ВНО 2016 Школьные сочинения Каталог авторов Сокращенные произведения Конспекты уроков Учебники
5-11 класс
Биографии
Рефераты и статьи
Сокращенные произведения
Учебники on-line
Произведения 12 классов
Сочинения 11 классов
Конспекты уроков
Теория литературы
Хрестоматия
Критика

ПРИСТЛИ, Джон Бойнтон

(1894 - 1984)

ПРИСТЛИ, Джон Бойнтон - творчество писателя

ПРИСТЛИ, Джон Бойнтон (Priestley, John Boynton - 03.09.1894, Брэдфорд, Йоркшир - 14.08.1984, Стратфорд-на-Эйвоне) - английский писатель.

Творческое наследие Пристли большой и неравноценный. Он состоит из почти двух десятков романов, более сорока пьес, многих повестей и рассказов, нескольких книг путешествий, кроме того, Пристли является автором книг по истории литературы и литературной критики, философских произведений, публицистических сборников.

Родился Пристли в семье школьного учителя. После окончания школы работал клерком в одной из контор, а с началом Первой мировой войны ушел добровольцем на фронт. После демобилизации Пристли изучал историю литературы в Кембриджском университете, после чего переехал в Лондон, где и началась его литературная деятельность. В 1924 г. умер отец писателя, а в следующем году - жена, оставив двух маленьких детей. В 1926 г. вышла в свет книга Пристли о Дж. Мередита, а в 1927 г. он создал сразу два романа - книгу про писателя-романтика Т. Д. Пікока и первый роман «Адам в лунном сиянии», который, правда, не имел успеха.

Первым успешным художественным произведением Пристли стал роман «Добрые товарищи» («The Good Companions», 1929), который тесно связан с историко-литературными увлечениями автора и в значительной мере вырастает из них. Писатель обратился к древней романной формы, в которой создавались «романы великого пути» XVIII в. и «Посмертные записки» Пиквикского клуба» Ч. Диккенса. Особенно много значила для Пристли традиция Диккенса, который был его любимым писателем и произвел на него огромное влияние Добрые товарищи - это группа актеров, ездит по городам Англии, совместно преодолевая трудности и испытывая веселых и грустных приключений. Значительная широта охвата действительности достигается путем нанизывания различных эпизодов и сцен на сюжетное сердечника путешествия. Уже в этом романе: ярко проявляется характерная склонность Пристли до описаний концертов и народных гульбы, комических типов и ситуаций, крепкого традиционного уклада провинциальной жизни, которому он откровенно симпатизировал. Жизнь английской провинции писатель изобразил из діккенсівським размахом и юмором.

Присутствие Диккенса очень ощутимая и в романе Пристли «Улица Ангела» («The Angel Pavemen:». 1931). В нем речь идет о маленьких людей, мелких служащих конторы по продаже отделочной фанеры: про бухгалтера Смита, конторщика Парджіса, машинистку Метфілд и рассыльного Стенлі. их жизнь бедна и однообразна, лишена интересных событий, но писатель по-діккенсівськи обнаруживает в нем глубинный человеческий смысл, делает его на свой лад интересным и значительным. Крайне серое жизни герои романа компенсируют мечтами и увлечениями, и хотя они навеяны стандартам «массовой культуры», автор рассказывает о них с мягким юмором. Но какой скучной и безрадостной ни была бы работа героев романа, они панически боятся ее потерять и стать безработными, что в конце концов и происходит. Виноват в этом хищный авантюрист Ґолспі.

В начале 30-х pp. Пристли много путешествовал по всему миру, благодаря чему появился его следующий роман «Далеко отсюда»(1932), который стоит несколько особняком в его творчестве. В нем говорится о поисках урана на островах Полинезии. Писатель и здесь выстраивает захватывающий сюжет, но интересный и самая сильная сторона романа - противопоставление величественной природы и «скудности» человеческих дел, интересов, забот.

