ВНО 2016 Школьные сочинения Каталог авторов Сокращенные произведения Конспекты уроков Учебники
5-11 класс
Биографии
Рефераты и статьи
Сокращенные произведения
Учебники on-line
Произведения 12 классов
Сочинения 11 классов
Конспекты уроков
Теория литературы
Хрестоматия
Критика

ПО, Эдгар Аллан

(1809 - 1849)

ПО, Эдгар Аллан - творчество писателя

ПО, Эдгар Аллан (Poe, Edgar Allan - 19.01.1809, Бостон, Массачусетс - 07.10.1849, Балтимор, Мэриленд) - американский писатель.

Во - классик национальной литературы, человек блестящего таланта и трагической судьбы. Его жизнь была полна резких драматических контрастов. Он родился в семье актеров странствующей труппы, талантливых и влюбленных в свое дело людей. Отец умер, когда Эдгару исполнился год, а еще через два года умерла и мать мальчика. Малого усыновили состоятельный торговец Джон Аллан и его жена Фрэнсис Кілінґ, 27-летняя красавица и умница. Она и ее сестра Анна Валентайн, «тетушка Нэнси», окружили Эдгара заботой и любовью, сердечно заботились о нем до конца его жизни. Детство будущего писателя прошло в достатке, приемные родители потакали всем его прихотям: мальчик имел своего коня, собак, кучера. Однако Джон Аллан, в отличие от своей очаровательной супруги, был человеком досадной и не раз давал понять Эдгару, что тот живет за его счет. Поэтому парень не слишком дружелюбно относился к отчиму.

В 1815 г. родители Эдгара отправились вместе с ним в Англию, где мальчика отдали в престижный лондонский пансионат. Там он учился в течение пяти лет, быстро раскрыв свои природные способности (в пять лет Эдгар уже читал, рисовал, декламировал стихи, умел ездить верхом). Школьная наука давалась ему без труда, парень много читал, особенно полюбив английскую литературу. Кроме того, он живо интересовался математикой, историей, различными отраслями биологии и естествознания, физикой и астрономией. Интерес к науке, в самых разных ее сфер По сохранил и позже, это можно заметить во многих его новеллах. Парень имел крепкое здоровье и был неутомимым участником всех игр и шалостей своих школьных друзей. Некоторые подробности обучения в пансионате писатель впоследствии рассказал в повести «Вильям Вильсон», которая имеет автобиографические черты.

В 1820 г. Аллани вернулись на родину и поселились в Ричмонде. Здесь в По появились новые друзья, с которыми он не раз отправлялся в странствия по здешним окрестностям. У него рано пробудился интерес к приключениям, ко всему неизведанному. Позже писатель вспоминал: «С какой любовью мы воскрешаем в памяти те волшебные дни детства, когда мы впервые в задумчивости склонялись над страницами «Робинзона Крузо»!.. Однако, к сожалению, дни безлюдных островов безвозвратно отошли в прошлое».

После возвращения из Англии родители устроили Эдгара в «Английскую классическую школу», которой руководил выпускник Дублинского колледжа Святой Троицы Дж. Кларк. Хотя Кларк был человеком скучным и педантичным, он сумел наладить в школе хорошо преподавания английской литературы. Это стимулировало развитие творческих способностей Эдгара (в 10-11 лет он начал писать стихи). В 13-14 лет его поэтические попытки уже приобрели определенной зрелости, причем объектами лирической рефлексии По были первые красавицы Ричмонда. Увлечение поэзией побудили юношу к уединению, некоторой замкнутости, которую его ровесники воспринимали как проявление «чудаковатости». По также интересовался различными фантастическими явлениями: иногда он проводил психологические эксперименты над собой и другими людьми. В этом проявлялась его интеллектуальное превосходство. Он уже заметно выделялся среди своих ровесников. Один из его тогдашних знакомых вспоминает: «Эдгар был очень красивым и в то же время отличался храбростью и мужеством, удивительными для такого молодого человека. Среди своих друзей он действительно был первым во всем».

Тогда же познакомился с миссис Джейн Стенард, матерью одного из младших школьных товарищей, Роберта Стенарда. Джейн была чрезвычайно красивой женщиной и, к тому же, имела весьма отзывчивую душу. Она стала музой юного По, ее образ вдохновил его на создание ряда стихотворений и новелл. Но в 1824 г. эта женщина, которая подарила поэту любовь и материнскую нежность, умерла. Миссис Стенард прожил всего 31 год, и ее смерть стала тяжелым ударом для По.

Со школы Дж. Кларка По перешел в заведение. Берка, где учился в течение двух лет (1823-1825), а затем поступил в Виргинский университет в Шарлотсвілі. Однако его университетские студии продолжались недолго, По был вынужден вернуться в Ричмонд. В это время произошла его ссора с Дж. Алланом. Обстоятельства этого конфликта окончательно не выяснены, но одной февральской ночью 1827 г. между По и его отчимом состоялся тяжелый разговор. Вероятно, в университете Эдгар увлекся азартными играми и развлечениями и задолжал определенную сумму денег, которой не мог вернуть. Во время выяснения отношений опекун, видимо, выдвинул условие: он согласится оплатить «долг чести», но Эдгар отныне должен повиноваться его воле, следовать его советам и указаниям. Юноша не захотел унять свой гонор и покинул богатую дом, в котором прошло его детство.

