ВНО 2016 Школьные сочинения Каталог авторов Сокращенные произведения Конспекты уроков Учебники
5-11 класс
Биографии
Рефераты и статьи
Сокращенные произведения
Учебники on-line
Произведения 12 классов
Сочинения 11 классов
Конспекты уроков
Теория литературы
Хрестоматия
Критика

ПОУП, Александр

(1688 - 1744)

ПОУП, Александр - творчество писателя

ПОУП, Александр (Pope, Alexander - 21.05.1688, Лондон - 30.05.1744, там же) - английский поэт.

Его отец торговал тканями и исповедовал католическую веру, что, по действующему законодательству, значительно ограничивало права при получении образования и при поступлении на государственную службу. Учитывая эти обстоятельства, а также через хилое здоровье Поупа воспитывали дома, в окрестностях Лондона: сначала в Хаммерсміті, а потом в Бинфилди, расположенном в Виндзорском парке. В 1700 г. он тяжело заболел: болезнь костного мозга викривила позвоночник подростка и затормозила его дальнейший рост. Поуп навсегда остался инвалидом. Того же года, как впоследствии вспоминал сам писатель, он написал свое первое стихотворение - «Оду к одиночеству» («Ode on Solitude»).

Впрочем, полностью доверять этому авторскому свидетельству не стоит, поскольку Поуп сознательно редактировал собственную биографию, создавая в ней образ идеального поэта. И первым условием, без которого Поуп не представлял творца, было раннее проявление таланта как признак природной одаренности. Однако Поуп действительно рано начал писать и уже в шестнадцать лет закончил цикл «Пасторалей» («The Pastorals», 1704), которые стали широко известными еще до публикации и поразили современников музыкальностью стиля, когда в 1709 г. были опубликованы в шестом выпуске поэтического альманаха издателя Дж. Тонсона. Жанр пасторали был модным, поскольку отвечал и требованиям эстетики классицизма, и новым просветительским установкам, которые возбуждали интерес к природе.

На момент публикации первого цикла сам Поуп заканчивал поэму «Проба о критике» («An Essay on Criticism», изд. 1711), где в присущей ему манере пытался примирить классический вкус с новочасными интенциями. Оба слова, употребленные в названии поэмы, имели новаторское значение: за первым - Локкова теория эмпирического познания; за вторым - новый жанр литературной деятельности, что пришел на смену прежним нормативным поетикам. В конце концов, критика и стала явлением эмпирического познания, анализа в области литературы. Но одновременно в этом новом жанре Поуп отстаивает важность подражания классиков античности, согласование вкуса со здравым смыслом. Сам автор считает, что его творчество является образцом «правильной» английской поэзии, в которой сочетаются совершенство стиха, стиля и «героического куплета» (так в Англии называли цезурований п'ятистопний ямб с парной рифмой, что считался аналогом античного гекзаметра).

Ориентируясь на самый высокий античный образец, каким считали Вергилия, Поуп выстраивает все свое творчество. Он дебютировал «Пасторалями», ведь Вергилий тоже начинал с «Буколік». Юному поэту положено совершенствовать свое мастерство в созерцании природы, в изображении ее на фоне любовных и поэтических игрищ. Зато взрослость предполагает здравый смысл и понимание практической полеВНОсти. Этим требованиям отвечает дидактическая поэма Вергилия «Георгики». Поэтому и Поуп написал «Виндзорский лес» («Windsor Forest»), где в духе не столько античного, сколько современного вкуса восторженно описывает хорошо известные ему живописные уголки Виндзорского парка. Преобладание развернутых зрительных образов побудило корректировка жанровой специфики: дидактическая поэма изменилась описательной, хотя это и противоречило классическим предпочтениям Поупа. Описание как такой поэт не считал достаточным основанием для вдохновения, он должен был иметь цель. В течение нескольких лет поэма оставалась незаконченной - автор дописал ее лишь тогда, когда осмыслил описание живописной природы как аргумент в пользу мирного завершения войны за испанское наследство, которая длилась уже более десяти лет.

«Виндзорский лес» вышел из печати в начале 1713 г., мирное соглашение было заключено в марте, а следовательно Поуп получил благосклонность министров партии тори и стал другом самого влиятельного торійського публициста Дж. Свифта.

