|
ПУШКИН, Александр Сергеевич
(1799 - 1837)
ПУШКИН, Александр Сергеевич - творчество писателя
ПУШКИН, Александр Сергеевич (Пушкин, Александр Сергеевич - 06.06. 1799, Москва - 10.02.1837, Петербург) - русский писатель.
В родословной Пушкина скрестились несколько ветвей, которые берут начало в глубинах российской истории и отмечены многими именами участников важных событий в государственной жизни страны. Детство Пушкина прошло в Москве. Его, нелюбимую ребенка в семье, воспитывали французские гувернеры, он рано научился читать, имел свободный доступ к богатой библиотеке своего отца, Сергея Львовича Пушкина, который был не чужд литературе и в доме которого гостили известные российские писатели. Поэтическое дарование юного Пушкина проявилось в раннем детстве: немало строк детских стихов, сохранившихся в устной, семейной традиции, были написаны на французском языке. Летние месяцы 1805-1810 гг. он обычно проводил у своей бабушки, Марии Алексеевны (урожденной Ганнибал), в подмосковном с. Захарове, близ Звенигорода. Эти ранние детские впечатления отразились в первых пушкинских поэмах, написанных несколько позже («Монах» - «Монах», 1813; «Бова», 1814), в лицейских стихотворениях «Послание к Юдина» (1815), «Сон» (1816).
Шесть лет Пушкин провел в Царскосельском лицее, открытом 19 октября 1811 г. Программа лицея была, по сути, университетской с приоритетом гуманитарных наук в учебных курсах. Вся обстановка лицейского воспитания способствовала развитию дарования Пушкина. Здесь поощрялось стихосложения, выходили рукописные журналы; в годы учебы Пушкина приняли в литературное общество «Арзамас», члены которого выступали против рутины и архаики в литературе.
Ранняя поэзия Пушкина передавала ощущение быстротечности жизни, которая диктовала жажду наслаждений. Культ земных радостей, противопоставленных падолу мелочных хлопот, ортодоксальности, официоза, отражал просветительское мироощущение вольтерівського плана. Характерной является и тогдашняя поэтическая маска Пушкина - не просто философа-ленивца, а «монаха», «розстриги», который мечтает о земных радостях. Так «окреслювався» доминирующий пафос всей пушкинской поэзии, не только жизнелюбивой, но и свободолюбивой. Высокие героические темы, а также сатирические мотивы возникают в поэзии Пушкина как отзвук событий эпохи и обнаруживают уже тогда определенные потенции творчества, пока еще не развиты через его сосредоточенность на епікурейських темах.
В 1816 г. характер лирики Пушкина претерпел существенных изменений. Элегия стала его основным жанром.
Согласно нового мироощущения изменился весь колорит пушкинской поэзии - впрочем, ненадолго. Про эпикурейские мотивы, однако, занимают свое место в иерархии эстетически-нравственных ценностей, как ее представлял поэт: теперь это вызов господствующей морали и своеобразная маска. Цикл прощальных лицейских стихов вдохновленный культом дружбы и преданности юношеским заветам. Трудно переоценить в становлении личности Пушкина моральное значение шести лет, проведенных в ліцейському среде (особенно Пушкин сблизился с лицеистами И. Пущіним, А. Дельвигом, В. Кюхельбекером), в атмосфере творческого соперничества.
Пушкин закончил лицей в июне 1817 г. в чине коллежского секретаря (12-го класса) и был назначен в Коллегию иностранных дел. Служба мало интересовала поэта, зато круг его петербургских знакомств быстро «расширялось». Он стал постоянным посетителем театра, принимал участие в заседаниях «Арзамаса», в 1819 г. вступил в члены литературно-театрального общества «Зеленая лампа», которым руководит «Союз благоденствия». Не принимая участия в деятельности первых тайных организаций, которые имели целью осуществления прогрессивных государственных реформ, Пушкин был, несмотря на то, дружески связан со многими активными членами декабристских обществ; в резких политических епіграмах и в гражданских стихах («К Чаадаева» («Любви, славы и надежды... « 1818), «Вольность «(1818), «Деревня» (1819) клеймил пороки российского деспотизма, воспевал идеалы свободы.
