ВНО 2016 Школьные сочинения Каталог авторов Сокращенные произведения Конспекты уроков Учебники
5-11 класс
Биографии
Рефераты и статьи
Сокращенные произведения
Учебники on-line
Произведения 12 классов
Сочинения 11 классов
Конспекты уроков
Теория литературы
Хрестоматия
Критика

ЭДГАР АЛЛАН ПО

(1809-1849)

ЭДГАР АЛЛАН ПО

Эдгар Аллан По - американский поэт, прозаик, критик, редактор, один из первых профессиональных писателей США, живший исключительно литературным трудом, который знал славу и популярность, но не сразу поняли и оцінували на родине.

Эдгар По родился в Бостоне 19 января 1809 года в семье актеров. Происходил из древнего ирландского рода. Этот год был звездным в историческом календаре: родились поэты Элизабет Баррет-Баррет (Броунинг), Альфред Теннисон, Чарльз Дарвин, Шопен, Мендельсон, Линкольн, Гладстон, двумя месяцами позже родился близок по духу Эдгару По Гоголь, самый фантастический из русских писателей. Когда Эдгару было всего два года, его мать и отец почти одновременно умерли от чахотки, оставив троих детей. Эдгара усыновил богатый шотландский купец из Ричмонда Джон Аллан, меньшую ребенка - шотландец Меккензі, а старшего мальчика Уильяма взял дед, генерал По. Маленький Эдгар отличался среди детей бойким умом, и жена Аллена, очарована ребенком, убедила своего мужа усыновить его. Она и ее сестра Анна Валентайн, «тетушка Нэнси», окружили мальчика заботой и любовью. Эдгар оказался в богатом доме. Его приемная мать любила мальчика до самой своей смерти. В возрасте пяти-шести лет Эдгар умел читать, писать, рисовать, декламировать стихи на развлечение гостей за обедом. Он был одет, как маленький принц, имел пони, на котором ездил верхом, имел собственных собак, сопровождавших его, и ліврейного грума; всегда имел в достаточном количестве карманные деньги, и в детских играх у него всегда была какая-нибудь любимица, которую он засыпал подарками. Приемный отец гордился приемным сыном, хотя порой был вспыльчивым и строго наказывал мальчика. Эдгар не всегда слушался мистера Аллена и, когда ему грозило наказание иногда, проявлял необычайную изобретательность. Как-то он попросил містріс Аллен защитить его, но она ответила, что не может в это вмешиваться. Тогда он пошел в садик, насобирал целый клок дубців, вернулся домой и молча протянул их мистеру Аллену. На вопрос: «Зачем это?» он ответил «Чтобы высечь меня». Мистер Аллан был покорен этим мужеством.

Пребывание с Алленами в Англии (1815-1820), где Эдгар По учился в престижном лондонском пансионате, привило ему любовь к английской поэзии и слова вообще. Чарлз Диккенс впоследствии отозвался о писателе как о единственного хранителя «грамматической и ідіоматичної чистоты английского языка» в Америке. В 1820 году Аллени возвращаются на родину до Ричмонда. Здесь в По появляются новые друзья, с которыми он путешествует, в том числе и на лодках. В нем рано проснулся интерес к приключениям, страсть ко всему незазнаного. После возвращения из Англии Эдгара отдали в Английской классической школы, где очень хорошо преподавали английскую литературу, что стимулировало творческий талант Эдгара. До 13-14 лет его поэтические попытки приобрели зрелости. Впоследствии он уехал учиться в Виргинского университета (1826), однако вскоре вынужден был его покинуть, ибо наделал «долгов чести». В жизни Эдгара По было несколько важных поворотов. Одним из них, что в значительной мере определил его судьбу, было решение восемнадцатилетнего Эдгара, которое он принял в «бессонную ночь и 18 на 19 марта 1827 года». Обстоятельства этого решения не совсем ясны, но одной февральской ночью 1827 года между ним и отчимом произошла бурная, тяжелый разговор. Блестящий студент Виргинского университета, юный поэт, который подает надежды, любимец товарищей, Эдгар повел себя не лучшим образом. Вероятно, в университете Эдгар увлекался игрой в карты и влез в долги, которые не смог пищать; большой проигрыш поставил его в крайне затруднительное положение, из которого его мог вывести только богатый и влиятельный опекун. Во время разговора опекун, возможно, выдвинул условия, что он оплатит «долг чести», но Эдгар отныне должен будет подчиняться Его воле, следовать его советам и указаниям. Опекун с его мелкой скаредностью поставил своего приймака, пылкую и гордую натуру, в затруднительное положение. К этому присоединились горькие переживания, вызванные грубым вмешательством опекуна в интимные чувства своего питомца. Юноша не мог измерения города гордыни и оставил богатый дом, в котором воспитывался,- «маленький дерзкий выскочка» в ответ на бескомпромиссное требование ответил решительным «нет», и «было в его непоколебимости и что-то жестокое, «неблагодарное», и, однако, это было достойное и мужественное решение. Положив на одну чашу весов благополучие, а на другую - гордость и талант, он понял, что последнее важнее, и предпочел славе и чести. Более того, хоть он и не мог жить всего наперед, но тем самым были выбраны голод и нищета.

