ВНО 2016 Школьные сочинения Каталог авторов Сокращенные произведения Конспекты уроков Учебники
5-11 класс
Биографии
Рефераты и статьи
Сокращенные произведения
Учебники on-line
Произведения 12 классов
Сочинения 11 классов
Конспекты уроков
Теория литературы
Хрестоматия
Критика

ДАНТЕ АЛІҐ'ЄРІ

БОЖЕСТВЕННАЯ КОМЕДИЯ

Главный герой поэмы поэт Данте начинает свое путешествие из темного, страшного леса. На его пути появляются препятствия - аллегории человеческих пороков: леопард, лев и волчица. Беатриче посылает ему на помощь любимого поэта Вергилия, автора поэмы «Энеида». Он будет рядом с Данте на протяжении путешествия по Аду. Поэт сначала даже испугался, но собрал остатки решимости, и они отправились к воротам.

«Через меня идут в город тяжелейших мук,

Сквозь меня идут до мучений и заков,

Сквозь меня идут между поколений отпетых.

Суд правый вел творца моих строений:

Свели меня Мощи, что все родит,

Наивысшая мудрость и Першолюбов.

Лишь после меня мир стал врата сводит.

Ничто не вечно, я же на все века.

Оставь надежду всяк сюда входящий».

Поэты вошли и увидели души людей, которые при жизни не делали ни добра, ни зла.

Орон, который перевозит мертвецов, не хотел брать Данте, но Вергилий уговорил его.

В первом круге (Лимб) нашли убежище некрещеные и язычники, а среди них Гомер, Гораций, Овидий - их удел только грустить.

Во втором круге были нарушители брачной верности. Минос хвостом определяет место грешника. Франческо да Римини рассказала историю своей любви к Паоло. Среди тех грешников увидел Данте и Клеопатру и Елену.

Вход до третьего круга закрывает трехглавый пес Цербер. Среди призраков и грязи, под сильным ливнем находятся обжоры. Демон Плутос загородил вход в круг скупых и транжир. Путешественники подошли к башне, окруженной водой. Лодочник Флегий перевез их к адского города Дит, хотя фурии угрожали поэтам. Увидели там открытые могилы политических противников.

В шестом круге еретики мучились, в другом поясе - насильники, лжецы, безбожники.

Вход до седьмого круга закрывали три кентавры, которые не давали душам выйти из кипящей кровью реки. Там были тираны и разбойники, в которых все время попадали стрелами кентавры. В одном из поясов увидели самоубийц, над которыми издеваются даже мертвяки. В восьмой круг поэтам помог пробраться хвостатый Герион. В десяти рвах этого круга можно было встретить соблазнителей, зведениць, льстецов, повій. их били кнутом, держали в «кали зловонному». Пророчицы были там немые, скрючены. Воров там кусали змеи, а иногда происходили страшные метаморфозы: змей становился человеком, а какой-то вор - змеем. Люди, что подстрекали других, наказывались тяжелым мечом.

Колодец соединяет восьмой круг Ада с девятым, в котором страдали гиганты. На дне колодца они увидели тех, что предали родных, родину, единомышленников. На дне ледяного озера встретили и Каина, Ганелона, а также Брута, Иуду и Кассия, которые были в пастях Люцифера. Поэты протиснулись в щель, через которую поднялись на поверхность и увидели звезды. Потом вышли к подножию Чистилища.

Чистилище возвышалось среди океана. На вершине этой горы - Земной Рай, где жили до грехопадения Адам и Ева.

Данте со своим мудрым учителем в передчистилищі встретили ангела-стерничого. Увидели там души умерших, не примирившимся с церковью. Среди них была душа короля Манфреда. Он просит, чтобы Данте, когда вернется на землю, рассказал, что Манфред не в Аду.

Среди нерадивых и погибших не своей смертью были и представители гибеллинов, много представителей Италии. Дальше они попали в Долину земных властителей, увидели вечную борьбу со змеем. Данте заснул, а к нему появилась Лючия, чтобы взять «того, над кем господствует сонная мечта». Вдруг появился ангел, перед которым Данте упал на колени. «Вестник праведной славы».