В эти годы поэт работал над поэмой «Руслан и Людмила» («Руслан и Людмила»), начатой еще в лицее. Ориентируясь в сюжетной построении на лубочну авантюрно-рыцарскую сказку, Пушкин в то же время искал черты легендарной героической древности. Сказочное повествование в поэме ведется от лица юного волелюбця, склонного постоянно насмехаться над небылицы. Однако шутливый рассказ о сказочных событиях и лирические отступления иногда меняется лиро-эпическими фрагментами. Поэма была закончена в мае 1820 г. и после публикации вызвала негативные отзывы критиков-староверов, возмущенных снижением высокого канона.
Весной 1820 г. Пушкина вызвали к военному генерал-губернатора Петербурга графа Милорадовича, для объяснения причин широкого распространения в списках его политических стихотворений. П. грозила ссылка в Сибирь, но благодаря усилиям старших друзей (М. Карамзина, П. Чаадаева, Ф. Глинки) ссылку ему заменили служебным переводом из Петербурга в Катерина-слав (теперь - Днепропетровск). Здесь в конце мая 1820 г. его застала больным семья генерала М. Раевского, который добился для Пушкина разрешения отправиться с ним на Кавказ и в Крым для укрепления здоровья. Только в сентябре поэт вернулся к месту новой службы - в Кишинев. Так неожиданно счастливо закончилось ссылку юного поэта, в творчестве которого кавказские и крымские впечатления сыграли значительную роль. Длительные поездки Пушкина в ноябре 1820 - январе 1821 г. в Каменку и Киев, путешествия по Молдавии в конце 1821 г., посещение Одессы - все это расширило круг впечатлений поэта, наполнило особым внутренним содержанием.
Если поэма «Руслан и Людмила» была итогом «байронівської» школы у лучших русских поэтов, то первая «южная поэма» Пушкина «Кавказский пленник» («Кавказский пленник», отд. изд. 1822) поставила его во главе всей современной русской литературы.
Пушкинский Пленник уступал байронічним героям в энергии и силе: несмотря на все свое свободолюбие, он - пассивный герой. Но тем самым характер героя если не объяснено, то определенный заранее общественным воспитанием: поэт хотел изобразить это равнодушие к жизни и к ее наслаждениям, эту преждевременную старость души, которые стали приметным чертами молодежи XIX века» (письмо к В. Горчакова, октябрь-ноябрь 1822 г.), угадывая наперед героя своего будущего романа в стихах. Сострадательная внимание Пушкина в поисках идеала переносится на описание жизни гордых «сынов Кавказа», однако в процессе работы над произведением его героиней стала «дева гор», которая, влюбившись в «европейца», найдя свою индивидуальную судьбу, обречена на смерть. В духе романтических представлений история в поэме Пушкина поддается нравственному осуждению и развенчивается просветительская идея исторического прогресса, что, дескать, несет счастье человечеству. На антитезе разных культур построена и коллизия следующей южной поэмы - «Бахчисарайский фонтан» («Бахчисарайский фонтан», 1824). В то же время поэма пронизана лиризмом, в частности, ее финал.
В то время Пушкин пытался обратиться к героической древности, накинув планы поэм «Мстислав» и «Вадим» (последний замысел приобрел и драматической формы), создал антирелигиозную сатирическую поэму «Гавриліада» («Гаврилиада», 1821), поэму «Братья-разбойники» («Братья-разбойники», 1822; отд. изд. в 1827 г.). Героика современной истории отразилась также в пушкинской лирике («Еллеферія...», «Война», «Кинжал», 1821). Однако разочарование в просветительской идеи победы разума, вызванное размышлениями над неутешительными итогами европейского освободительного движения и усилением аракчеевской реакции в России, вызвало глубокий кризис в мировоззрении Пушкина в 1822 - 1823 гг. У него сформировалось убеждение, что в мире действуют объективные законы, изменить которые даже найвідважніша человек не в состоянии. В таком аспекте Пушкин начал в мае 1823 г. в Кишиневе роман в стихах «Евгений Онегин» («Евгений Онегин»): в финале первой главы романа герой должен был покинуть родину по образцу главного героя поэмы Дж. Н. Г. Байрона «Дон Жуан». Однако этот замысел не был осуществлен. Психологически близок автору в первой главе романа, заглавный герой будет иметь трагическую судьбу, отличную от судьбы самого Пушкина.