Впрочем спугнуть его не смогли бы и они». Так впервые четко и резко проявил себя основной конфликт в жизни Эдгара Аллена По - конфликт творческой, благородной личности и грубого гендлярського утилитаризма, что все подчиняет выгоды. То, что было сконцентрировано в натуре и обращении опекуна, вскоре стало для Эдгара системой непреклонных сил, выражающих ведущие интересы и тенденции американского общества.

Начинается полоса скитаний. Он отправляется в Бостон и там на свой счет издает первый сборник стихов «Тамерлан и другие стихотворения», которая почти не имела спроса. Беспросветная бедность, которая доходила до полных нищеты, не могла не угнетать Эдгара По. Она вызвала невероятное нервное напряжение, которое что ближе к концу жизни, то все чаще он пытался снять спиртным и наркотиками. Потом были занятия в военной академии Вест-Пойнт (1830), длились всего полгода. И несмотря на довольно частые периоды бездействия, По работал с огромным упорством, о чем убедительно свидетельствует его большое творческое наследие. Главная причина его бедности - «слишком малое вознаграждение, которое он получал за свою работу». Лишь малая часть его творчества - журналистика - имела какую-то ценность на тогдашнем литературном рынке. Лучшее из того, что он создал своим талантом, почти не интересовало покупателей. Вкусы, господствовавшие в те годы, несовершенство законов об авторском праве и постоянный поток в страну английских книг, лишили сочинения По всякой надежды на коммерческий успех. Он был одним из первых американских писателей-профессионалов и существовал только за счет литературного труда и труда редактора. К своему труду и к труду своих собратьев он выдвигал бескомпромиссные требования. «Поэзия для меня,- писал он,- не профессия, а страсть, в страсти же следует относиться с уважением - ее невозможно пробуждать в себе по желанию, думая лишь о жалкое вознаграждение еще более жалких похвал толпы».

Первое признание, которое помогло Эдгару По поверить в себя, состоялось в 1832 году, когда местный журнал объявил конкурс, в котором он получил приз за рассказ «Рукопись, найденная в бутылке», и обратил на себя внимание известного в то время писателя Джона Кеннеди. Летом 1835 года Эдгар По начинает работать в журнале «Южный литературный вестник». Это укрепило его репутацию. Однако изнурительная работа поглощала все время, лишала возможности серьеВНО творить.

Встреча Эдгара По с семилетней двоюродной сестрой Вирджинией, которая через шесть лет стала его женой, имела глубокие последствия для его жизни. Эта встреча, а затем женитьба очень хорошо повлияли на По. Вирджиния была необыкновенным человеком, она «воплощала в себе единственно возможный компромисс с реальностью в его отношениях с женщинами,- столь сложных и утонченных».

Тяжелая наследственность, сиротство, непосильная борьба с препятствиями, стоявшими на пути свободолюбивого духа и высоких устремлений, столкновения с жизненными мелочами, болезнь сердца, чрезвычайная уязвимость, травмирована и неуравновешенная психика, а главное - невозможность разрешения основного жизненного конфликта укорачивали ему возраста. Болезнь и преждевременная смерть Вирджинии стали для него страшным ударом, началом глубокой душевной болезни. Смерть По-прежнему остается тайной. В сентябре 1849 года он с большим успехом читал лекцию «Поэтический принцип» в Ричмонде, откуда выехал, имея полторы тысячи долларов в кармане. Что произошло потом - непонятно, но его было найдено в одной таверне в тяжелом, болезненном состоянии, затем перевезено в Балтимор в больницу, где он вскоре и умер.

