ВНО 2016 Школьные сочинения Каталог авторов Сокращенные произведения Конспекты уроков Учебники
5-11 класс
Биографии
Рефераты и статьи
Сокращенные произведения
Учебники on-line
Произведения 12 классов
Сочинения 11 классов
Конспекты уроков
Теория литературы
Хрестоматия
Критика

ПРУС, Болеслав

(1847 - 1912)

ПРУС, Болеслав - творчество писателя

ПРУС, Болеслав (Prus, Boleslaw; автонім: Гловацкий, Александр, - 20.07. 1847, Грубешов, поблете. Люблина - 19.05.1912, Варшава) - польский писатель.

Родился в захудалой дворянской семье. Рано остался без родителей. С детства воспитывался у тети, а впоследствии - у брата Леона Гловацкого. Еще в гимназии под влиянием брата Леона принял участие в польском восстании 1863-1864 гг., целью которого была национальная независимость Польши и уничтожение феодальных порядков. Был ранен, некоторое время находился под арестом в Люблине. Впоследствии Прус не раз замислюватиметься над трагическими последствиями январского восстания. У1866 г. он окончил гимназию и поступил на физико-математический факультет Варшавской Главной школы, однако завершить обучение не смог из-за материальных трудностей.

Интересы Пруса в этот период были весьма раВНОобразными: он читал книги по экономике, психологии, истории, философии, интересовался работами русского физиолога И. Сеченова, живописью. В 1872 г. П. начал публиковаться в варшавских юмористических журналах «Муха» и «Шпильки». Следовательно дебютировал в литературе как автор юмористических рассказов под общим названием «Общественные эскизы». Позже, в 1890 г., Прус оценивать свои первые литературные публикации как «дурацкие шутки», которые он должен был писать, чтобы заработать на хлеб. Но на самом деле юмор будет играть особую роль во многих его произведениях, оставаясь способом освоения действительности. В газетах «Варшавский курьер» (1875-1887) и «Ежедневный курьер» (1887-1901) Прус регулярно публиковал фельетоны, в которых ярко проявился его сатирический талант. Он также публиковал в прессе публицистические статьи: «Что такое социализм как экономическая система?», «Набросок программы в условиях развития общества «и др. В атмосфере социально-политической борьбы между консервативной шляхтой и либеральными буржуаВНО-помещичьими кругами на мировоззрение и эстетические принципы Пруса определяющее влияние оказали идеи варшавского позитивизма. Разделяя убеждение польского позитивизма, улучшения жизни можно достичь только с помощью экономического подъема Польши, приспособления к реальной действительности и анализа ее новых условий, веры в прогресс и образование, Прус писал: «Покорившись перед необходимостью, возьмемся за уплату общественных долгов, ограничение наших потребностей и запросов, развитие сельского хозяйства и промышленности... распространение здоровых основ образования и нравственности», полностью отрицая таким образом любой революционный путь обновления общества. На этой основе сформировался и реалистический метод Пруса-художника, с помощью которого автор анализирует и критически осмысливает типичные общественные отношения.

Развитие реалистического метода в творчестве Пруса можно разделить на несколько этапов. В частности, большинство рассказов 1872-1877 гг. («Жилец с чердака», 1874; «Дворец и лачуга», 1874; «Сочельник», 1874; «Село и город», 1875; «Проклятое счастье», 1876) - это социальные «новеллы с тезисом», носят откровенно тенденциозный, утилитарный и дидактический характер, написаны под непосредственным влиянием идей позитивизма. Это проявляется в решительном протесте против социальной несправедливости, откровенной защите униженных и обиженных, разделении героев на положительных и отрицательных, использовании авторских объяснений и поучительных напучувань, обращений к читателю.

Постепенно Прус отказался от позитивистской тенденциоВНОсти и в новеллах 1878-1884 гг. («Обратная волна», 1880; «Катеринка», 1880) уделял больше внимания объективности изображения жизни, «правдивость воспроизведения типичных характеров при типичных обстоятельствах». Герои его новелл обычно относятся к низших общественных слоев - городская беднота и рабочие, которым автор искренне симпатизирует. Это - каменщик Якуб («Жилец с чердака»), сироты Ясь и Панєвка («Сиротская доля»), рабочий-строитель Михалко («Михалко») и др. Интересны также рассказы о детях («Аптек», «Грехи детства», «Анелька», «Приключения Стася» и др.), в которых особое внимание Пруса-художника привлекает возможность показать детское восприятие мира, раскрыть детскую психологию.