Тем временем в июле 1823 г. Пушкин добился служебного перевода в Одессу, мечтая вскоре покинуть «скучный берег», готов к «поэтического побега» в другие края» («К морю», 1824). Одесский год Пушкина был полон работы над первыми главами романа в стихах, окончанием поэмы «Бахчисарайский фонтан». Именно в это время Пушкин осознал себя как профессиональный литератор, что привело бурным читательским успехом его произведений. Однако в июле 1824 г. в результате интриг Пушкина отстранили от службы и направили в псковский имение Михайловское под надзор родителей. Несмотря на семейные неурядицы, первая михайловская осень была плодотворной для поэта. Пушкин написал «Подражания Корану» («Подражания Корану») - лирический цикл о человеке, для которого время тяжелых испытаний (изгнание из родного города, отрешенность от соотечественников, проклятия со стороны родных) стало началом его трудного пути и, в конечном итоге, - торжества его учения. Поэт закончил также начатые в Одессе стихотворения «Разговор книгопродавца с поэтом», где сформулировал свое профессиональное кредо, «К морю» - лирическое раздумье о судьбе человека эпохи Наполеона и Байрона, о жестокой власти исторических обстоятельств над личностью, которая духовно не смирилась.
В поэме «Цыганы» («Цыганы», отд. изд. 1827) Пушкин отталкивается от коллизии «Кавказского пленника», переосмысливая ее. Роковые страсти, терзающие героя, - это признак избранности, признак неординарного, героического характера. Преступление Алеко, который утверждает «свои права» (у цыган их нет, есть только обычаи), ставит мирный народ перед выбором. Признают ли они власть надменного человека, мстить смертью за смерть, все равно состоится историческое сдвиги, неотвратимая смена вечного, природного устройства. Но, не приняв пришельца, лагерь оставляет его самого. Похожая коллизия, но уже в сниженном, бытовом ракурсе, в обстановке российского поместного жизни, намечается теперь в новом сюжетном повороте романа в стихах, в третьей главе которого Татьяна духовно противостоит герою - ей отныне безусловно симпатизирует автор-поэт. Наконец, осенью 1824 г. Пушкин снова возобновил работу над автобиографическими заметками и обдумал сюжет народной драмы «Борис Годунов», которую он окончил 7 ноября 1825 г. (отд. изд. 1831). Глубоко усвоив в своей трагедии опыт мировой драматургии, постоянно проверяя канву исторических событий, заимствованную из «Истории государства Российского» М. Карамзина, народным взглядом на события, почерпнутым из летописей, агиографической литературы, устного поэтического творчества, Пушкин создал драму нового типа, народную драму. В ней он вывел на кон не только значительное количество раВНОхарактерных типов, дал отчетливый социальный срез эпохи и обнаружил в раВНОнаправленных искренних и корыстных человеческих спонуках концентрацию исторических сил, но и раскрыл высокий этический смысл «народного мнения», обращенной к будущим поколениям.
Мотивы и темы народной поэзии прослеживаются в романе «Евгений Онегин» (песня девушек, сон Татьяны), а также в лирике («Зимний вечер», 1825; «Лесные про Стеньку Разина», 1826; баллада «Жених», 1825) и косвенно определяют новую эстетическую программу Пушкина.
