ВНО 2016 Школьные сочинения Каталог авторов Сокращенные произведения Конспекты уроков Учебники
5-11 класс
Биографии
Рефераты и статьи
Сокращенные произведения
Учебники on-line
Произведения 12 классов
Сочинения 11 классов
Конспекты уроков
Теория литературы
Хрестоматия
Критика

ФРИДРИХ ДЮРРЕНМАТТ

ГОСТИНА СТАРОЙ ДАМЫ

Трагическая комедия

Действие первое

События пьесы происходят в городке Ґюллен. Сначала Гюллих разрушенный и заброшенный: неопрятный дом станции; заржавевший семафор; напівздертий расписание поездов на стене; будка с череп'яним крышей и ободранными плакатами.

Такими же неряшливыми и заброшенными выглядят пять мужчин на станции. Один из них, художник, рисует транспарант «Добро пожаловать, Клэр!».

Четверо других мужчин сидят на скамейке и разговаривают о прошлом и нынешнее состояние своего городка. Выясняется, что «только и осталось радости, что смотреть на поезд», но и те, что ранее останавливались в Ґюллені, сейчас проезжают его без остановок. И вообще, «... нам конец. Фабрика Вагнера лопнул. Бокман обанкротился. Пансионат «Место-па-сопке» обветшал. ... Еле существуем. Здихаємо».

Появляются Бургомистр, Учитель, Священник (пастор) и Иль. Из их разговора выясняется, что Ґюллен ожидает приезда уроженки этого городка Клары занял вешер, которая теперь называется Клэр Цаханесян и является настоящей миллиардершей: «... Миллиардерша - наша единственная надежда».

Когда, 45 лет назад, Клэр и Иль любили друг друга. «Мы были лучшие друзья,- вспоминает Иль,- молодые и горячие... Нас разлучило жизни. Только жизнь...» Но больше никто ничего интересного о былом ґюлленку вспомнить не может. Только Иль уверяет, что больше всего Клара любила справедливость.

Разговор мужчин идет о том, что именно Иль должен заставить Клэр «тряхнуть миллионами». И за это ему даже предлагают стать новым бургомистром.

Внезапно на станции останавливается экспресс, а из него выходит миллиардерша «шестидесяти двух лет, рыжая, бусы из жемчуга, широченные золотые браслеты...»

Клэр Цаханесян выдает раздраженном начальнику поезда тысячу за незапланированную остановку и три тысячи в фонд вдов желеВНОдорожников, а на его смущенное замечание, что такого фонда нет, отвечает: «То будьте его основателем».

Сконфуженные ґюлленці приходят в себя и приветствуют Клэр. Она же в первую очередь подходит к Иля, и бывшие влюбленные вспоминают волшебные дни своей молодости. Тогда Иль называл любимую «дикая моя кішечко», «моя відьмочко», а она его - «мой черный леопарде». Но сейчас он «потолстел, поседел и распился», она тоже «постарілася и потолстело. Кроме того, потеряла левую ногу. ... Но протез - замечательный...» Клер представляет Моби, своего седьмого мужа, который должен думать о чем-то только по просьбе жены. Также она представляет удивленным жителям Ґюллена двух гангстеров из Манхэттена, Роби и Тоби, которые носят Клэр в посильниці, двух малых толстых старичков с пискливими голосами, к тому же слепых, и мажордома на имя Бобби. А еще миллиардерша привезла с собой гроб, «может, пригодится», и черного леопарда в клетке.

Вся процессия отправляется к Ґюллена. Бургомистр и Учитель уверены, что миллиардерша «уже в Иля в кулаке. ... Видурить в нее миллионы. За ваше здоровье, господин учителю. За то, чтобы Клэр Цаханесян оживила Бокмана, и фабрику Вагнера, и пансион...» Но Учитель вдруг говорит: «... что такое кошмар, я узнал час назад. Мне аж мороз пошел по спине, как и старая дама в черном платье вышла из поезда. Словно Парка, греческая богиня судьбы. ... О ней еще можно подумать, что она прядет нить жизни».

