|
МАРСЕЛЬ ПРУСТ
(1871-1922)
МАРСЕЛЬ ПРУСТ
Писатель родился 10 июля 1871 года в Париже. Отец - Адриен Пруст - известный респектабельный врач, который преподавал медицину в университете, мать - Жанна Вейль - еврейка по происхождению, дочь богатого биржевого маклера. Счастливые дни, проведенные Марселем в детстве в Ie и в Той - эти города стали прототипами мифического Комбре с его многотомного литературного шедевра,- закончились, и в дальнейшем он проводил каникулы с бабушкой на морских курортах в Нормандии. С девятилетнего возраста Пруст жестоко страдал от астмы (эта болезнь будет сопровождать его на протяжении всей жизни и сформирует своеобразный замкнутый характер писателя).
Литературный талант Пруста проявился еще в годы учебы в лицее Кондорсе (1882 - 1889). Вместе с другими лицеистами юноша издавал рукописный журнал «Сиреневый обзор», в котором в 1886 году появляются первые рассказы юного гения «Затмение» и «Облака». В 1889році Пруст заканчивает лицей и получает степень бакалавра словесности.
Следующие два года (1889 - 1890) Пруст служил в армии в Орлеане. После возвращения в Париж учится на юридическом факультете Сорбонны. Там он получил ученую степень по юриспруденции, а позже и из литературы. Во время обучения в университете Пруст стал завсегдатаем парижских салонов, совершив восхождение по социальной лестнице от буржуазных салонов в аристократической гостиной графа Робера де Монтескье-Фезенака. В салоне мадам Арман начинающий писатель познакомился с Анатолем Франсом, благодаря которому сумел опубликовать свою первую книгу - сборник рассказов, эссе и этюдов «Утехи и дни» (1896), предисловие к которому была написана самим А. Франсом. Мэтр французской литературы высоко оценил пробу пера юного литератора, хотя большинство критиков резко негативно отозвалась на выход сборника, характеризуя его как произведение дилетанта.
«Утехи и дни» создавались как полемика с Гесиодом и его «Трудами и днями». «Лучше мечтать о жизни, чем его проживать» - основная мысль сборника, что красной нитью проходит сквозь все произведение. Очень важно, что уже в этом первом произведении Пруста появляются многочисленные темы, талантливо развитые автором в главном его произведении - «В поисках утраченного времени»: тема снобизма, скоротечной памяти, любви как иллюзорной ценности. Тонкий психологический анализ и мгновенные импрессионистские зарисовки - характерные особенности творчества Пруста - впервые появляются в «Розрадах и днях».
В феврале 1907 года Пруст опубликовал в газете «Фигаро» статью, где попытался проанализировать два понятия, которым суждено было стать ключевыми в его позднем творчестве, а именно - память и чувство вины. Летом 1909 года он написал эссе «Против Сент-Бева»; впоследствии из этого эссе вырос многотомный роман, что его Пруст писал на протяжении всей жизни. В 1913 году роман получил название «В поисках утраченного времени». В январе 1909 года, когда автор пил чай с черствым бисквитом, в его сознании вдруг промелькнул давний детский воспоминание из глубин памяти, который лег в основу романа «В поисках утраченного времени». Он показал рукопись нескольким редакторам, в том числе и Андре Жиду, и все они отклонили его, поэтому автору пришлось самому финансировать издание первого тома. Первая часть этого мега-романа, «Путь Свана», увидела свет в 1913 году, но прошла мимо внимания критики. Пруст планировал выпустить два следующих тома, но началась Первая мировая война и к тому же погиб его личный друг, секретарь и водитель, Альфред Агностеллі (он разбился на аэроплане, который подарил ему Пруст). В 1914 году Андре Жид изменил свое решение и предложил Прустові опубликовать его произведение. Второй роман, «В цветущем саду» (1918), был удостоен престижной Гонкуровской премии. Так Пруст неожиданно стал знаменитым. Весь цикл состоял из семи книг. До своей смерти от пневмонии в 1922 году Пруст успел опубликовать еще две из них: «В Германтів»(1921)и «Содом и Гоморра» (1921). Другие были опубликованы посмертно его братом Робером при участии Жака Ривьера и Жана Польяна, директоров литературного обозрения «Nouvelle Revue Francaise»: «Пленница» (1923), «Исчезнувшая Альбертина» (1925), «Найденное время» (1927).
В последние годы своей жизни Пруст активно участвовал в еще одном публичном проекте - он финансировал гомосексуальный публичный дом, в котором разместил мебель, доставшихся ему в наследство от родителей, а управляющим стал его юный друг Альбер ле Кузьє. Пруст был частым гостем этого заведения, что послужил моделью борделя Жуп'єна в романе «В поисках утраченного времени». Биограф Пруста Джордж Пейнтер считает, что бичевание закованного в цепи барона де Шарлюса в вымышленном Прустом бордели Жюп'єна - «это всего лишь простое описание пережитого самим Прустом мазохистского опыта» в заведении Альбера ле Кузьє.