В шуточной поэме «Граф Нулин» («Граф Нулин», 1825) изображается закостенелый поместный быт; лишено исторического движения жизни воспринимается как фарс. Вскоре поэт узнал о поражении восстания декабристов на Сенатской площади в Петербурге, о аресты многих членов тайного общества, а затем о следствии и суде над ними, о казни пяти главных заговорщиков, ссылку и каторгу многих других. В эти тревожные месяцы Пушкин закончил пятую и шестую главы «Евгения Онегина», тогда ему представлялись как окончание первой части произведения. Не выходя за намеченную с самого начала романа сферу быта, автор «Евгения Онегина» будто прокручивает в фабуле романа историческую коллизию, которая определяет драматическую развязку первой части романа. В гибели Ленского звучит реквием по пылким юношей, который посягнул на «общий порядок вещей» и трагически погиб. Первое полное издание романа появилось в 1833 г. Создание «Евгения Онегина» имело большое значение для судьбы русской литературы во всех жанрах. Самый тип «романа в стихах» почти не нашел продолжателей, но утвердившиеся в нем принципы нового метода, новой эстетики стали толчком к дальнейшему литературного развития. Логическая доходчивость и стройность романа были достигнуты достаточно сложными средствами. Пушкин нашел такие пути полифонической повествования, которые делали возможным чрезвычайно широкий охват действительности, постановку жизненно важных проблем и полное слияние эпической и лирической линий. Композиция романа основывается на взаимодействии трех идейно-эмоциональных контекстов: контекста авторского анализа и оценки поведения и внутреннего мира героев; контекста читательской «соучастия». Эти контексты представлены в тонких связях и переходах. Изобретенная Пушкиным «онєгінська строфа» позволяла выделять мотивы, связанные с любым из этих контекстов, в самостоятельные миниатюры. Картина русской жизни - столичного, поместного, сельского - представлена в предельно концентрированных образных деталях и локальных приметах, благодаря чему оказывалась «в каждом слове бездна пространства» (Г. Гоголь).
В последние дни михайловской ссылки Пушкин написал стихотворение «Пророк», в котором отчасти продолжил тему «Подражаний Корану» и осмыслил поэтическое назначение как высокое подвижничество:
В пустыне я лежал трупом,
И голос Бог мне подал:
«Восстань, пророк, и виждь и внемли,
И, сквозь моря идя и земли,
Глаголом розпаляй сердца!»
(Пер. Л. Первомайского)
В ночь с 3 на 4 сентября 1826 г. в Михайловское прибыл посланец от псковского губернатора: Пушкин должен явиться в Москву, где ожидал коронации новый император, Николай И. Собираясь в дорогу и опасаясь обыска, П. сжег рукопись законченных в то время автобиографических записок, где отразилась история его поколения. 8 сентября Пушкину был доставлен к царю для личной аудиенции. В разговоре Пушкина после возвращения из ссылки гарантировалось личное покровительство и освобождение от цензуры («Я буду твоим личным цензором», - сказал царь).
Сначала Москва приветствовала уволенного поэта: его часто печатали и переиздавали, критика была к нему благосклонна, а слава росла. Несмотря на определенные трения с правительством, Пушкин смотрел в будущее с надеждой. Он отнюдь не отступал от высокого собрания о назначении поэта, развитого в «Пророке», подчеркивая преданность своим идеалам в стихотворениях «Арион», «Углибині сибирских руд...», «Поэт» («Покіль не призыв поэта...», 1827). Именно в эти годы в творчестве Пушкина возник неослабевающий интерес к личности Петра i, царя-реформатора. Он становится героем начатого романа о прадеде поэта, Абрама Ганнибала, и новой поэмы «Полтава», которая стала апофеозом государственного первоистока.
В конце 20-х pp. Пушкин был постоянно в дороге, останавливаясь на короткое время в Москве и Петербурге, иногда заезжая в Михайловское; самовольно уезжает на Кавказ в 1829 г. чтобы встретиться там с друзьями, имеющими отношение к событиям 1825 г. и отправлены в действующую армию. Поэт чувствовал необходимость жизненных изменений. В 1830 г, повторное его сватание к Наталии Николаевне Гончаровой, 18-летней московской красавице, было принято, и осенью он отправился в имение своего отца Болдино, по соседству с которым было село Кистенівка, выделенное Сергеем Львовичем сыну в связи с его близким женитьбой. Холерные карантины задержали поэта на три месяца, и этой поре было суждено стать знаменитой «Болдинской осенью», наивысшим пиком пушкинского творчества, когда он создал целую библиотеку произведений: «Повести покойного Ивана Петровича Белкина»(«Повести покойного Ивана Петровича Белкина»), четыре «маленькие трагедии», последние главы «Евгения Онегина», «Домик в Коломне» («Ломик в Коломне»), «Историю села Горюхіна» («История села Горюхина»), «Сказку о попе и наймита его Балде» («Сказка о попе и о работнике его Балде»), около ЗО лирических стихотворений и ряд критических статей и заметок.