Клэр со свитой и Иль останавливаются возле Конрадсвайлерського леса. Сорок пять лет назад 17-летняя Клэр и 20-ричи Иль встречались под этими буками. Но потом Иль брак с Матильдой Блюмгард, потому что за ней в приданое давали галантерейную лавку, а сама Клэр стала проституткой, и старый миллиардер Цаханесян нашел ее в гамбургском борделе и женился на ней, «рыжие косы очаровали того старого, золотого жука».

Клэр упрекает Наборах, что он покинул ее через богатое приданое. А Иль пытается перекопать Клэр, что брак с Матильдой ради самой Клэр, чтобы она избежала той незавидной участи, которая постигла самого Иля, потому что сейчас он «захудалый лавочник в захудалом городишке». А Клер Цаханесян принадлежит целый мир. Она, улыбаясь, уверяет Иля, что не бросит на произвол судьбы городок своей молодости. Иль пытается поцеловать Клэр руку, но выясняется, что знаменитая миллиардерша сейчас состоит почти только из протезов, с холодной слоновой кости.

В Ґюллені устраивается пир в честь бывшей жительницы. Клэр осматривает голленців, находит их бледными и змарнілими и вскользь говорит местному врачу, что скоро ему придется удостоверить смерть из-за паралича сердца. Ґюлленці не понимают, даже ужасаются таких намеков миллиардерши, но более все ждут, когда она подарит городу миллионы.

Бургомистр проиВНОсит пышную речь о Клэр, которая «добывала еду для одной убогой вдовы, покупала ей картошку за свои горько заработанные у соседей деньги и тем спасала ее от голодной смерти... Руда ветреница стала дамой, что ущедряє мир своей лаской: стоит только вспомнить ее общественные фонды, ее санатории для матерей, харчувальні заведения, ее помощи художникам, ее детские ясли, поэтому я хочу позвать теперь: да здравствует наша краянка, что вернулась на родину!» Лупают аплодисменты, а Клэр проиВНОсит, что на самом деле она не такая хорошая, что картофель для вдовы она воровала вместе с Ілем, и не ради того, чтобы спасти «старую звідницю от голодной смерти, а чтобы раз полежать с Ілем в постели, где было приятнее, чем в Конрадсвайлерському лесу». Но миллиардерша хочет порадовать жителей города, поэтому объявляет, что желает подарить Ґюллену один миллиард пятьсот миллионов городу и пятьсот миллионов разделить между всеми семьями.

После минутной мертвой тишине ґюлленці неистовствуют: танцуют, вылезают на кресла, кричат от неистовой радости.

Но Клэр уточняет, что готова сделать такой подарок при одном условии: «Я ее название. Я даю вам один миллиард и покупаю себе за него справедливость».

Выясняется, что мажордом Бобби 45 лет назад был голошиим судьей в Ґюллені и именно он рассматривал иск Клары занял вешер об отцовстве до Альфреда Иля. Тогда Иль отказался от того, что он является отцом ребенка Клэр, и привел в суд двух свидетелей, Якоба Гюнляйна и Людвига Шпарра, которые за литр водки поклялись, что они спали с Кларой. А сейчас эти свидетели - те два толстые старички, которых Клэр приказала разыскать и ослепить и кастрировать.

Итак, свидетели были фальшивыми, и все дело в отношении отцовства была підтасованою. Ребенок Клары умерла через год, сама Клара стала проституткой, и теперь миллиардерша Клер Цаханесян требует одного -- справедливости: «Я могу себе ее позволить. Один миллиард Ґюлленові, когда кто убьет Альфреда Иля».

Иль потрясен, потому что он уже давно забыл эту историю, ведь жизнь идет дальше. Его поддерживают жители городка, мнению которых Бургомистр проиВНОсит: « ... Мы еще не дикари. От имени города ґюллена я отвергаю ваше предложение. Во имя человечности. Лучше мы останемся бедными, чем запятнанными кровью». На это Клер отвечает, что она подождет.

