ВНО 2016 Школьные сочинения Каталог авторов Сокращенные произведения Конспекты уроков Учебники
5-11 класс
Биографии
Рефераты и статьи
Сокращенные произведения
Учебники on-line
Произведения 12 классов
Сочинения 11 классов
Конспекты уроков
Теория литературы
Хрестоматия
Критика

ПОНТОППІДАН, Генрик

(1857 - 1943)

ПОНТОППІДАН, Генрик - творчество писателя

ПОНТОППІДАН, Генрик (Pontoppidan, Henrik - 24.07.1857, Фредерисия - 21.08.1943, Копенгаген) - датский писатель, лауреат Нобелевской премии 1917 г.



Родился в семье пастора, с детства испытал сильного влияния христианского учения, считал, что пасторство отца «надолго... отразилось на его сознании». Понтоппідан учился в Политехнической школе, а затем, после пешего путешествия по Германии и Швейцарии (денег на другую форму знакомства с заграницей у него не было) и изучение естественных наук, юноша решил стать сельским учителем. В селе он особенно полюбил природу; общаясь с людьми, стремился лучше узнать своих соотечественников. В начале 80-х pp. Понтоппідан начал писать свои первые произведения, в которых местом действия стала датская провинция, а ее жители - героями. В новеллах «Подрезанные крылья» («Staekkede Vinger»), «Провинциальные образки» («Landsbybilleder»), «Из сельских хат» («Fra Hytterne») писатель изобразил нелегкий труд крестьян, их суровый быт.

Датские критики называли Понтоппідана идеологом крестьянского реализма. Однако это справедливо лишь отчасти, ведь несмотря на то, что первое десятилетие писатель почти полностью посвятил проблематике крестьянских будней, он уже в середине 80-х гг. присоединился к либеральному движению и считал, что обновление Дании возможно только на пути социального прогресса. В этот период в его творчестве появилась тема города и горожан. Некоторые тогдашние критики даже начали рассматривать прозу Понтоппідана в соціалістському контексте, однако сам писатель утверждал, что на протяжении всей своей жизни он был всего лишь простым солдатом» в «вечной борьбе за освобождение человеческого духа». Самым страшным злом в Дании Понтоппідан считал пустая болтовня, фразерство и лень. С этими недостатками он боролся до конца своей жизни, используя различные формальные приемы. Его реалистический метод отличается особой (почти натуралистической) вниманием к жизненным деталям, а героями произведений Понтоппідана часто выступают простые люди.

Важное место в романах писателя занимают проблемы веры, актуальные для его страны в XIX в. В романе «Обетованная земля» («Det forjcettede Land», 1891-1895) речь идет о судьбе пастора Ханстеда, который, отказавшись от своих аристократических связей, женится на крестьянке, живет просто, без особого комфорта, ходит в холщовой рубахе, сам пашет землю, чтобы стать ближе к народу. Конечно, в этом романе отчетливо прослеживаются идеи Л. Толстого. Однако Понтоппідан не видел в толстовськой доктрине способа преодоления существующих противоречий, которые, кроме того, затруднены религиозными спорами. Гибель героя в конце романа еще больше убеждает в ошибочности избранного им пути и бесполеВНОсти жертвенных усилий. В характере Ханстеда заметны черты героев Г. Ибсена (Брандт) и Б. Бйорнсона (пастор Санг), но их жертвенность и самоотречение в романе Понтоппідана показаны как бесплодные и бесполезные,

Самым значительным романом Понтоппідана стал «Счастливчик Пер» («Lykke Per», 1898-1904). В этом произведении своеобраВНО соединились все те проблемы, которые волновали автора на протяжении его творческого пути. Главный герой романа - сын пастора Петер-Андреас Сіденіус, который принадлежит к семье, которая на протяжении трехсот лет давала Дании священников. Строгость, ригоризм моральных принципов и неприхотливость были основой жизни этих пасторов. Отец Петера-Андреаса наводил ужас на своих прихожан, никогда не пытаясь скрасить их существование; крестины и свадьбы с его участием не были праздником; а проиВНОся речь над гробом покойника, пастор основном акцентировал внимание на том, что покойный теперь - это лишь «горстка бренного праха» и «пища для червей». А впрочем, священник не был злым человеком: своим сыновьям за совместным обедом он даже пытался рассказывать забавные истории из собственной жизни, но всегда заканчивал эти рассказы поучительными нотациями. Его жена, которую мы видим уже очень больной и усталой жизнью, в молодости была веселой, смелой и жизнерадостной, но в браке увяла и потеряла всю энергию, переняв от мужа религиозный аскетизм и строгость. Все дети пастора Сіденіуса, за исключением Петера-Андреаса, бездумно принимают нормы жизни семьи, бунтует только он. Но его бунт является сугубо детским: то он убежит с сельскими ребятами кататься на санках, несмотря на то, что в семье священника это строго запрещено, то совершит какую-то другую невинную шалость - в этом проявляется его стремление к свободе личности. Школу он сумел закончить только потому, что учитель математики заметил у него незаурядные способности к точным наукам.