Седьмая «глаголями» лоб списал

Мне острием меча он и: «Эти пятна

Позаботься в дороге стереть!» - проговорил.

Путешественники попали в первый круг Чистилища, где были тщеславны и відмолювали свои грехи. Видят на стенах изображения наказание за спесь и гордость. Была среди них и Ниоба, которая, имея семерых сыновей и семерых дочерей, смеялась с Латоны, что в той только двое детей. Боги убили всех ее детей, а сама Ниоба окаменела от горя. Была там и ткачиха Арахна, которая осмелилась соперничать с Минервой и стала пауком.

Во втором круге были завистливые, которым подавали примеры великодушия, а также примеры наказанных зависти. Особенно яркие два примера: Каин, убивший из зависти брата Авеля, и Аглавра, которая завидовала своей сестре Ерсі.

В третьем круге гневливые на примерах кротости очищались. Вергилий излагает своему ученику учение о любовь как источник добра и зла, а именно: любовь, что причиняет зла другим (гордыня, зависть, гнев), недостаточная любовь к ложных благ (равнодушие) и чрезмерная любовь к ненастоящих благам (корыстолюбие, чревоугодие, любострастя).

В четвертом круге ленивые последовали примеры редкой скорости и жалких лени. Символический сон Данте о женщине - «недоріка, хромая, косоглазая и без рук». Тут появился ангел, «взмахнул пером по лбу и надо мной, "блаженны плачущії, с их-ибо слез,- сказал,- вырастет им радость покоя"». Показал им путь в пятый круг, где были скупы, которые очищались на примерах бедности, щедрости и отвратительных скупощів. Вдруг услышали, что дрожит гора. Путешественники начали молиться. Позже поняли, что, когда какая-то душа заканчивает срок своего пребывания на горе Чистилища, то Бог забирает ее на небо. Это событие отмечается этим толчком и совместными песнопениями теней. В шестом круге обжерливі получали примеры сдержанности, а в седьмом любострасні очищались на примерах чистоты. Чистейшим образом является дева Мария, которая сказала ангелу: «Не знаю мужа», когда тот сообщил, что она скоро родит сына. Особенно карается содомство, а также Пасифая, которая была по-тваринячому несдержанна. Перед входом к Земному Раю Вергілїй попрощался с Данте, посоветовав ему принять корону и митру на лоб как знаки власти».

Пройдя через Божественный лес, подошел к двух потоков. Река Лета уничтожает память о совершенных грехах, а Євноя воскрешающая в человеке воспоминание о всех ее добрые дела. Далее Данте наблюдал аллегорическую процессию, или Триумф церкви. Перед ним прошли образы из Ветхого и Нового Завета. Потом появилась Беатриче, которая будет далее проводить Данте. Она поразила поэта так, как когда - то-впервые. Упрекнула его, что он «поддался суете земной» - был неверен Беатриче и как женщине, и как высшей мудрости. Она приказывает поэту рассказать людям об увиденном.

Данте омылся в чистых водах реки и вступил в Рай. Сначала они попали на Місяцеве небо. Обратил внимание на пятна на Луне, которые народная фантазия передает как фигура Каина с охапкой хвороста на плечах. Там находились духи, что сломали обет. В частности черники, которых насильно выдали замуж. Беатриче угадывает мысли Данте и объясняет поэту непонятное, сомнительное. Объясняет, что новый обет должен быть строже предыдущего.

Затем они попадают на второе небо - Меркурієве. Там находятся духи, которые прошли через чистилище. Поэт слышал «нежные голоса окрестность».

На третьем Венериному небе духи любвеобильных. Они все движутся, но в зависимости от доступного им созерцания Бога. У Данте возникает вопрос: почему дети редко похожи на родителей? Получает ответ: кружение светил влияет на человеческую природу, выполняет свое предназначение.

На четвертом небе - небе Солнца - были духи ученых: душа Фомы Аквинского, философа и богослова, его учителя Альберта Великого. Подчеркивается суета земных забот, сравнивается мудрость Соломона и Христа, неспособность людей изучать и понимать Священное Писание и рассуждать о чье-то спасение.