Умер Марсель Пруст 18 ноября 1922 года от воспаления легких в своей отделанной пробковым дубом спальни, где провел последние годы своей жизни, стремясь изолировать себя от парижского шума и грязи.
Популярность Пруста обусловлена еще и тем, что он стал первым современным писателем, который описал гомосексуальность в литературной форме. Его сложный анализ гомосексуальных персонажей своих романов дал новый толчок дискуссии на эту тему в отрыве от ее бывшего медицинского толкования. Будучи геем, который пишет о жизни геев, Пруст создал и представил на суд читателей гораздо более подробный портрет гомосексуальности, чем это мог бы сделать любой психотерапевт или ранние апологеты движения гомосексуалистов за свои права. Более того, его обсуждение гомосексуальности привлекло к этой теме широкую аудиторию и послужило гарантией того, что с тех пор были сняты все табу с темы, которая до этого была за семью дверями. Наряду с творчеством Андре Жида произведения Пруста утвердили статус гомосексуальной темы в мире современной литературы.
Особенно надо отметить потерю Прустом полноты исторического мышления, достигнутого критическим реализмом: сосредоточив свое внимание на изображении психологии и частной жизни человека. Пруст слишком много чего не желал видеть в живой истории. Но привлеченного к его роману материала достаточно было для того, чтобы подтвердить неоспоримый исторический факт: время исторического бытия буржуаВНОго общества истек, и процесс этот необратим.
«В поисках утраченного времени»
«В поисках утраченного времени» - это, пожалуй, самый объемный роман двадцатого века; это размышления о природе времени, памяти, о смысле человеческого существования. Вопреки расхожим мнениям, начав читать этот роман, уже невозможно остановиться. Глубинная суть романа абсолютно неразрывно связана с темой гомосексуальности, что на его страницах одновременно и воспевается и, приглушается. Воспевается, поскольку во Вселенной Пруста большинство персонажей впоследствии становятся гомосексуалами. Во второй части книги доминирует незабываемый барон де Шарлюс - этот святой-покровитель гомосексуалистов. Затеняется в той сюжетной нити, которая стала известна как «стратегия Альбертины», с помощью которой взят из реальной жизни любовник Пруста Альфред в романе превращается в женщину по имени Альбертина для того, чтобы скрыть от окружающих свою сексуальную ориентацию Марселя, от имени которого ведется повествование (хотя по ходу сюжетных хитросплетений романа, Альбертина, к большому сожалению «гетеросексуального» Марселя, становится лесбиянкой). Исключительно важными для жаркой дискуссии в начале нашего века о гомо-сексуальность есть два фрагмента романа - оба с начала «Содома и Гоморры». Первый - это гротескный описание отношений «цветок опыляется», который рисует поезд барона де Шарлюса к портному Жуп'єна. Здесь явно чувствуется сарказм по поводу господствующей в то время «научной» модели гомосексуализма. Второй - более революционный - большой, пламенный панегирик гомосексуальной «раси», расе, история которой, в связи с Прустом, имеет много общего с историей еврейского народа: «Раса, над которой зависло проклятие и которая вынуждена жить во лжи и коварства, поскольку знает, что и желания - то, что составляет для нее самое большое наслаждение в жизни,- является наказуемым., позорным, недопустимым... Влюбленные, которые почти отвергали саму возможность своей любви - любви, которая была для них единственной надеждой преодолеть многочисленные опасности и такую длинную одиночество... Они постоянно рискуют честью, их свобода временная - существует лишь до тех пор, пока они не будут разоблачены; их положение в обществе нестабильно, как у поэта, сначала обласканного в каждой гостиной, встреченного громом аплодисментов, в каждой лондонской театральной постановке, а потом гонимого отовсюду, который нигде не может найти пристанища... это общество масонов, но с гораздо более сложной структурой, что более эффективно действует и менее «зажжен», чем ложе истинных Свободных Каменщиков, потому что опирается это сообщество на схожести вкусов, потребностей, привычек; им грозят те же опасности, они вынуждены постигать те самые жизненные премудрости, они говорят на только им понятном языке, и любой член этого сообщества всегда может сразу же узнать другого, даже не будучи с ним знакомым... это нечестивая доля человеческого отродья, но она играет в нем важную роль, то не афишируя своего существования, то выставляя себя напоказ - нагло, вызывающе, появляясь там, где их меньше всего ожидали увидеть, имея повсеместно своих поклонников среди простых людей, т армии, в церкви, в тюрьме, на монарховому троне..»
ОСНОВНЫЕ ПРОИЗВЕДЕНИЯ:
«Утехи и дни» (1896), «В поисках утраченного времени»: «Путь Свана» (1913), «В цветущем саду» (1913), «В Германтів» (1921), «Содом и Гоморра» (1921), «Пленница» (1923), «Исчезнувшая Альбертина» (1925), «Найденное время» (1927).
ЛИТЕРАТУРА:
1. Андреев Л.Г. Марсель Пруст.- М., 1968.;
2. Бочаров С.Г. Пруст и «поток сознания » // Критический реализм XX века и модернизм.- М.,1967.;
3. Ортега-и-Гассет X. Эстетика. Философия культуры..- М., 1991.
|
|
|