ВНО 2016 Школьные сочинения Каталог авторов Сокращенные произведения Конспекты уроков Учебники
5-11 класс
Биографии
Рефераты и статьи
Сокращенные произведения
Учебники on-line
Произведения 12 классов
Сочинения 11 классов
Конспекты уроков
Теория литературы
Хрестоматия
Критика

ПРЕВО Д'ЕКЗІЛЬ, Антуан Франсуа

(1697 - 1763)

ПРЕВО Д'ЕКЗІЛЬ, Антуан Франсуа - творчество писателя

ПРЕВО Д'ЕКЗІЛЬ, Антуан Франсуа (Prevost d'Exilles, Antoine Francois - 01.04.1697, Эден - 25.11.1763, Шантильи) - французский писатель.

Прево Д'екзіль, которого обычно называют аббат Прево, - знаменитый писатель, издатель журнала, переводчик, автор 112 томов произведений, которые сыграли большую роль в формировании национальной культуры и литературы, прожил трудную, полную приключений жизнь. Он родился в г. Эден в семье королевского прокурора. В 14 лет потерял мать и поссорился с отцом. Против его воли парня отправили в иезуитский коллеж, откуда он сбежал в армию. 17-летний Прево Д'екзіль вернулся к иезуитам, но ненадолго. С ним случались громкие любовные истории, его несколько раз высылали - в Голландию, Англию, снова в Голландию. Прево Д'екзіль то принимал сан монаха, то отказывался от него, менял католическую веру на протестантскую, снова возвращался в католичество. В 1733-1740 гг. Прево Д'екзіль издавал журнал «За и против», в котором знакомил французского читателя с жизнью и культурой Англии. Прево Д'екзіль - автор многотомных романов, среди которых «Записки и приключения вельможи, который отошел от мира» («Memoires et aventures d'un homme de gualite gui s'retire du monde», 1728 - 1731; семь томов) и «Английский философ, или История Кливленда, внебрачного сына Кромвеля, написанная им самим» (Тhe philosophe anglais, ou l'histoire de M-r Cleveland, fils naturel de Cromwell, ecriteparlui-meme», 1731 - 1738; восемь томов). Автор этих произведений близок по своим взглядам к первого поколения просветителей. Так, мы находим в этих романах и выступления против религиоВНОго фанатизма, и проекты разумной организации общества (в «Записках и происшествиях вельможи...»), а также образ «естественного человека» в его столкновении с цивилизацией и апологию разума (в «Кливленде»). Однако мировая слава Прево Д'екзіля связана с произведениями другого жанра. Кроме этих многотомных книг, Прево Д'екзіль создал несколько небольших остросюжетных психологических романов. Таков его роман «История одной гречанки» («Histoire d'une grecque moderne», 1740) - рассказ о трудной судьбе молодой женщины, которая вырвалась из турецкого гарема, но не решилась разделить счастье с любимым человеком. Таков и роман «История кавалера де Грие и Манон Леско» («Histoire du chevalier Des Grieux et de Manon Lescaut», 1731), последняя и вполне самостоятельная часть «Записок и приключений вельможи...».

«Манон Леско» отличает двоплановість структуры. В романе можно выделить очень плотно «заселен» нижний план, который по составу и содержанию очень похож на «Жиль Блаза» А.Р. Лесажа. Здесь действуют брат Манон - кавалер Леско, богатые любовники Манон - господин де Б., господин де Г.М., а также его сын и др. Здесь играют значительную роль драгоценности, деньги, пышные особняки, а вместе картежные притоны и тюрьмы. Это мир богачей, откупщиков, но в то же время мир картежников и мошенников, Отношения людей здесь основываются на шахруванні и обмана, насилии и принуждении.

Над этим миром расположен второй план, где решающее значение принадлежит человеческим страстям. Именно любовь определяет поведение главного героя - кавалера де Грие, который ради него готов пожертвовать дворянской честью, богатством, карьерой, Такой, по сути, является и Манон Леско, которая ради любви к где Греет оставляет обеспеченную и богатую жизнь.