Эта личная дружба имела большие литературные последствия. В 1713 -1714 гг. возник, а в 1726 - 1727 гг. возродился клуб Мартина Писаки (Martin Scriblerus), что стал коллективной маской Поупа, Дж. Свифта, Дж. Гея и Дж. Арбетнота. Четверо друзей-литераторов остроумно пародировали ученый педантизм. Следует отметить, что на момент создания клуба Мартина Писаки П. уже имел опыт в жанре пародии, издав первый вариант поэмы «Похищение кучеря» в двух песнях («The Rape of the Lock», 1712). Через два года увидел свет окончательный вариант поэмы (в пяти песнях). Это была своеобразная попытка продолжить восхождение по ступеням жанровой иерархии вслед за Вергилием, который создал эпос «Энеида». В качестве современного эпоса Поуп предложил пародийно-комическую поэму (mock epic) - историю похищения кавалером-ухажером кучеря великосветской красавицы. Мільтонові и гомеру ассоциации разворачиваются на фоне сражений, хотя один из этих боев духи-охранники кучеря ведут с губительными для него ножницами, а вторая битва ведется на зеленом сукне ломберного стола. Стиль эпоса комично гіперболізує события, несмотря на очевидную скудность того, что происходит.

Следующей попыткой Поупа создать эпическое произведение стала работа над переводом поэм Гомера. После смерти в 1714 г. королевы Анны и отстранения от власти партии тори друзья Поупа попали в немилость, а сам он, будучи католиком, особенно остро почувствовал опасность репрессий и творчески уединился, пытаясь стоять в стороне от общественной жизни. В этот период Поуп впервые подытожил собственную литературную деятельность, выдав в 1717 г. собрание своих сочинений («Works»), в котором весомое место заняли пасторали и подражания античным и английских поэтов, в том числе перепев Дж. Чосера - поэма «Храм Славы» («The Temple of Fame»). Кроме того, в книгу вошли «священная эклога» «Мессия» («Messiah. A Sacred Eclogue in Imitation of Virgil's Pollio»), которая при содействии Дж. Аддисона в 1712 г. была опубликована в журнале «Зритель»; три послания к Терезы Блаунт (впоследствии поэт посвятил их младшей сестре своей адресатки Марти, которая навсегда сохранила дружеское отношение к Поупа); а также героїда «Послания Элоизы к Абеляру» («Epistle of Eloisa to Abelard»).

В течение 1715-1720 гг. увидела свет шеститомная «Илиада» в римованому, совершенном п'ятистопним ямбом переводе Поупа. И хотя сразу же вспыхнула полемика по поводу его точности, однако успех издания был весьма громким, а Поуп получил материальную независимость. В 1719 г. писатель сумел приобрести имение в Твікінгемі, где и поселился. В 1725 г. вышло собрание сочинений В. Шекспира под редакцией Поупа; а в следующем, 1726 г., был завершен и полностью опубликован перевод «Одиссеи» (Поуп осуществил эту работу совместно с Е. Фентоном и В. Брумом).

В середине 20-х гг. общественная ситуация в Англии изменилась. Из ссылки вернулись бывший государственный секретарь в правительстве тори и один из видных деятелей партии виконт Болингброк; в 1726 г. попытался вернуться из Дублина в Лондон Дж. Свифт, который привез с собой рукопись «Путешествий Гулливера» (Поуп помог автору издать эту славную книгу). Появилась возможность для деятельности политической оппозиции, в которой принял участие и Поуп. Современный биограф М. Мэк считает этот аспект личности писателя очень важным и даже называет Поупа «совестью оппозиции».