Следовательно Петер-Андреас, вопреки отцовской воле и семейной традиции, решает стать инженером, а не священником. Жизненный путь этого непокорного пасторского сына и становится содержанием книги. «Счастливчик Пер» - так его будут называть в городе - отправился в Копенгаген, который сначала потряс провинциала своими размерами и обычаями. Здесь Петер-Андреас отрекся от своих родных. Правда, он и раньше иногда считал себя не родным сыном, а названным, поэтому в Копенгагене юноша изменил даже имя - теперь он просто Пер: ходит в потрепанном наряде, не всегда сыт, но твердо верит в свою счастливую звезду. Пер - талантливый, усидчивым, сильный, здоровый, красивый и одержим идеей изменить копенгагенский фьорд, чтобы сделать его судоходным. О Боге он не думает. Он увлечен своим проектом, но 23-вещь-ного юношу никто серьеВНО не воспринимает. Когда же впоследствии для реализации проекта собираются создавать акционерную компанию, то от Пера требуют повиновения, но он не способен на унижение, - и его замысел обречен. Сам Пер все острее чувствует, что его творческие силы истощаются, а технические идеи уступают место идеям моральным и философским.

Внутренней эволюции героя способствует его невеста Якоба Саломон - дочь миллионера, девушка болезненная, некрасивая, но умная, с сильным характером. С появлением Якоби в романе возникает противопоставление двух семей: датского пасторской со строгими правилами, постоянным самоотвержением и самоограничением, в которой веселье и искреннее чувство считаются греховными, и еврейской семьи свободных людей, в которой также много детей, но никто никого не угнетает, все любят друг друга, здесь царит атмосфера радости и взаимопонимания. Культура, ум, раВНОобразие интересов Якоби в значительной степени способствуют развитию Пера, но в то же время невеста пытается научить юношу находить компромиссы, которых невозможно избежать в деловом мире.

Запутавшись в противоречиях, Пер, который все же не потерял влечения к простого и сердечного жизни средних классов, порывает отношения с Якобою и устраивается землеустроителем в провинции. Кризис наступает тогда, когда Пер понимает, что его собственный сын, как и он сам в детстве, чурается его: итак, бывший бунтарь сам начал подавлять волю других. Следовательно, философские студии меняются увлечением религиозными идеями, однако и в этой области «счастливца» Пера ждет разочарование. В конце жизни он уединяется, окончательно убедившись в том, что главный связь человека с природой.

Важную роль в романе играет Натан - гость семьи Саломонів, В этом образе воплощен характер чрезвычайно популярного датского критика и общественного деятеля второй половины XIX в. Г. Брандеса. Его речи перед молодежью задачи страны и о развитии современной европейской литературы приобрели сенсационного огласки. Впрочем, писатель весьма осторожно относится к своему герою и его популярности: Понтоппідан видит, что лекции Брандеса-Натана увольняли молодежь от необходимости читать те книги, о которых он писал, а его речи не могли пробудить общество к активной деятельности из-за того, что в словах знаменитого лектора и борца острый глаз писателя отмечало элементы фразерства и позы.

Создав роман воспитания и утраченных иллюзий, Понтоппідан рассмотрел в нем все те проблемы, которые были важны прежде всего для него самого, - антагонизм религии и свободомыслия, социального прогресса и патриархальных обычаев, творчества и подражания традиции, конфликта города и провинции. Автобиографические мотивы также сделали свой вклад в структуру романа: обучение пасторского сына в Политехнической школе, увлечение биологией, сестер в провинции, размышления провинциала о Перипетиях жизни большого города и страны в целом. Однако в своем итоговом романе Понтоппідан окончательно так и не ответил на вопросы, которые его волновали, - вероятно, именно поэтому грустно завершается произведение о «счастливчике» Пера, лишь в отдельные минуты жизни верил в свой талант, а действительно счастливым человеком никогда не был.

П'ятитомний роман Понтоппідана «Царство мертвых» («De d0des Rige», 1912-1916) продолжил основную тему предыдущих эпопей писателя - проблемы современного датского общества, которое стоит перед сложным выбором своего дальнейшего пути. В 1917 г. Понтоппідану присудили Нобелевскую премию по литературе (которую он разделил с датским драматургом К. А. Ґ'єллерупом) «за правдивый показ в своих эпических произведениях современной жизни Дании».

В последующие годы Понтоппідан писал в основном автобиографические произведения, много работал как публицист. Умер писатель в пригороде Копенгагена, в собственном доме, где жил последние тридцать лет.

Последним значительным произведением Понтоппідана была книга «Путь к самому себе» («Under vejs til mig selv», 1943), которую он писал в течение десяти лет. В этом произведении Понтоппідан, вспоминая бурные годы, когда новые книги и новые идеи могли потрясать страну, признается, что главным для него всегда было творчество, которой следует отдаваться всей душой, иначе она превращается в злободневный калякание.



Г. Храповицкая