Следует заметить, что Пристли был одним из тех английских писателей, творчество которых широко вошла тема «великой депрессии» 1929-1933 pp. Она появилась в романе «Улица Ангела» и в дальнейшем была развита в книге очерков «Путешествие по Англии» («English Journey», 1933), в романах «Чудо-герой» («Wonder Него») и «Они бродят по городу» («They Walk in the City», 1936) и др.

Во время Второй мировой войны Пристли был одним из самых популярных писателей в Англии. Кроме того, он вел передачи по радио, выступал в роли публициста. В этот период Пристли написал два романа - «Затемнение в Ґретлі» («Black-out in Gretley», 1942) и «Дневной свет в субботу» («Daylight on Saturday», 1943). В первом из них, написанном в форме детектива, писатель на стороне тех героев, которые, как инженер Нейланд, выступают за решительную борьбу против фашизма; во втором - показана работа большого авиационного завода во время войны.

Первым послевоенным произведением Пристли стал роман «Трое в новых костюмах» («Three Men in New Suits», 1945), в котором говорится о возвращении участников войны к мирной жизни. Три товарища по оружию, которые принадлежат к разным социальным слоям, понимают, что в мирной жизни их пути разойдутся, но этой перспективе не могут противопоставить ничего, кроме обещаний сохранить фронтовую дружбу. Однако в целом в творчестве Пристли послевоенных лет начался явный спад. Это касается таких романов, как «Яркий день» («Bright Day», 1947), «Фестиваль в Фарбриджі» («Festival at Farbridge», 1951), «Волшебники» («The Magicians», 1954), «Сэр Майкл и сэр Джордж» («Sir Michael and Sir George», 1964).

Роман позднего Пристли «Потерянные империи» («Lost Empires», 1965) перекликается с его ранними «Хорошими товарищами». Роман построен в форме рассказа старого художника Ричарда Хернкасла о том, как в юности, накануне Первой мировой войны, он с труппой странствующих актеров ездил по городам Англии и выступал в варьете. Здесь также возникает мир театральных представлений и народных гульбы, однако все это предстает уже в другом, приглушенном, освещении, а повествование ведется скорее в минорной интонации. В концепции романа большую роль играет противопоставление времен - настоящего и прошлого.

Используя древнюю сюжетную модель «сына, который отправился на поиски отца», Пристли в романе «Эта старая страна» (1967) делает попытку критического обзора различных сторон жизни современной Англии. Австралиец Том Адамсон, социолог из Сиднейского университета, приезжает в Англию, чтобы разыскать своего отца, Чарльза Адамсона. Считая, что отец - известный актер и художник, Том начинает поиски в артистических и середньобуржуазних кругах, но в дальнейшем сходит все ниже по социальной лестнице и находит Чарлза Адамсона, уже старого, в дешевом ресторанчике, где тот работает официантом. Такой сюжет позволил писателю делать многочисленные и весьма калейдоскопические зарисовки быта и нравов различных социальных групп современной Англии, раВНОобразных характеров и типов.

Критические тенденции присутствуют и в романах Пристли «Создатели образов» («The Image Men», 1968) и «Лондонский тупик» («London End», 1969), где изображен мир создателей рекламы и «массовой» культуры, которые манипулируют общественным сознанием.

Вторая и не менее объемную часть художественного наследия Пристли составляет драматургия. Сам Пристли утверждал, что драма оказалась форме, что больше соответствует характеру его дарования, но вместе с тем он не ставил свои драмы выше романов. Хотя, пожалуй, наиболее замечательны произведения он создал в драматическом жанре - такие пьесы, как «Опасный поворот» («Dangerous Corner», 1932), «Время и семья Конвей» («Time and the Conways», 1937), «Инспектор пришел» («An Inspector Calls», 1946), «Семья Линден» («The Linden Tree», 1947) и некоторые другие, которые достигают уровня подлинной художественности.

