|
ПУЛЬЧІ, Луиджи
(1432 - 1484)
ПУЛЬЧІ, Луиджи - творчество писателя
ПУЛЬЧІ, Луиджи (Pulci, Luigi - 15.08.1432, Флоренция - ноябрь 1484, Падуя) - итальянский поэт.
Его отец был купцом гвельфская ориентации и принадлежал к партии гвельфов. Пульчі - потомок старинного рода, еще в юности был близок к кругу герцога Л. Медичи, прозванного Великолепным по его страсть к роскоши и изящных искусств. Герцог возглавлял кружок поэтов и сам писал неплохие стихи. Пульчі служил при дворе Медичи дипломатом, посещал с дипломатическими поручениями разные города Италии, привык к бродячей жизни и приключений. Он женился в 41 год, но даже после этого не успокоился. Это был поэт с чертами странствующего рыцаря, чем-то похож на Ф. Вийона. В итальянской поэзии он стал создателем жанра героико-комической поэмы, одновременно буфонної и изящно остроумной.
В XV в. в Италии была популярна рыцарская поэма, в которой перепевались сюжеты французского эпоса и провансальских романов о рыцарях Круглого стола. Пульчі пародировал рыцарскую поэму, хотя время хранил ее лирическую очарование. Его поэтическим дебютом стал «Тур-нор» («Giostra», 1469), в котором Пульчі восхвалял своего покровителя герцога.
Но уже следующая поэма Пульчі «Бека с Дікомано» («Уэса da Dicomano») имела бурлескный характер. Герои поэмы - влюбленные крестьяне Нуто и Бека. Комизм ситуации заключается в том, что Нуто ухаживает за своей «дамы сердца» по всем правилам куртуаВНОї галантности, восхваляя ее красоту, зато Бека - грубая, усатая, хромая, да еще и имеет бельмо на одном глазу. В этой поэме «рыцарский мир снижен до уровня бедноты» (Ф. Де Санктис).
Трудом всей жизни Пульчі стала поэма «Большой Моргайте»(«II Morgante Maggiore»), название которой исследователи связывают с историей ее создания. Поэма была задумана в 1461 г., впервые изданная в 1478 г. - правда, не полностью (только 23 песни, это издание не сохранилось), а в 1483 г вышла в свет в полном объеме (28 песен) и получила название «Большой Моргайте», в отличие от первого, несколько меньшего по объему издание. Но даже если бы всех этих перипетий в творческой истории поэмы не было, ее название все равно казалась бы вполне естественной, ведь главным героем произведения является простоватый великан Моргайте, который живет среди дремучих зарослей, в замке, построенном из камней, веток и земли, но по прихоти судьбы стал оруженосцем прославленного рыцаря Роланда. Моргайте принимает христианство, цивилизуется в рыцарском среде, но все равно не может отказаться от своих прежних привычек есть за троих и напиваться до беспамятства. В образе Моргайте проявляется главная черта героико-комической поэмы Пульчі - ее жизнелюбие и веселость.