Среди болдінських произведений, как будто намеренно не похожих один на другой по жанру и тональности, особенно контрастируют два цикла: прозаический и драматургический. Это два полюса его творчества, к которым тяготеют остальные произведения, написанные на протяжении трех последних месяцев 1830 г.
«Повести Белкина» стали первым законченным произведением пушкинской прозы. Эти повести - своеобразные мемуары обычного человека, который, не находя ничего выдающегося в своей жизни, наполняет свои записки пересказом услышанных историй, поразивших воображение своей необычностью. Пародийный стержень находится в подтексте повестей, реалистичная точность характеров и обстановки - несмотря на все сочувствие писателя «маленьким людям» - служит цели критического изучения застоя русской общественной мысли. Другой масштаб жизни в «маленьких трагедиях». Они лишены мелочного быта (их экзотический, едва намечен бытовой фон лишь оттеняет незаурядность характеров героев). Бесстрашный вызов человека неба и моральные пределы человеческого произвола - такова двуединая тема всего драматического цикла.
18 февраля 1831 г. в Москве состоялся брак Пушкина и Н. М. Гончаровой. Весной того же года поэт перебрался с женой в Петербург, а оттуда в Царское Село, где они поселились до середины октября. Здесь, в своей поэтической родине, П. написал «Письмо Онегина», тем самым окончательно завершая работу над романом в стихах, который стал его «спутником» на протяжении восьми лет жизни. Первый цикл жизни героя, который эгоистично предан только самому себе и который презирает в душе светские обычаи, закончился трагедией: убийством во время дуэли друга. Автор планировал отправить героя в путешествие по России. В Болдино произошло существенное переакцентировании в сюжете романа. Теперь поэт следит за героями из другой исторической эпохи, оставив их на пороге 1825 г. «Письмо Онегина» подчеркнул зеркальную композицию романа, что до определенной степени скрывала неравномерность двух его частей, а самое главное - давала возможность оценить несвойственные бывшему Онегину безрассудство, бесшабашность его поведения: он способен теперь довериться живому чувству. Духовно Онегин, как это стало понятно только теперь, принадлежал к лучших людей поколения 20-х pp.
Новое восприятие действительности, наметившееся в творчестве Пушкин в конце 20-х pp., требовало углубленного изучения истории. В 1831 г. он получил разрешение работать в архивах и был вновь зачислен на службу как «историограф», получив задание написать «Историю Петра». Затем внимание Пушкина привлекла В лицо. Пугачева, которая интересовала его и раньше, и он начал работу над историческими материалами. С началом 30-х гг. проза в творчестве П. начинает превалировать над поэтическими жанрами. «Повести Белкина» (отд. изд. 1831) с их тонкой стилистикой, рассчитаны на способность оценить своеобразие и свежесть интерпретации обычных сюжетов сентиментальной и ультраромантичної литературы, успеха не имели. Пушкин задумал широкое эпическое полотно, роман из эпохи пугачовщини с героем-дворянином, который перешел на сторону мятежников. Замысел этот на время был оставлен из-за недостаточных знаний об этой эпохе, и началась работа над романом «Дубровский»(«Дубровский», 1832-1833). Герой романа - Владимир Дубровский, сын бедного дворянина, разоренного богатым и жестоким помещиком-самодуром Троєкуровим, который возглавляет ватагу разбойников и мстит за обиженного отца не непосредственному виновнику этого - Троекурову, потому Дубровский влюблен в его дочь, а окружающим помещикам. Хотя сюжетная основа произведения взята П. из современной жизни, в ходе работы роман все больше приобретал черты традиционного авантюрного повествования. Романа Пушкин не закончил, и он был напечатан только после его смерти: Пушкина оторвала работа над «Капитанской дочкой», начатой тогда, когда большая часть «Дубровского» была написана.
Еще в период работы над «Дубровским» Пушкин решил глубоко заняться историей пугачевского восстания. Он обратился к военному министру с просьбой предоставить ему архивные материалы для работы, и во второй половине мая 1833 г. окончил шесть глав «Истории Пугачева». Не удовлетворившись архивными материалами, Пушкин поехал в Казань, Оренбург и Уральск, то есть в те места, где происходили события. Поездка дала возможность встретиться с участниками крестьянской войны (1773-1775), услышать народные предания о пугачовщину.