Первая пьеса Пристли - это переработка романа «Добрые товарищи», которую он создал в 1931 г. совместно с Э. Ноблоком. Так неожиданно Пристли открыл в себе талант драматурга и уже в следующем году написал «Опасный поворот», одну из лучших своих пьес, благодаря которой занял выдающееся место в тогдашней английской драматургии. Если попытаться определить это место Пристли, то следует сказать, что оно - между драматургией рубеже веков и «новой волной» 50-х pp. От прозы его драматургия отличается большим художественным раВНОобразием. Здесь Пристли искал и экспериментировал, наряду со многими пьесами традиционного типа встречаются пьесы «экспериментальные». Пристли писал философские пьесы, или «драмы о времени» («Время и семья Конвей», «Я уже здесь бывал когда-то» и др.), драмы-утопии («Они подошли к городу», «Сон в летний день»), причем некоторые его пьесы является скорее антиутопиями («Уберите шута»), пьесы - современные моралите («Джонсон над Йорданью»), сатирические фарсы («Когда мы были женатыми» и др.). Во всех этих пьесах он часто обращался к условностям, которые заключались обычно в экспериментах со временем и новой театральной техникой. Во многих пьесах, близких к традиционной реалистической манере, Пристли также применяет условные приемы, не разрушая, однако, жизнеподобной основы и добиваясь повышенной художественной выразительности. Особенно характерна в этом плане драма «Инспектор пришел». С другой стороны, некоторые пьесы Пристли, задуманные как философские, с концепцией, основанной на условности, на самом деле является скорее социально-психологическими драмами; примечательна в этом плане драма «Время и семья Конвей», где эксперимент со временем, призванный воплотить философско-мистическую идею, на самом деле служит прежде всего удачным выражением социально-психологического содержания.

Как уже отмечалось, первой оригинальной и самостоятельно написанной пьесе Пристли был «Опасный поворот». В предисловии к сборнику своих пьес он называл «Опасный поворот» «обычным набором хорошо вымышленных фактов», «техническим вправлением в области драматургии». Самое главное в этой пьесе - снятие оболочек с змальовуваного явления, внешне респектабельного жизни «среднего класса». В уютной гостиной загородного дома издателя Роберта Кеплена собрались гости, «своя компания», состоящая в основном из людей, связанных общими делами: молодой компаньон Гордон Уайт-хауз с женой Бетти, старый компаньон, холостяк Стэнтон, молодая женщина Олуен, которая работала в той же фирме; вне той компанией только старая писательница Мод Мокрідж. Сначала все собрались, создают впечатление порядочных и симпатичных людей, связанных между собой любовью, дружбой, честностью, взаимным уважением. Порядочному, но ограниченном Роберту Кеплену показались непонятными определенные обстоятельства смерти его брата Мартина, который недавно свел счеты с жизнью, - и потянулась ниточка, началась своеобразная цепная реакция розвінчувань и саморозвінчувань, что приводит к тому, что прежние представления о родных и близких Кеплена, об их родичанські отношения развеиваются. Одна за другой снимаются оболочки, обертывают сущность этих людей и их отношений, обнажается топь лжи, обмана, безнравственности... На сцене ведется настоящая следствие, но необычность его в том, что действующие лица одновременно выступают и следователями и подследственными.

Среди жанровых раВНОвидностей творческого наследия Пристли следует выделить также автобиографическую книгу «Полночь в пустыне» («Midnight at the Desert», 1937), сценарий фильма «Последний праздник» («Last Holiday», 1950), книгу рассказов «Другое место» («The Other Place», 1953), сборник «Эссе пяти десятилетий» («Essays of Five Decades», 1964) и автобиографию «Вместо деревьев» («Instead of Trees», 1977), биографии Дж. Мередита и Т. Л. Пікока.

До самой смерти Пристли оставался неутомимым путешественником. Уже в 80 лет, несмотря на запрет врачей и недовольство родных, писатель решился на путешествие в Новую Зеландию, в результате чего появилась книга очерков. За заслуги в области литературы писатель был удостоен почетного доктората ряда университетов Англии и США и представлен к рыцарскому званию, а позже до титула пэра Англии, хотя от такого уважения решил отказаться. Уже на склоне лет Пристли писал: «Для меня литература - не каталог литературных форм, а что-то настоящее и живое, правдивый и волнующий запись человеческого опыта, посредник между внешним и внутренним мирами».



Д. Наливайко