ВНО 2016 Школьные сочинения Каталог авторов Сокращенные произведения Конспекты уроков Учебники
5-11 класс
Биографии
Рефераты и статьи
Сокращенные произведения
Учебники on-line
Произведения 12 классов
Сочинения 11 классов
Конспекты уроков
Теория литературы
Хрестоматия
Критика

ПОУЕЛЛ, Энтони

(1905 - 2000)

ПОУЕЛЛ, Энтони - творчество писателя

ПОУЕЛЛ, Энтони (Powell, Anthony - 21.12.1905, Лондон - 28.03.2000, Фром, Сомерсет) - английский писатель.

Поуелл был потомком древнего рода, который происходил из Уэльса. Он родился в семье кадрового военного, учился в Итоне, позже окончил Оксфордский университет. Занимался журналистикой, работал в издательстве «Дакуорт», газетах и журналах («Спектейтор», «Панч», «ТЛС», «Дейли телеграф»). В 30-х pp. писал киносценарии. Уже в это время сформировалось мировоззрение Поуэлла, что тяготел к либерально-консервативных взглядов и проявился в неприятии идеологии левого движения, а также в бескомпромиссной критике привилегированных аристократических кругов современного ему общества.

В годы Второй мировой войны Поуелл в чине майора служил в разведке пехотного полка войск Великобритании. После окончания войны вернулся в литературу. Занимал активную общественную позицию, неоднократно принимал участие в международных писательских встречах и семинарах, посвященных проблемам литературного развития.

Мастер современного романа, Поуелл подражает реалистические традиции английской художественной прозы - характерологію и психологизм. Его творчество развивается в русле английской национальной традиции комического рассказа, в частности, в духе творчества Ч. Диккенса, И. Во, П. X. Джонсона и др.

Ранние романы Поуэлла написаны в манере И. Во и свидетельствуют о доминировании резко-критических тенденций по отношению изображение современной ему английской социально-политической действительности. В романе «Поздние люди» («Afternoon Men», 1931) Поуелл развивает тему бесцельного существования представителей художественной интеллигенции, которых пугает «серая, однообразная, страшная пустыня безнадежности и отчаяния». В романе «Венусберґ» (1932) писатель изображает Ригу 20-х pp. В романе «Преследование, а затем смерть» («From a View to a Death», 1933) на примере судьбы английского художника Артура Зоуча подвергается резкой критике ніцшеанська идеология «воли к власти» и ніцшеанський образ «сверхчеловека». Властолюбие находит свое отражение и в романе Поуэлла «Агенты и пациенты» (1936), в котором изображены высокомерные невежды, которые претендуют на определяющую роль в культурной жизни общества.

Эти самые жанрово-тематические доминанты проявляют себя и в произведении «Что случилось с Верінгом» (1939), в котором изображена комичная история группы людей, которые пытаются реконструировать биографию популярного писателя, которым оказался обычный проходимец. Начиная с «Вопросов воспитания» («A Question of Upbringing», 1951), Поуелл написал двенадцать романов, которые составили единый цикл под названием «Танец под музыку Времени» («A Dance to the Music of Time», 1951 - 1975). До этого цикла (учитывая «Вопросы воспитания») вошли романы «Дешевый базар» («A Buyers's Market», 1952), «Мир бизнеса» («The Acceptance World», 1955), «В доме леди Молли» («At Lady molly's», 1957), «Китайский ресторан Казановы» («Casanova's Chinese Restaurant». 1960), «Милосердные» («The Kindly Ones», 1962). «Поле костей» («The Valley of Bones», 1964). «Искусство ратных дел» («The Soldier's Art», 1967), «Военные философы» (1968), «Книги украшают комнату» («Books Do Furnish a Room», 1971), «Короли на час» («Temporary Kings», 1973) , «Прислушиваясь к тайных гармоний» («Hearing Secret Harmonies», 1975). В этом цикле, который сравнивают с циклом М. Пруста «В поисках утраченного времени» (в английской критике Поуэлла часто называют «английским Прустом»), писатель через судьбу и восприятие своих героев воспроизводит жизнь высшего и среднего слоев современного ему английского общества между двумя мировыми войнами и после 1945 г. С самого начала первого романа цикла («Вопросы воспитания») Поуелл так объясняет смысл названия своей эпопеи. Образ «танца под музыку Времени» навеян аллегорической картиной французского художника XVII в. Н. Пуссена из серии «Времена года»: старый Время играет на лире, а Времена года, взявшись за руки, водят хоровод. Писатель XX в. увидел у художника-классициста XVII в. близкую ему идею всемогущества времени, трагическое ощущение мимолетности жизни и философский стоицизм. Заглавный аллегорический образ эпопеи обнаруживает идею тесной связи жизни людей с движением времени, идею соотношения человеческих судеб с неустанным прогрессом истории.