В отличие от героев многих романов, кавалер де Грие сосредоточен не на окружающем мире, а на собственных переживаниях. Это заставляет автора детально останавливаться в своем рассказе на душевных движении где Греет: зарождение в его душе любовь к Манон, любви, которое чрезвычайно сонастройки разум, открывает сердце для тысячи ощущений. Его переживания внешне неожиданные, непредсказуемые: да, болезненная ревность к сыну где Г.М., что мучают сердца где Греет, при получении письма от Манон сразу уступают место мрачном и тупому покоя, а приступ ярости, охвативший его сразу же после этого, переходит в безутешное горе, потом заметно слабеет и дает ему возможность собраться с мыслями. Но эти резкие переходы психологически оправданы.

В романе трагический финал: Манон погибает, а где Греет, полностью опустошенный и подавленный, уже не живет, а лишь доживает свою жизнь. Трагическая атмосфера произведения объясняется тем, что отраженные в нем две сферы - сфера любви и сфера богатства - противостоят друг другу как два взаимно враждебные миры. При этом Прево Д'екзіль приходит к изображению диалектики человеческой души, до полутонов, к описанию сложного переплетения добра и зла. Манон любит где Греет искренне и страстно, окружает его теплом и заботой, сохраняет ему всегда «верность сердца». И в то же время, усвоив под давлением своей среды склонность с «приятностью провести свой день», она сама топчет свою любовь, теряет независимость и чистоту, а получает взамен роскоши, особняк, карету, драгоценности. Лишь в Америке, где все это отсутствует, она впервые чувствует свою независимость.

Где Греет представляет Манон некой «загадкой», «весьма причудливым существом». Причины ее поведения таинственные. Он никак не может понять, является ли оно «самой удивительной девушкой в мире», как это представляется иногда ему самому, а она только «подлая и коварная любовница»; она любит и страдает, когда плачет, прощаясь с ним перед тем, как пойти к где Бы. И дело здесь не только в том, что где Греет не способен ее понять. Дело в объективных свойствах характера самой Манон.

Эта скрытая писателем диалектика души и характера, в частности души и характера женщины, которая пустилась берега, получит дальнейшее развитие в эпоху романтизма. Внутренняя жизнь героев Прево Д'екзіля не существует изолированно от реального мира, что их окружает. Несмотря на все, через Манон и ее окружение влияние общества касается и самого де Грие, который в известной степени становится тождественен своей среде. Правда, несмотря на все это, где Греет остается верным своей любви к Манон; более того, он осуществляет все свои карточные аферы, прощает крутійські выходки Манон и даже участвует в них лишь из любви к ней. Но отпечаток двойственности все же ложится и на его образ, о котором сам автор замечает в предисловии к роману, отмечая, что это «двойственный характер, который сочетает в себе ганджи и добродетели». Прево Д'екзіль сделал значительный шаг вперед в изображении человека, в раскрытии сложности ее души. Характер человека в представлении Прево Д'екзіля лишен, однако, и той цельности, которая свойственна действующим лицам произведений просветителей.

Писатель как бы опережает свое время и сближается с поздним Просвещением, как это раскрывается в «Племянники Рамо» и «Жаку-фаталістові» Д. Дидро, в «Исповеди» Ж.Ж. Руссо. Более того, этот роман опережает в определенной степени Стендаля, психологическую прозу XIX-XX вв. Но сам Прево Д'екзіль, вероятно, не осознавал своего новаторства. Когда в Англии появились романы С. Ричардсона, именно он в них увидел выдающееся художественное открытие века и с тех пор считал своей главной задачей познакомить французского читателя с произведениями английского романиста. Прево Д'екзіль перевел «Клариссу» и «Грандісона». Увлекаясь этими романами, он, однако, не просто их переводил, а, сокращая растянутые места, делал более динамичными, чем в оригинале.

В 1754 г. папа Бенедикт XIV назначил Прево Д'екзіля настоятелем в г. Женн. В последние годы жизни Прево Д'екзіль разрабатывал генеалогию рода Конти и много переводил с английского.



По А. Михайловым