10 класс СОЧИНЕНИЯ ПО ЗАРУБЕЖНОЙ ЛИТЕРАТУРЕ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ПРОЗА XIX ВЕКА
«Я владею миром, а мир не имеет надо мной власти». Образ Гобсека (Оноре Бальзак. «Гобсек»)
Много ли нужно человеку, чтобы быть счастливым? Чтобы самоутвердиться в жизни? Чтобы чувствовать себя хозяином жизни? Почему в житгі предпочесть: чувством или деньгам, состраданию или расчета, власти над собой или власть над другими?
На эти или другие вопросы попытался ответить Оноре Бальзак в своей повести «Гобсек».
В центре произведения - ростовщик Гобсек, принадлежащего десятка самых богатых в Париже людей. Гобсек - «человек-вексель», «человек-машина», что вселяет страх и ужас кредиторам. Гобсек - «живоглот». Но в молодости он был жизнелюбивым молодым человеком, наделенным природным стремлением самоутвердиться в жизни. Он умел чувствовать, любить, сострадать. Однако в этой жизни ему пришлось много с чем столкнуться: «морщины его желтоватого лба хранили тайну страшных испытаний, внезапных ужасных событий, голодных дней, неожиданных удач, истоптанной любви, богатства, разорения...»
Пережив все капризы судьбы, увидев жизнь и людей в их неприкрытой наготе, потеряв веру в добро и любовь, Гобсек понял, что есть только одно надежное земное благо, что имеет высшую ценность - это золото.
Он остался одиноким. У него не было ни друзей, ни семьи, он порвал связи со всеми родственниками и даже мысли не допускал, что кто-либо завладеет его имуществом хотя бы после смерти его... Гобсек заставил замолчать свое сердце: ни любви, ни сочувствия, ни жалости. И когда в нем просыпались какие-то чувства (желание помочь Дервілю или Фанни Мальвы), он подавлял их.
Гобсек не просто лихоимцев. В нем удивительно сочетались «философ и скряга». Его сущность - тщеславие. «Тщеславие - это всегда наше «я», - утверждал герой. Он не верил ни в какие убеждения и принципы, он признавал борьбу бедных и богатых бессмысленной и поэтому решил, что лучше самому эксплуатировать, чем быть эксплуатируемым. А для того, чтобы эксплуатировать, нужны деньги, золото. Золото и стало смыслом его жизни. Потому что золото дает право «господствовать».
«Я владею миром, а мир не имеет надо мной власти», - с гордостью заявляет Гобсек. Но, обладая огромным богатством, он остался глубоко одиноким старикам. Принесло ему счастье это богатство? Как видим, нет. Страсть к золоту победила в Гобсекові и философа, и человека.
Стряпчий Дервіль, рассуждая о судьбе и характере ростовщика, говорит: «знает Ли он, что в мире есть чувства, любовь, счастье?» «Неужели все сводится к деньгам?» - задает он риторический вопрос. К сожалению, в наше время много слов Гобсека оказываются вполне актуальными, но я все-таки думаю, что нет, не сводится все к деньгам. Хотя бы потому, что «и богатые тоже плачут»...
|
|