Действие второе

Каждое утро до гроба, которую привезла Клэр, несут реснички и цветы, более на похороны. Но Иль спокойно завтракает в кругу своей семьи, он уверен, что Ґюллен вступился за него, что для жителей городка его жизнь дороже миллиард. Его дочь и сын вроде бы поддерживают отца, сын готов взяться за любую работу, и дочка тоже идет искать себе место на бирже труда.

В магазин Иля заходят покупатели, они уверяют, что поддерживают Иля, но одновременно с такими речами делают дорогие покупки, о которых раньше только мечтали: покупают цельное молоко, коньяк, сигары, шоколад и т.д. К тому же все они обуты в новые желтые ботинки. Оказывается, у всех ґюлленців открыт кредит во всех магазинах города, а благосостояние жителей неуклонно растет.

Иль догадывается, что жители городка живут уже только мыслями о обещанный миллиард, он обращается к Полицейскому с требованием арестовать Клэр Цаханесян за намову на убийство. Но Полицай, тоже в желтых ботинках, высмеивает «фантазии, химеры» Иля. Иль бросается к Бургомистра с тем же требованием - арестовать миллиардерш у, которая желает смерти Иля. Бургомистр, в новых ботинках и дорогом галстуке, курит дорогие сигареты и тоже отвечает Ілеві, что тот «видит призрака».

А Клер тем временем уже собирается жениться восьмым мужем. Иль бежит за помощью к Священника, пытается перекопать того, что на самого Иля уже открыта охота, но и священник не желает его слышать. Хотя предлагает ему свой путь спасения: «Беги! Мы все слабые, христиане и нехристи! Беги! Колокол гудит в Гюллені, звон измены. Беги, не вводи пас в искушение своим присутствием». В то же время перед лавкой Иля убивают черного леопарда, который сбежал из клетки.

А гюлленці собираются на вокзале, чтобы провести Иля, который якобы решил поехать с Гюлли до Австралии. Ґюлленці желают Ілеві счастливой дороги, но тот кричит, что он им не верит, что они хотят его задержать, и в конце концов поезд отправляется в дорогу, а охваченный отчаянием Иль остается на вокзале, повторяя: «Я пропал!»

Действие третье

После венчания в Гюлленському соборе Клэр Цаханесян в белом подвенечном платье разговаривает с Учителем и Врачом. Они перекапывают ее отказаться от предложения убить Иля и купить фабрику Бокмана и пансион, чтобы таким чипом помочь родном городке. Но Клер на это отвечает: «...мир сделал из меня проститутку, теперь я сделаю из него бордель. ...Порядочный только тот, кто платит, а я плачу. Ґюллен за убийство. Расцвет за трупа!» К тому же выясняется, что Клэр уже давно приобрела все, что давало Гюллену прибыль, пытаясь в такой способ загубить городок.

Далее действие перемещается в лавку Иля. Здесь все изменилось: новый надпись, повой прилавок, все блестит.

Женщина Иля разговаривает с посетителем о том, как плохо поступил ЕЕ муж когда с Кларой.

В магазине появляются дети Иля в новом дорогом одежде, Учитель и репортеры. Репортеры фотографируют Иля, говоря, что счастливы увидеть такого мужчину.



Учитель пытается поддержать Иля, которого уже готова предать даже жена: «Ох, Наборах, что мы за люди! Позорный миллиард жжет нам сердца. Возьмите себя в руки. Боритесь за свою жизнь, свяжитесь с прессой, вам больше нельзя терять времени». Но Иль отвечает, что сам во всем виноват: «...я сделал с Клары том, чем она есть. а из себя самого то, чем я являюсь, ничтожного гендляра, что докатился до ручки. Все это моя работа евнухи, мажордом, гроб, миллиард». Учитель соглашается с ним и говорит: «Вас убьют. Я знаю это от самого начала, и ее вы давно это знак Хоть больше никто в Гюллені не хочет этого признать. Соблазн слишком велик, а паша беда слишком тяжелая. Я также подниму на вас руку. Моя вера в гуманность - бессильна. ...Когда и в пас придет старая дама, и тогда с памп произойдет то, что это с вами».

