10 класс СОЧИНЕНИЯ ПО ЗАРУБЕЖНОЙ ЛИТЕРАТУРЕ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ПРОЗА XIX ВЕКА
Или логичной была поведение Наташи Ростовой в эпилоге?
Первый вариант
С моей точки зрения, логична. Совсем другой вопрос, нравится нам Наташа в эпилоге или нет. В романе мы встречались с Наташей-девочкой, веселым, жизнерадостным, жизнелюбивым, потом с Наташей-девушкой, которая делает ошибки, любит, страдает.
Толстой тонко прослеживает диалектику души Наташи, которая не кончается собственно в романе и продолжается в эпилоге. Конечно, за прошедшие семь лет она изменилась внешне: «располнела и стала шире, так что трудно было узнать в этой сильной матери прежнюю тонкую и подвижную Наташу. Черты лица ее определились и имели выражение спокойной МЯГКОСТИ И ясности. В лице ее не было, как прежде, этого непрестанно палящего огня оживления, составлявшего ее прелесть». Но по своей сути Наташа осталась такая же.
Она стала спокойнее, серьезнее. И это вполне понятно и вполне естественно, потому что Наташа в эпилоге - мать четырех детей и отдает себя всю без остатка их воспитанию.
Логика поведения Наташи оказывается, с одной стороны, уже в том, что Наташа в эпилоге - это раскрытие образа. Образ в романе не был закончен, он требовал своего окончания в эпилоге. То, что мимоходом намечалось в романе, развилось и оформилось в эпилоге: «Все порывы Наташи имели началом только потребность иметь семью, иметь мужа (как она, не столько шутя, сколько откровенно, кричала в Отрадном). Одна старая графиня чудувалася удивления людей, которые не понимали Наташу, и повторяла, что она всегда знала, что Наташа будет отличной женой и матерью».
С другой стороны, Толстой воплотил в образе Наташи свой идеал женщины (я так считаю). Идеал женщины для Толстого - женщина-мать (делаю такой вывод потому, что одна из лучших героинь романа княжна Марья в эпилоге также показана матерью). Толстой считает, что «цель брака - семья». Если так, то Наташа, которая вышла замуж за Пьера, должна непременно стать матерью. Но роман кончается на свадьбе Наташи. Где же можно будет рассказать о семье Наташи и Пьера? В эпилоге, что и делает Толстой. «Наташе нужен был муж. Муж был дан ей. И муж дал ей семью», - пишет Толстой. Выходит, Толстой в эпилоге говорит про Наташу самое главное. За моими рассуждениями (не знаю, насколько они правильные и убедительные), получается, что так.
У Толстого женщина - это творение природы, предназначен для того, чтобы давать жизнь себе подобным. Именно эту миссию Наташа и выполняет в эпилоге. У Толстого все чрезвычайно естественно, реально, как должно быть на самом деле, все так, как хочет неограниченно властная природа.
Многим Наташа в эпилоге не нравится, многие, читая эпилог, разочаровываются в ней. Я думаю, что происходит все это только потому, что Толстой изображает в эпилоге Наташу естественной, ничего не преувеличивая и ничего не умаляя в ней. Естественность состояния героя в изображении Толстого всегда сильно действует на читателя. Но она может действовать в сторону позитивный и негативный. В данном случае на меня - отрицательный. Мне больше импонирует мать Мария, чем мать Наташа. Я не могу за это осуждать Толстого. Толстой - великий художник, он до последней страницы романа остается последовательным и верным себе. Такой, какой мы видим Наташу в эпилоге, она была всегда, просто в эпилоге меняется внешняя обстановка действия, условия существования семьи Пьера и Наташи, поэтому она вынуждена была измениться внешне, приспосабливаясь к иным условиям жизни, новых интересов, новых забот, а изменилась она чисто по-ростовски. Ведь в эпилоге еще более заметна ее ростовская порода, порода безграничного жизнелюбия и любви.
Второй вариант
Не знаю, логично или нет трансформация образа Наташи в эпилоге, но мне бы очень не хотелось видеть Наташу именно такой, какой ее показывает Толстой в конце романа. Просто мне жаль Наташу, жаль даже за то, что ее индивидуальность не получила развития (я так считаю).
Для меня Наташа - это воплощение кипучей жизни, ярких красок, сильных человеческих чувств, фантазии, поэзии, любви. Образ Наташи Ростовой для меня непременно ассоциируется с чем-то удивительно легким, воздушным, грациозным. Я никак не могу расстаться с искренней Наташей, Наташей-волшебницей, способной сделать любое чудо! И поэтому я никак иначе не могу воспринимать ее. Так и только так!
Для меня Наташа Безухова - это далеко не Наташа Ростова. Я не могу увидеть в настоящее Наташе ту, которая могла очаровать всех вокруг себя, с которой всем было хорошо и весело. И вдруг все исчезло - все сразу! Где тот свет, который она излучала? Наташа, тонкая и подвижная, превратилась в полную и широкую женщину. «Теперь часто видно было одно ее лицо и тело, а души вовсе не было видно, теперь очень редко зажигался в ней прежний огонь». Наташа опустилась, вполне занялась домашними делами, и ей всегда не хватало времени, чтобы сделать все то, что она хотела. И уже не приходилось говорить о разные требования к себе, что предъявляют вообще женщины, тем более молодые. Это Наташе не касается, это очень далекое от настоящего ее жизни, в которое она целиком погружена и с которым ей никогда не расстаться!..
Какие разные Наташи!
Неужели и это она тоже?
|
|