Осенью 1833 г. Пушкин возвратился в Болдино. Вторая болдинская осень для него - за литературной плодовитостью - была похожей на первую. За полтора месяца Пушкин закончил работу над «Историей Пугачева» («История Пугачева»и «Песнями западных славян» («Песни западных славян»), начал работу над повестью «Пиковая дама» («Пиковая дама»), создал поэмы «Анджело» и «Медный всадник» («Медный всадник»), «Сказку о рыбаке и рыбке» («Сказка о рыбаке и рыбке»и «Сказку о мертвой царевне и о семи богатырях» («Сказка о мертвой царевне и семи богатырях»). Настоящим поэтическим апофеозом этого времени стало стихотворение в октавах «Осень», где реалистически точно воспроизведен пробуждение в душе поэзии:
Я забываю мир - и в сладкой тишине
Я убаюканный моим воображением,
И просыпается поэзия во мне:
Лирическая волна вновь парит над душой,
Трепещет и звучит, ищет, как во сне,
Чтобы свободно вылиться прочной течению, -
И тут до меня гостей идет незримый рой,
Знакомые давнишние, плоды тайных мечтаний.
(Пер. П.Дорошка)
Одним из величайших произведений Пушкина, написанных им во вторую болдінську осень, есть поэма - или, как определил ее сам автор, «петербургская повесть», «Медный всадник», где сконцентрированы размышления Пушкина над итогам государственных реформ Петра. Как оказалось, укрепления российской государственности, исторически необходимое России, не осчастливило простых людей. Повесть «Пиковая дама» написана на ту же тему всемогущей власти денег над человеком, которому посвящена «маленькая трагедия» Скупой рыцарь». Как и старый барон, герой «Пиковой дамы» Герман - раб одной страсти, которая воцарилась над его душой, - страсти к деньгам. Дух нового, буржуаВНОго меркантилизма доводит героя до безумия.
Вскоре после возвращения Пушкина в Петербург, в конце декабря 1833 г., он получил низшее придворное звание камер-юнкера, которым обычно награждали дворян в юном возрасте. Такая царская «милость» очень впечатлила его самолюбие, тем более, что он хорошо понимал истинную причину этой «милости»: чтобы красавица-жена поэта могла появиться на дворцовых балах, необходимо было присутствие самого поэта, которому предстояло сопровождать ее.
Все настойчивее Пушкин стал подумывать об отставке, о возможности покинуть Петербург и переселиться с семьей в деревню - в Болдино. Прошение об отставке было принято с негодованием, но с запретом посещать государственные архивы. Пушкин вынужден был прибегнуть к посредничеству В. Жуковского, чтобы урегулировать конфликт. Как благодарность за послушание ему была выдана правительственная ссуда в 20 000 рублей, однако эта сумма не покрывала и половины долгов Пушкина. Положение осложнялось еще все большими заботами о зарабатывание денег. Расходы значительно превышали скудные доходы, тем более, что к Пушкиных переселились две незамужние сестры жены, увеличилась и его собственная семья рождением еще двоих детей.
В последние годы жизни Пушкин несколько раз ездил в село - в Болдино, Михайловское, Тригорское, живя там иногда по месяцу и больше, но работа у него не шла. Большинство стихов поэта последних лет связаны преимущественно не столько с его интимными переживаниями и настроениями, с его личной биографией, сколько с его размышлениями на исторические и философские темы, с впечатлениями об окружающую обстановку и людей.
В начале 1836 г. Пушкин получил разрешение на издание трехмесячного журнала «Современник», которого при жизни поэта вышло четыре номера. Он привлек к участию в журнале Н. Гоголя, А. Кольцова, опубликовал стихи Ф. Тютчева, вел переговоры о сотрудничестве с В. Белинским, публиковал в журнале свои произведения, писал для него критические статьи, рецензии и заметки. В четвертом томе «Современника» был опубликован роман «Капитанская дочка» («Капитанская дочка»). Это - прежде всего семейная хроника двух старинных российских семей - Гриньових и Миронових, что жили во времена напряженных и волнующих исторических событий.
