ВНО 2016 Школьные сочинения Каталог авторов Сокращенные произведения Конспекты уроков Учебники
5-11 класс
Биографии
Рефераты и статьи
Сокращенные произведения
Учебники on-line
Произведения 12 классов
Сочинения 11 классов
Конспекты уроков
Теория литературы
Хрестоматия
Критика

11 класс
СОЧИНЕНИЯ ПО ЗАРУБЕЖНОЙ ЛИТЕРАТУРЕ
ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Образы Воланда и его свиты (по произведению М. Булгакова «Мастер и Маргарита»)

Произведение «Мастер и Маргарита» Михаил Булгаков писал более десяти лет, несколько раз менял замысел, но известно, что в первом варианте в центре романа был Воланд - олицетворение мистического слоя произведения.

Волана - повелитель теней, злой дух, ему и его свиты принадлежит фантастический мир, чистилище, где искупает свой грех Понтий Пилат.

Современность, в которую ворвались Воланд и его свита, проходит тяжелое испытание истинами. Москва - столица государства, провозглашала себя царством истины, но здесь люди успели натворить столько зла, что на его фоне нечистая сила кажется хорошей. В романе она справедливая, помогает тем, кто причастен к вечности, и наказывает настоящих грешников, выводит их на чистую воду.

Воланду во всех делах помогают его помощники: кот Бегемот, Коровьев, Азазелло.

Кот Бегемот - мастер подурачиться, разыграть какого грешника; Коровьев владеет всеми языками и жаргонами; строгий Азазелло, чрезвычайно изобретательный, когда надо кого-то выгнать из квартиры №50, из Москвы или перенести из этого мира в тот. И то по очереди, то втроем или вдвоем они создают или страшные, или комедийные ситуации, но все они подчиняются силе Воланда.

С приходом нечистой силы в Москве стали происходить странные вещи. Директора варьете Степу Лиходєсва ассистенты Воланда выбрасывают из Москвы в Ялту за то, что он ничего не понимает в порученном деле, зря государственную машину гоняет; большом театральном начальнику Семплеярову, который страдает теми же недостатками, достается грандиозный семейный скандал; без тяжелых последствий заканчивается встреча с нечистой силой Никанора Ивановича, который берет взятки, бюрократов и бездельников.

Зато суровое наказание ждет людей без фантазии. Финдиректору Римскому Воланд и его свита организовали крюке сцену ужасов, что он за минуту становится старым седым дедом. Страшно наказывают они и буфетчика за его жадность. Имея кучу денег, он их бережет, и Воланд говорит, что такие мужчины, которые не любят вина, женщин, развлечения, или тяжело больны, или втайне ненавидят всех вокруг.

И самое большое наказание получил Берлиоз, руководитель писательской организации. Он свободно цитирует Канта и Шиллера, но при этом остается неисправимым догматиком. Рассказ Воланда о Иешуа Га-Ноцри захватывает его, и все равно он настаивает на своем: никакого Иешуа, никакого Иисуса Христа не было. И ни осведомленность Воланда, ни появление из воздуха необычной фигуры не могут заставить Берлиоза отказаться от своих убеждений. Воланд терпеть не может слов «этого не может быть». Особенно если эти слова говорит безнадежным догматик.

Возможно, и без участия Воланда Берлиозу трамваем отрезало голову, но превратить похороны в фарс - это уже дело нечистой силы.

Воланд поражает своим необычным видом. «Правый глаз с золотой искрой на дне, что сверлило любого до дна души, левое - пустое и черное... Лицо Воланда было покореженное набок, правый уголок уст отвлечен книзу, на высоком полисілому лбу были прорезаны параллельные острым бровям морщины. Кожу на лице Воланда, казалось, навеки сжег загар».

Михаил Булгаков как будто играется словом, легко и непринужденно придумывает образы, рассказывает о действиях, вмотивовуючи их необычными взглядами нечистой силы на Добро и Зло, Бога и Дьявола, Свет и Тьму. Но за фантастическим сюжетом скрывается сложная философская концепция романа.

Не только современность проверяется вечными истинами, но и вечные истины, соприкасаясь с современностью, заставляют задуматься о сложности их воплощения в реальном, а не в идеальном мире. Реальность мира такова, что вечные истины проверяются не только Богом, но и нечистой силой.