Роль композиции романа «Герой нашего времени» в раскрытии характера Печорина
Не известно, что бы мог создать выдающийся русский поэт М. Ю. Лермонтов, если прожил бы хоть немножечко больше, чем отвела ему судьба. Ведь в двадцать пять лет он сумел не только создать образ героя своего времени, опираясь на жизненные впечатления, но и сделал при этом глубокий анализ всей российской действительности.
Так появился в мировой литературе образ Печорина - передовой человека тридцатых годов девятнадцатого века.
Этот образ возник не на пустом месте. Ему предшествовало множество лирических произведений поэта, среди которых и ранние юношеские произведения, которые стали основой работы над образом.
Герой Лермонтова индивидуальный и неповторимый. Это человек большого ума и необычайной силы воли. Но при всей индивидуальности характера Печорин обобщает типичные черты людей его времени.
Автор критически относится к своему герою. Это прослеживается в дневнике Печорина, где он не скрывает противоречий своего характера.
Хотя Печорин и не идеальный герой, однако, знакомясь с ним на страницах произведения, проникаешься уважением и симпатией к нему. Что привлекает в образе Печорина меня? Видимо, ум и мужество. Хотя приходишь к пониманию этого не сразу, а лишь по мере знакомства с произведением. Роман построен таким образом, что и сам Печорин, и его жизнь можно рассматривать как бы с трех точек зрения.
Ведь повесть «Бела» является своеобразным рассказом Максима Максимовича о том, как Печорин похитил Бэлу. Эта повесть вышла незадолго до высылки Лермонтова на Кавказ в журнале «Современник», где в заметки путника офицера и был включен рассказ Максима Максимовича. Повесть «Бэла» перекликается с пушкинским «Кавказским пленником», но повествование ведется бытовой, сниженной языке самим Максимом Максимовичем.
В повести «Максим Максимович» рассказчик превращается в действующее лицо. Рассказ продолжается от имени автора романа. Именно здесь, единственный раз за всю книгу, автор встречается с глазу на глаз с Печориным. Встреча автора с героем была необходимой для реалистичного изображения героя. Повесть «Максим Максимович» является своеобраВНОй подготовкой для восприятия второй части романа. Ведь из уст автора мы узнаем о смерти Печорина, после чего автором обосновывается право на публикацию «Журнала Печорина».
В трех повестях «Журнала Печорина» появляется третий рассказчик - сам Печорин, что предстает перед читателями умным и проницательным человеком, что умеет правдиво и откровенно определить и свое внутреннее состояние, и состояние окружающих его людей.
Сила и слабость характера Печорина - в способности к самоанализу. В этом же заключается и причина его скептицизма и разочарований.
Не смотря на всю единство «Журнала Печорина», повести, вошедшие в него, очень разнятся. «Тамань» можно рассматривать как продолжение традиций романтических разбойничьих повестей. «Княжна Мэри» представляет собой роман из современной жизни и перекликается с пушкинским «Евгением Онегиным». А «Фаталист» продолжает тему игроков. Итак, композиция романа М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени» не только по-новому раскрывает образ главного героя, но и придает произведению небывалой художественного совершенства.
|
|