Будто предчувствуя близкий конец жизни, Пушкин написал стихотворение о своем «рукотворный» памятник:
Я памятник себе воздвиг нерукотворный,
Тропа народная там навеки пролегла,
Александрийский столб,
в гордливості незборній,
Ему не достигнет лба.
Нет, весь я не умру, я в лире жить буду,
От праха убежит нетленный завет, -
И славу буду, пока среди людей
Останется хоть один піїт...
1 долго буду тем я дорогой народа,
Что доброта в сердцах песнями вызвал,
Что в мой жестокий век прославил я свободу
И за упавших точности...
(«Я памятник 'памятник себе воздвиг нерукотворный...», пер. М. Рыльского)
Тем временем назревал конфликт поэта со светской чернью. Внешне он сводился к случайного события - наглого приставания к жене поэта светского ловеласа, француза Ж. Дантесом, принятым на службу в один из самых привилегированных полков русской гвардии благодаря высокому покровительству голландского посланника барона Л. Геккерена, который усыновил его. Но грязная сплетня, что плямувала честь пушкинской семьи, охотно подхвачена в великосветских салонах, стала концентрированным выражением всей враждебной атмосферы, в которой находился поэт.
Дуэль между Пушкиным и Дантесом состоялась 27 января 1837 г., в 4 часа 30 минут после полудня в окрестностях Петербурга, за Черной рекой. Пушкин был тяжело ранен в живот, и эта рана оказалась смертельной. Через два дня поэт умер. Его смерть стала национальной трагедией. Петербургом разошелся в списках стихотворение М. Лермонтова «На смерть поэта», в котором тот выразил свое негодование и скорбь, и поплатился за это ссылкой на Кавказ.
Еще при жизни Пушкина на украинском языке его произведения переводили Л. Боровиковский и Л. Гребенка, а позже - С. Руданский, П. Грабовский и, особенно удачно для своего времени, - М. Старицкий. В Галичине И. Франко перевел все драматические произведения Пушкина, а также ряд его лирических стихотворений, и в своих критических статьях популяризировал его творчество. В XX в. творческое наследие Пушкина переводили М. Рыльский и М. Бажан, Л. Первомайский и Г. Терещенко, В. Сосюра и Есть. Дробязко и др.
С творчеством Пушкина был хорошо знаком Т. Шевченко. Его стихи он цитировал наизусть, и некоторые из них в виде реминисценций отражаются и в его собственном творчестве. Высоко оценивали русского поэта И. Франко, Ю. Федькович, Панас Мирный.
В то же время Пушкин в период южной ссылки был тесно связан с Украиной, жил в Екатеринославе, Каменец, Одессе, бывал в Киеве, Тульчине. Ему были хорошо знакомы украинская народная поэзия и история. В библиотеке Пушкина были сборники, в которых содержались украинские народные песни, в том числе М. Цертелєва, М. Максимовича, П. Лукашевича. Киевская старина отражена в его поэмах «Руслан и Людмила», «Русалка», в «Песни о вещем Олеге». Полтавскими и киевскими мотивами проникнуты строки поэмы «Полтава».
Драматические произведения Пушкина («Борис Годунов», «Каменный гость», «Маленькие трагедии») идут на сценах украинских театров. Широко представлены в репертуаре театров написаны по произведениям Пушкина оперы«Руслан и Людмила» М. Глинки, «Русалка» А. Драгомижського, «Борис Годунов» М. Мусоргского, «Евгений Онегин» и «Мазепа» П. Чайковского, «Алеко» С. Рахманинова, балеты «Медный всадник» Р. Глиэра, «Бахчисарайский фонтан» Б. Асафьева и др. По произведениям Пушкина украинские композиторы создали оперы «Дива дивные» - В. Птушкин и «Золотая рыбка» - Г. Юсим, симфонию-поэму «Прощание» - В. Бибик и др.
Музеи Пушкина существуют в Одессе и Каменец, памятники поэту - в Одессе (1888, скульптор - Же. Полонская, архитектор - П. Васильев), Киеве (1962, скульптор - А. Ковалев, архитектор - В. Гнездилов), Каменце (1975, скульптор - В. Шатух, архитектор - В. Гнездилов), Феодосии, Харькове, Тернополе и т.д.
По С. Фомічовим
|
|
|