке материала из «Путеводителя» и преобразовании его в цельное произведение, объединенный образом рассказчика и завершенной структурой. Лейтмотивом этой книги является идея наказания лжи, а само произведение построен как типичная английская книга, в которой все события связаны с морем.

Английский вариант приключений Мюнхгаузена (переделанный немецкий вариант чуть позже создал талантливый немецкий поэт Г. А. Бюргер) был ориентирован на жителей Британских островов и содержит ряд эпизодов, интересных и наиболее понятных именно англичанам. Г. создал самостоятельное произведение, одновременно опираясь на фольклорную, собственно немецкую традицию, а также на ряд литературных произведений, начиная с античных времен (от «Правдивой истории» Лукиана) и до своих старших современников, к Дж. Свифта с его «Путешествиями Гулливера» (встречаются даже прямые параллели). Однако необходимо отметить, что в каноническом тексте «Мюнхгаузена» есть отдельные эпизоды, которых не было в тексте Распе. Кстати, это едва ли не самые известные эпизоды в книге о Мюнхгаузене (к примеру, полет на ядре), и их написал уже упоминавшийся Бюргер.

Распе стал автором первых приключений хвастливого барона, изданных на английском языке. Эта книга стала весьма популярной, однако лишь вариант Бюргера превратил Мюнхгаузена из героя чисто английского произведения во всемирно известный литературный образ. Значение Распе для развития немецкой литературы второй половины XVIII в. заключается в том, что именно он привлек внимание своих соотечественников к древней германской (скандинавской) поэзии. Его интерес к Фінґала и Оссиана, поэмы Макферсона в целом стимулировал дальнейшие студии Гердера. Распе утверждал: прежде чем мечтать о рождении немецкого В. Шекспира, следует надеяться на появление немецкого Т. Перси, который соберет и систематизирует произведения немецкого гения в их первоначальной свежести и чистоте. Встретившись с Распе в его доме, Гердер услышал его комментарии «Оссиана». Бойе, один из самых известных деятелей тогдашней литературы, назвал роман Распе «Хермін и Ґунільда первым романсом немцев».

В предисловии к этому произведению Распе размышлял о рыцарские времена, пытаясь оправдать их, подчеркнуть присущие той далекой эпохе храбрость, справедливость, честность, умение стать на защиту собственного достоинства и чужой невиновности. Для Распе Средневековья имеет такое же важное значение, как и античность. Древние греки правильно относились к своему прошлому, потому что понимали: все то, что они имеют, унаследовано от предков. Так же должны рассуждать и немцы, а не презирать Средневековья лишь на том основании, что оно кажется им темным, грубым и ненужным. Где же тогда искать настоящую достоинство и честь, справедливость и осознание себя как народа, если пренебречь многими поколениями предков, которые сделали свой вклад в формирование нации?

Уважение к своему прошлому и к своему народу в его историческом развитии дает основания для предсказания движения вперед, позволяет спрогнозировать те варианты исторических изменений, которые могут произойти в будущем. Почему Средневековье называли варварским? Наверное, лишь потому, пишет Распе, что слишком плохо его знали. В конце концов, у немцев хватает проблем даже со знанием собственной истории. Вполне вероятно, что термин «варварство» применялся по аналогии с латынью, которую немецкие ученые нередко знали лучше, чем родной язык.

Распе призвал современников пересмотреть отношение к древней истории, анализировать ее беспристрастно. И это позволит, вопреки мнению Вольтера, найти примеры порядочности и добродетели в каждом из прошлых веков. Грубость жизни прошлого не означает, что люди тогда были хуже. Просто время, когда они жили, был другим - не хуже и не лучше. Хотя именно в древних хронистов можно поучиться писать откровенно и искренне.

Распе занимает в истории немецкой культуры достойное место. Естественно, что некоторые его исследования с течением времени утратили актуальность, однако Распе остается в памяти потомков первым автором «книжного» «Мюнхгаузена», человеком, которая побудила немецких просветителей заинтересоваться народной поэзией, древней немецкой литературой.

На украинском языке приключения барона Мюнхгаузена сокращенно (для детей) пересказал Г. Тютюнник.



А. Макаров