Сюжет поэмы «Большой Моргайте», как предполагают исследователи, является вариантом итальянских фольклорных перепевов «Песни о Роланде»; в произведении Пульчі действуют король Карл Великий, его пэры Роланд и Ганелон, рыцарь Оливье, сарацинский король Марсілій. Но наряду с ними фигурируют и персонажи итальянских народных рассказов: рыцарь Ринальдо со своим другом Річардетто, комические черти Астаротте и Фарфарелло. Одним из важных образов является Марґутте, напіввелетень, который сблизился с Моргайте. Главные события имеют авантюрный характер: феодальные распри, придворные интриги, рыцарские странствия, поединки, конные скачки, иногда - фантастические превращения (черти Астаротте и Фарфарелло превращаются в лошадей, оседлав которых, спешат к полю битвы Ринальдо и Річардетто). Перипетий, связанных с любовью, почти нет, как и в «Песни о Роланде». Последние разделы поэмы приобретают эпический размах - героическая битва в Ронсевальському ущелье, гибель Роланда, затем - победа короля Карла Великого, казнь предателя Ганелона и сарацинського короля Марсілія. Героико-комическая поэма П. имеет страшную, почти трагическую развязку. Но дело в том, что все события не имеют серьеВНОго окраску, они воспроизводятся в игровом плане, вследствие чего трагическое предстает в комическом свете, героическое выглядит наивным, хотя и трогательным. Именно в таком русле описана гибель благородного Роланда. Окинув взглядом поле Ронсевальської битвы, покрытое мертвыми телами, Роланд, прежде всего, чувствует себя неловко из-за того, что он еще не погиб. Он восклицает: «Беда всем, кто будет жить не в пору, // Как я живу жизнью несвоевременным». Великан Моргайте погибает еще перед Ронсевальською битвой, и его смерть представлена в шутовском ракурсе: великан отдает Богу душу, потому что его укусила маленькая креветка. Впрочем, «найкарнавальнішою» можно назвать сцену смерти Марґутте, который после изрядной попойки умер, тріснувши от хохота (его рассмешила обезьяна, которая пыталась обуть украденные у него сапоги).
Образ Марґутте считается творческой находкой Пульчі, с ним связан антиклерикальний пафос авантюрной поэмы: Марґутте обсуждает со своим приятелем Моргайте проблемы веры. Моргайте напрямик спрашивает у своего друга, у кого то верит: В Христа или в Аполлона?» Марґутте рассказывает о себе с очаровательной искренностью. Оказывается, его мать - монахиня-гречанка, отец - священник. Как-то во время драки Марґутте убил собственного отца, даже не зная, кого убивает. В церкви Марґутте обычно занимается воровством, он не различает понятий «твое» и «мое», ведь, «по сути, все - Бог». Он готов верить всем богам, но его бог свыше всеми, - это «хорошее вино, и пусть живут все те, кто верит этому богу». Магомета Марґутте отвергает, потому что Магомет запрещает пить вино. В гротескном образе напіввелетня Марґутте цинизм, гулянья, нечестие сочетаются с свободомыслием и независимостью ума. К тому же, этот вольнодумец способен на дружеское сочувствие, он веселый и остроумный. Важная деталь: Марґутте, по авторскому замыслу, некогда воспел разрушения Трои, поединок Гектора и Ахилла.
В поэме о великана Морґанте весьма примечательным является также образ автора-рассказчика, в манере рассказа чувствуется ирония Пульчі. Автор глубоко эрудированный: он постоянно обращается к античным произведениям, цитирует высказывания известных исторических героев и т.д. В поэме «Большой Моргайте» «все простонародное: действие, страсти, язык» (Де Санктис). Имена персонажей, географические названия умышленно окрашенные итальянским колоритом (Роланд - Орландо, Ганелон - Гано, Оливье - Улів'єрі, Ронсеваль - Рончісвале), автор широко применяет просторечные слова, диалектизмы. В стиле сочетаются грубоватый юмор и изящное остроумие. Поэма написана октавой, в этом Пульчі подражает Дж. Боккаччо, который написал октавами свою фривольную поэму «Ф'єзоланські нимфы». Октава Пульчі отличается художественным совершенством, именно она вдохновила его последователей: Л. Ариосто написал этой строфой свою знаменитую поэму «Неистовый Роланд», пользовался октавой и Т. Тассо, влияние Пульчі, бесспорно, заметный и в написанной октавами героико-комической поэме Дж. Леопарди. Возможно также, что октава П. служила вдохновением для Дж. Н. Г. Байрона, который написал этой строфой свои иронические поэмы «Дон Жуан», «Бэп-по», «Видение суда».
Общепризнанным является влияние Пульчі на всю ренессансную литературу, особенно на книгу Ф. Рабле «Ґарґантюа и Пантагрюэль», в котором отчетливо прослеживается сходство циничного вольнодумца Марґутте с Панургом. Эхо поэмы П. ощущаются и в творчестве М. де Сервантеса.
И. Полуяхтова
|
|
|