Вскоре возобновил свою деятельность и клуб Мартина Писаки; из-под пера его участников появились несколько классических произведений сатирического жанра. В 1727 г. вышла книга Мартина Писаки, в которой Поуп поместил и свой прозаический памфлет «Перібафос, или Искусство снижение» («The Art of Sinking in Poetry»). Объектом осмеяния в этом произведении предстает современная поэзия, которая вместо возвышенного искусства в полной мере овладела искусством пониженного, грубого, неприличного. В этот период самого Поупа остро критиковали - преимущественно за отредактированное издание Шекспира, которое хотя и было важным шагом в исследовании его наследия (в частности, Поуп первым оценил текстологическое значение прижизненных in quarto драматурга), однако не обошлось без ошибок. Обиженный Поуп решил продолжить свою давнюю, начатую под маской Мартина Писаки, полемику с педантами, но теперь он решил отчитывать своих оппонентов в поэтической форме. Поуп предпринял еще одну попытку создать современный эпос - сатирический: «Дунсіада» или, если перевести слово «dunce» на украинском языке, - «Дурніада» («The Dunciad»). Первое издание в трех книгах появилось в 1728 г., a через год увидела свет дополненная версия произведения. В 1742 г. Поуп заново отредактировал поэму, дополнив ее четвертой книгой - «Новая Дунсіада» («The New Dunciad»).

Если в этой поэме Поуп демонстрирует свой талант в области «пониженного» искусства, изображая современную литературу за помощью именно тех приемов, которые ей больше всего подходят, то в других произведениях этого периода поэт пытается работать в жанре высокой моральной сатиры, следуя примеру Горация. После «Дунсіади», которая оскорбила и разгневало многих, писатель стал мишенью для многочисленных клиньев. Недоброжелатели издевались над физическими недостатками Поупа, порочили его репутацию. Поэтому писатель решил ответить всем оппонентам сразу, рассказав о том, как он представляет себе человека, а чтобы его выслушали без предубеждения, Поуп не указал своего имени ни под фрагментами новой поэмы, которые сначала были изданы отдельными выпусками, ни на титульном листе полного издания «Опыты о человеке» («Essay on Man», 1732-1734; отд. изд. 1734).

Все четыре письма (эпистолы) поэмы начинаются одинаково: «О природе и положение человека...» Зато вторая часть в каждом случае своя: «...относительно Вселенной», «...в отношении самого себя», «...в отношении общества», «...по счастью». Языке метких поэтических афоризмов Поуп изложил основы моральной философии, начиная от античных времен. Поэт анализирует этические принципы с точки зрения современной мысли. Однако с присущей ему осторожностью Поуп не хотел прямо проявлять своей связи с локківським сенсуалізмом или с естественной религией, хотя их духом наполнены и «Проба о человеке», и «Общая молитва» («Universal Prayer»).

«Пробой о человеке» Поуп достиг своей цели: многие его непримиримых врагов одобрительно отозвались об этой анонимно опубликованную поэму, но вскоре вспыхнула полемика - автора обвиняли в несамостоятельности, простом умении рифмовать чужие мысли. Но самым опасным было обвинение в отступничестве от чистоты веры.

В это время Поуп завершил цикл «Моральных проб», состоявший из пяти посланий к друзьям («Moral Essays», 1731-1735). У каждого послания - своя тема, преимущественно морального рассуждения: о характере мужчин, женщин, знания, использование богатства и, наконец, о медали (давно начатое послание к уже покойного в то время Дж. Аддисона). В том же 1735 г. Поуп закончил еще одно древнее послание - до доктора Арбетнота («Epistle to Dr. Arbuthnot, a Prologue to the Satires»). Для П., который исповедовал и практиковал в жизни культ дружественного общения, послание было одним из главных жанров, однако часто оно становилось поводом для очередного сатирического высказывания. Свои переводы горацієвих сатир Поуп также посвящал друзьям.

Если послание к Арбетнота имело подзаголовок «пролога к сатир», то «эпилогом» Поуп считал две сатиры в диалогической форме, озаглавленные годом их написания - «1738». Это последнее - резко политическое высказывание П., которое он направил непосредственно до первого министра Англии Г. Волпола. После этого поэт, будучи уже тяжело больным, сосредоточил свои усилия на завершении своей литературной сатиры - «Дунсіади «.

На протяжении XVIII ст. Поуп оставался для всей Европы одним из самых знатных и влиятельных поэтов. Однако слава Поупа-поэта-классициста поблекла с приходом романтиков, но среди них у него оказался такой влиятельный сторонник и наследник, как Дж.Н.Г. Байрон, который ценил его едва ли не выше Шекспира. В пределах своей литературной эпохи Поуп воплотил образ поэта-мастера, который достиг высочайшего совершенства, и поэта-философа, который воспел идеал духовного единства природы как великой Цепи Бытия.

И. Шайтанов