Творчество Эдгара По

Можно рассматривать героев и героинь произведений Эдгара По всего лишь как многоликие ипостаси самого По и любимых его женщин, двойники, чей вигадковий мир он наполнял страданием, пытаясь облегчить таким образом бремя сомнений и разочарований, что тяготили его собственную жизнь. Дворцы, сады и покои, населенные этими призраками, поражают роскошным убранством, оно - словно причудливая карикатура на нищету настоящих его жителей и безвідрадну обстановку тех мест, куда судьба забрасывала писателя.

Творчество писателя, как бы полно отражалась в нем его личность, не ограничивается «психологической автобиографии».

Как новеллист По всерьез показал себя в рассказе «Рукопись, найденная в бутылке» (1833). В традиции необычных морских путешествий написан рассказ «Падение в Мальстрем» (1841) и единственная «Повесть о приключениях Артура Гордона Пима» (1838).

В «морских» произведений принадлежат рассказы о приключениях на суше и в воздухе: «Дневник Джуліюса Родмена» - вымышленный описание первого путешествия через Скалистые горы Северной Америки, сделанной цивилизованными людьми (1840), «Необыкновенные приключения некоего Ганса Пфааля» (1835), «История с воздушным шаром» (1844) о якобы совершен перелет через Атлантику. Эти произведения - не тількии истории о необыкновенных приключениях, но и приключения творческой фантазии, аллегории постоянной драматической путешествия в неизведанное. Благодаря тщательно разработанной системе деталей достигалось впечатление достоверности и материальности вымысла. В «Заключении» к Ганса Пфааля» По сформулировал принципы того вида литературы, что впоследствии назовут научно-фантастическим.

Художественный смысл таких рассказов, как «Ли-гейя» (1838), «Падение дома Ашерів» (1839), «Маска Красной смерти» (1842), «Колодец и маятник» (1842), «Черный кот» (1843), «Барили амонтільядо» (1846), конечно, отнюдь не исчерпывается карты нами ужасов, физических страданий. Изображая различные экстремальные положения и проявляя реакции героев на них, писатель прикоснулся к тем участкам человеческой психики, что их сейчас изучает наука.

Первый свой изданный сборник рассказов Эдгар По назвал «Рассказами гротесків и арабесок». Название произведений направляет читателя и критика, ориентирует их, дает им ключ от входа в сферу, созданную творческой фантазией. Их можно назвать «рассказами тайн и ужасов». Когда Эдгар По писал свои рассказы, подобный жанр буй а Америке очень распространен, и он знал его особенности и лучшие образцы, знал о его популярности и причине успеха у читателя.

Эдгар По был фактически основателем детективного жанра, дал ряд классических его образцов. «Золотой жук» по жанровым йот свойствами обычно присоединяют к знаменитых детективных рассказов Эдгара По - «Убийство на улице Морг», «Тайна Мари Роже» и «Украденное письмо», героем которых является сквозная фігура. детектив-любитель Ш. Огюст Дюпен, который помогает раскрытию преступления. В этих рассказах с особым эффектом проявляет себя сила логики и аналитического понимания. Конечно эти рассказы начинаются с изложения факта преступления, а затем совершаются экскурсы в прошлое, где и раскрываются все обстоятельства его совершения, появляются вещественные доказательства. Вообще По широко использует в новеллах мотив недосказанности отдельных деталей и эпизодов, апеллируя к воображению и фантазии читателя. Валерий Брюсов назвал автора этих рассказов «родоначальником всех Габоріо и Конан-Дойлів» - всех писателей детективного жанра.

ОСНОВНЫЕ ПРОИЗВЕДЕНИЯ: «Тамерлан и другие стихотворения», «Аль-Аараф», «Ли-гейя», «Падение дома Ашерів», «Золотой жук», «Ворон», «Убийства на улице Морг», «Тайна Мари Роже», «Украденное письмо», «Рукопись, найденная в бутылке», «Падение в Мальстрем», «Повесть о приключениях Артура Гордона Пима», «Дневник Джуліюса Родмена», «Необыкновенные приключения некоего Ганса Пфааля», «История с воздушным шаром».

ЛИТЕРАТУРА:

1. Ковалев Ю. В. Эдгар Аллан По: Новеллист и поэт.- Л , 1984 ;

2. Герви А. Эдгар По.- М., 1987.