Снова Данте был охвачен звуками прекрасного пения. Прелестная Беатриче показала путь на новое, пятое небо, Марсово, на котором поэт увидел духи военных в виде светящегося креста. Осветилось много чего, понял тщетность благородного происхождения, проблемы распрей и раздора, которые влекут за собой тяготы изгнания. Пройдя Марсово небо, поэт заметил, как «Юпитер серебром в золотых разводах засяв». На шестом небе Данте выслушал речь небесного орла о необходимости веры для спасения, что ни одна душа не попадет в Рай, если не имеет веры в Христа. А вера без добрых христианских дел также является фальшивой.

На седьмом, Сатурновому, небе были духи созерцателей, которые решают проблему предназначение судьбы наперед. Поэт с Беатриче начали разговор о том, что упадок монастыри, а «люди в рясах - как в мешках мука, красн портил». Пока путешественники говорили о земные грехи и суету, попали они на восьмое, Звездное небо. А Землю он увидел издалека как «ничтожную точку с морей и гор, прочь наполненную всю дикощів напыщенных». На Звездном небе они наблюдали триумф Христа, окруженного «ярким сиянием дужним».

Потом услышал прекрасное пение, то «воспевалась пресвятая Мария». Поэту там пришлось давать ответ Петру - о вере:

Я верю в три лица вечно сущие

И в сущность их тройственную и одну;

о надежде - апостолу Иакову:

Надежда,- я сказал,- страдания то определенное

В грядущим славы; благостное венец -

ей почву, как и жизнь безгрешную кровные.

Третий апостол - Иоанн спросил о любви:

Высочайшего святого блага храм -

То альфа и омега книг, утешил

Себя я ими, ибо зрю любовь там,

То есть вся любовь поэта направлена к Богу.

На девятом, Кристаллическом, небе Данте сопоставлял небесную красоту и земную уродство как символы духовного и материального миров. Очарован был поэт согласованности между системой небес и построением девяти кругов, гармонией небесной иерархии. Беатриче продолжает разговор с поэтом об упадке церкви, низость священников:

Христос апостолам не дал приказа:

«Идите и проповедуйте ложь»,-

К ней в них он воспитал сразу.

Десятое, Пылающее небо было нематериальное. Огромное яркий свет лился со всех сторон, то свет Божьей любви, милости, истины. Свет мало странное строение, которое напоминало совершенную розу: в самом центре был Бог, а на лепестках были блаженные души. Окруженная роза искрами, которые являются летающими ангелами.

Беатриче вернулась на свое место - «на третью скамью в высшим круге», где были также Мария, Рахиль, Ева. Напротив Марии находился Иоанн Креститель, там также были Адам, Моисей, апостол Иоанн.

Заканчивается поэма молитвой в честь великой вечной любви Бога, «Любовь, что движет солнце и светила».

115 В глубокой ясноті передо мной

Появились из света трое кругов

Трех цветов с объемностью другой.

118 Одно - отпечаток второго всех сил,

Словно Ирида у Ириды стала,

А третье идет огнем с обоих светил.

121 Который ты куцый одежду надевала,

Бессильна мысле, против тебя дело

Еще куцішою себя представляла.

124 О вечный блеска, что путем столетий,

Самоосяжний, самоосягаєш

И, осягнутий, себе зориш устрі!

127 На круге, что отраженный в нем сияешь,

Когда я его зрением ход,-

Потому что ты вокруг сиянием освяваєш,

130 Где заворачивал внутренний порог,

Мне словно с нас рисунок показался,

И словно барки собственные он сохранил.

133 Языков геометр, который усердно брался

За измерение площадей и линий круговых,

Но, устоев не имея, стерявся,-

136 Такой стал я при дивинах новых:

Хотел уздріть, как образ тот в кругу

Размещено, как скрепляется их.

139 Были у меня крылья слишком слабые;

Но яркость сияния здесь пришла,

И мощь росла ума и воли.

142 Воображение сила предала была,

И, словно колеса, ясные и веселые,

Жажду и волю судьбы повела

145 Любовь, что движет солнце и светила.