Иль понимает, что и собственная семья его предала: дочка теперь играет в теннис, сын Ездит на проституток машине, а у жены появились дорогие меха.

Тем временем в магазине появляется Бургомистр с заряженным ружьем. Он говорит, что вечером на городских собраниях в присутствии прессы, радио и телевидения будет объявлено о предложении Клэр. «Мы стали такие известные, что готовится репортаж о паше давние демократические учреждения». Также Бургомистр калякает Ілеві, что для всех лучше было бы, если бы Иль сам лишил себя жизни: «...Это ваш долг - отобрать у себя жизнь... Уже хотя бы из чувства солидарности, из любви к родному городу». Но Иль не соглашается: «Если бы вы не положили мне того страха, того жестокой в ужасе, все было бы иначе... Я принял бы оружие. Из любви к вам. И теперь я победил свой страх. Сам. Теперь вы должны быть моими судьями. Вы можете меня убить, я не жалуюсь, не протестую, не боронюсь, но вашего поступка не могу у вас отнять».

Иль со всей семьей отправляется в путешествие городком. А ЗІОДОМ, отпустив семью, идет к Конрадсвайлерського леса. Тулы же Робе и Тебе приносят Клэр. С ней уже Человек под номером VIII, который, в сравнении с Мужем VII, имеет не думать, если этого не желает Клэр. Клэр и Иль снова вспоминают молодость, разговаривают про свою умершую дочь. Иль говорит Клэр о том, что вечером состоятся городские сборы, что его осудят на смерть и кто его убьет. Клер отвечает, что заберет его в гробу на Капри и похоронит в мавзолее с видом на Средиземное море: "Там ты останешься навсегда. Мертвый круг каменного идола. Твоя любовь умерла много лет назад. Моя любовь не могла умереть. Но ее жить не могла. ...Твоя жизнь... принадлежит мне. Навсегда. Скоро ничего уже не останется, только мертвый любимый в моей помине...»

Гюлленці сходятся на собрание в новом праздничном одежде, повсюду фотографы, журналисты, кинооператоры. Бургомистр делает заявление от имени Клер Цаханесян о намерении подарить Гюллену один миллиард Затем слово берет Учитель, который говорит о том, что за свой миллиард Клэр желает только справедливости, потому что когда община способствовала преступлению, «кривоприсязі, негодяю», и теперь надо это исправить. Затем Бургомистр обращается к Иля и спрашивает, знает ли тот, что через него «нам предложено фонд? Будете ли вы уважать пашу постановление в деле принятия или отклонения фонда Клер Цаханесян?» Иль отвечает, что он все знает и уважать решения собрания. Бургомистер проводит голосование, и все присутствующие, кроме Иля, голосуют за «создание фонда». «Не ради денег, а ради справедливости. И через муки совести, потому что мы не можем жить и смотреть, как между нами гнездится злочинство, которое мы должны выкорчевать».

Журналистов приглашают на пир, а гюлленці остаются, чтобы выполнить свое решение. Иль выкуривает свою последнюю сигарету и идет мимо двух рядов молчаливых мужчин. Иль оборачивается и видит, как ряды смыкаются за ним. Он падает на колени. Ряды преобразуются в человеческий клубок, который со временем рассыпается. И только Врач стоит над трупом, констатируя «паралич сердца». Появляется Клэр, долго смотрит на лицо своего бывшего возлюбленного: «Он снова такой, каким был когда-то давно, черный леопард. ...Мы едем на Капри». И прежде чем уйти, она вручает чек на миллиард Бургомистру.

Ґюлленці провожают Клэр словами: «Отъезжает доброжелательница паша, что дала нам богатство и счастье».

Сам Ґюллен превратился в блестящее, технически совершенный город. А сами ґюлленці в вечернем наряде, выстроившись в два хоры, поют о том, что много есть на свете беды, «и нет на свете беды над бедность».