В 1885 г., когда начался процесс распространения буржуазных отношений в аграрном секторе и крестьянский вопрос приобрел особое значение, Прус написал известную повесть «Форпост» («Placowka»), героем которого стал крестьянин Слизняк. Мастерство писателя-реалиста совершенствовалась. Человеческий характер в повести показан во всей сложности, в совокупности различных свойств и качеств. Рассказы и повести того периода свидетельствуют о том, что Прус в своих взглядах оставался последователем варшавского позитивизма.

Закономерным был переход Пруса от малого жанра до широкого, эпического обобщения, где, по словам писателя, можно было бы охарактеризовать общественную жизнь, взаимосвязи и типы нескольких поколений». Результатом идейно-художественных поисков стало создание в 1887-1889 гг. социально-психологического романа «Кукла» («Lalka»), который считается одним из самых значительных достижений польской реалистической литературы XIX в.

В центре романа - история духовного кризиса Станислава Вокульського, который так и не смог преодолеть противоречия между своим социальным статусом капиталиста и идеалами, которые формировались в период революционной и общественной деятельности молодого Вокульського, когда он еще мечтал об избавлении народа. До самоубийства героя побуждает и безответная любовь к великосветской «куклы» Изабеллы. Известная польская писательница М. Домбровская назвала «Куклу» «первым в польской прозе произведением о любви, написанным на высоком уровне, с силой, страстью, с поразительным знанием психологии чувств и в то же время по-стендалівськи мужественно, экономно, без сентиментальной излишества». Для романа характерно сочетание эпичности повествования, широкого охвата действительности с углубленной психологической характеристикой героев. В романе «Эмансипированные женщины» («Eman-cypantki», 1890-1893) на фоне современной Пруса действительности изображена судьба молодой учительницы Мацзі Бжеської, которая также не находит своего места в жизни.

Едва ли не самым заметным произведением Пруса стал историко-философский роман «Фараон»(«Faraon», 1896), который оказался полной неожиданностью для современников учитывая интерес автора к событиям далекого прошлого в Древнем Египте. Впрочем, история этой страны интересовала писателя и ранее (рассказы Пруса «Злегенд Древнего Египта», 1888 и др.). Источниками для романа послужили исторические произведения французского египтолога Г. Масперо, «История Древнего Египта» Я. Жаїля, «История умственного развития Европы» американского ученого Дрейлера. Прус так сформулировал тему своего романа; «Три фактора: народ - фараон - жрецы. Гармония между ними и борьба». Движущей силой романа является борьба за политическую власть между могущественной кастой жрецов и молодым фараоном Рамзесом XIII, в результате которой последний погибает. И здесь Прус остается сторонником идеи позитивистов о возможности такого государства, в которой могла бы разумно сочетаться деятельность разных классов («Народ работал, фараон руководил, жрецы составляли планы»), расцвет которой зависел бы от благосостояния народа. Несмотря на то, что роман Пруса продолжает традиции исторических романов вальтер-скоттівського типа (приключенческая фабула, живописный исторический и местный колорит и т.п.), в нем происходят и новые элементы. Так, любовная интрига не определяет темпоритма развертывания сюжета, на историческом материале автор разрабатывает современную общественно-политическую проблематику, в частности проблему соотношения отдельного жизни и истории. Роман «Фараон» стал важным этапом на пути становления жанра реалистического романа в польской литературе и «обусловил появление исторических романов типа «Петра i» А. Толстого или «Генриха IV» Г. Манна» (Г. Каркевич). Влияние позитивизма чувствуется и в написанном после поражения русской революции 1905 г. романе «Дети» («Dzieci», 1908). Прус сравнивает революционную деятельность молодежи с бессмысленными «детскими» шалостями. Роман «Перемены» («Przemiany», 1911) оказался последним и незаконченным произведением писателя. Главным героем романа автор сделал российского студента-социалиста Димитрия Пермского.

С именем Пруса связано становление критического реализма в польской литературе XIX в. На украинском языке ряд произведений Пруса перевели В. Медущенко-Кривенко, А. Стаєцький, М. Пригара, Ю. Попсуенко, С. Ковганюк, Д. Андрухив.



И. Лукъянцева