Цикл «Танец под музыку времени» делится на четыре трилогии, в которых действуют более двухсот персонажей. Главными героями, судьба которых является сквоВНОй для всех или почти всех романов цикла, выступают четыре выпускника привилегированной школы: Кеннет Відмерпул, ЧарлВНОсить стринги, Питер Темплер и Николас Дженкинс. Каждый из них олицетворяет определенный социальный и человеческий характер. Кеннет Відмерпул извне неловкий и неприятный человек, который упорно и неуклонно продвигается вверх по ступеням служебной карьеры и, в конце концов, в последний трилогии цикла становится даже членом палаты лордов. Он всегда и в любой ситуаций стремится быть первым, быть лидером. Образ Відмерпула описан в эпопее Поуэлла сатирическими красками, как тип современного дельца и политикана.

Відмерпулу противопоставлен привлекательный, умный, ироничный, но слабохарактерный ЧарлВНОсить стринги, который не доводит до конца ни одно из тех жизненных начинаний, к которым он прибегает. Поступив в университет, он вскоре оставляет его. Служба в Сити, как и женитьба, также заканчиваются для него полным крахом. Разочарованный жизненными неурядицами, которые выпадают на его долю, носить стринги в конце концов спивается. После курса лечения он уходит на войну и погибает в японском лагере для военнопленных в Малайе.

Таким же привлекательным, приятным, но самоуверенным и несколько циничным в своем стремлении к богатству и жизненных наслаждений описан в эпопее Питер Темплер.

Наконец, Николас Дженкинс выступает в эпопее П. как рассказчик, от лица которого ведется рассказ о всех других героев произведения. Образ Дженкинса в значительной мере автобиографический. Как и его автор, Дженкинс после окончания школы поступает в университет, затем работает в издательстве и становится писателем. Во время войны он служит младшим офицером уэльской дивизии, затем его переводят в Лондон в военное министерство, где он выполняет обязанности офицера связи с европейскими союзниками. В послевоенные годы Николас снова возвращается к литературе.

Если на первых страницах цикла Дженкинс выступает в роли наивного «простака», который еще не обладает достаточной мере искусством глубоко проникать в души людей, которых он наблюдает, обобщать и систематизировать жизненные факты, свидетелем которых становится, то чем дальше, тем больше Дженкинс обогащается практическим опытом, его взгляд на жизнь и людей становится более взвешенным, трезвым и ироничным. С образом Дженкинса в эпопею вводится сквозная сюжетная линия, связанная с миром искусства, который резко противопоставляется автором мира Рынка и Бизнеса (названия двух романов цикла).

Одним из главных героев эпопеи может быть назван также Время. В музыке Времени звучат трагические мотивы, которые подчиняют себе человеческие судьбы. «Однако Время в Поуэлла, - как замечает Г. Гордишевська, - не лишает человека свободы выбора, не снимает с нее ответственности. Время ставит человека перед выбором, испытывает ее моральную устойчивость. Вера в человеческое достоинство, в способность человека сохранять человечность в любых перипетиях жизни, выдержать жестокую игру Времени - именно в этом гуманистический пафос книги Поуэлла».

Критические тенденции в освещении жизни современного ему общества и, в поздних романах Поуэлла - «О, как крутится колесо» («Oh, How the Wheel Becomes It», 1983) и «Король рыбаков» («The Fisher King», 1986).

Умер Поуелл вблизи Фромма, что в графстве Сомерсет, 28 марта 2000 года.



В. Назарец