С тех пор начались скитания По. Он отправился в Бостон и там за свой счет издал первый сборник стихов «Тамерлан и другие стихотворения» («Tamerlane and Other Poems», 1827), которая почти не имела спроса Оставшись без денег, без крыши над головой, он попытался продолжить дело родителей - стать актером. Но в театре ему отказали. Тогда По, скрыв свой настоящий возраст, завербовался в армию и оказался в составе батареи, охранявшей вход в бостонской гавани. Следует сказать, что рядовой Эдгар А. Перри (юноша скрыл также и свою настоящую фамилию) служил весьма исправно и вскоре получил звание сержант-майора, то есть стал младшим командиром. Однако на самого По такой успешное начало военной карьеры не произвел особого впечатления, тем более, что ему еще оставалось служить три года. Стремясь освободиться от этого ига, он написал покаянное письмо к приемному отцу, в котором, между прочим, заметил: «Лучшие годы моей жизни проходят зря». По имел в виду то, что служба мешала его литературном творчестве. Джон Аллан не ответил на это послание. Едґарові снова пришлось обуздать свое самолюбие и обратиться к отчиму во второй раз. Но отчим и в дальнейшем не обращал внимания на жалобы приймака. В конце концов как-то объясниться им «помогла» трагическое событие. Умерла госпожа Аллан, Эдгар прибыл в Ричмонд, чтобы отдать последнюю дань уважения своей названной матери. Наконец и опекун согласился на увольнение Эдгара из армии и предоставил необходимую сумму для того, чтобы нанять его преемника на военную службу. Получив свободу, Эдгар снова окунулся в водоворот поэтического творчества и в декабре 1828 г. издал второй сборник: «Аль Арааф, Тамерлан и мелкие стихотворения».

В этот период По уже осознал себя поэтом и в полной мере ощутил, какая ответственность связана с таким высоким призванием. Он неутомимо работал над стихами и одновременно стремился восполнить пробелы в своих знаниях, изучая специальные сочинения по истории, философии, эстетики и естествознания. Молодой По познакомился со многими известными журналистами и литераторами Виргинии, которые заинтересовались его творчеством.

А тем временем отчим настаивал на том, чтобы завершил образование. Очевидно, питая определенные надежды, что выходили за пределы офицерской карьеры, в июне 1830 г. сдал экзамены и поступил в знаменитую военную академию Вест-Пойнт. Однако, став кадетом, он очень быстро понял, что допустил роковую ошибку. Строгий военный порядок, жесткая дисциплина, жизнь, регламентировано уставом, в котором было более трехсот параграфов, - все это невыносимо угнетало его свободолюбивую творческую натуру. Однако для того, чтобы оставить академию, требовалось согласие родителей или опекуна. Конечно, отчим снова проигнорировал письмо, в котором По умолял о разрешении покинуть Вест-Пойнт. И тогда поэт прибег к крайним мерам - начал сознательно нарушать дисциплину и вскоре предстал перед судом, который постановил «исключить кадета Эдгара А. По из академии».

После увольнения По отправился в Нью-Йорк, где издал маленький сборник «Стихи» («Poems», 1831), в которую вошли некоторые старые стихи в новой редакции. Однако долго оставаться в Нью-Йорке поэт не мог, поскольку у него совершенно не было средств. Летом 1831 г. П. вернулся в Балтимор, где нашел приют у Марии Клемм, своей тети по материнской линии. На то время в Балтиморе собрались и некоторые другие обнищавшие родственники По, в том числе - его брат Уильям, который вскоре умер от чахотки. Жили они все в Марии Клемм, страдая от невыносимых лишений, однако четыре «балтиморські» годы стали важным периодом в процессе творческого становления. И хотя написал он здесь не так много (всего три стихи и несколько рассказов), однако все это время писатель работал над собой, искал свой стиль и даже привлек внимание известного тогдашнего писателя Дж. Кеннеди, который интересовался юным талантом. В 1832 г. местный журнал организовал литературный конкурс, и получил награду за рассказ «Рукопись, найденная в бутылке». Этот успех помог По поверить в свои силы. Постепенно его талант креп, а мастерство становилась все более зрелой.

Летом 1835 г. По оставил Балтимор и переехал в Ричмонд, где вскоре получил работу в редакции журнала «Южный литературный вестник» («Southern Literary Messenger»). Редактор этого журнала Т. Байт предложил По должность своего помощника, а через некоторое время переложил на его плечи выполнение всех обязанностей, связанных с изданием «Вестника» (фактически - за мизерную плату). Так По раскрыл в себе талант журналиста, как вскоре выяснилось - одного из лучших в тогдашней Америке. Как всегда, он работал самоотверженно, несмотря на усталость, читал редакционные материалы, присланные рукописи, готовил рецензии и обзоры, которые занимали значительную часть журнальных полос. И это принесло щедрые плоды. Журнал, который до недавнего времени едва сводивший концы с концами, резко увеличил тираж. Несмотря на литературный талант, По имел безупречную интуицию, тонко чувствуя, что именно может заинтересовать, привлечь внимание читателей. Конечно, успех журнала укрепил репутацию По, но изнурительная работа забирала все силы и время, не давала возможности плодотворно заниматься литературным творчеством. А между тем, до середины 30-х pp. жизни По несколько наладилось, а литературная деятельность приобрела целенаправленного характера.

Позже не раз возвращался к журналистике, хотя так никогда и не стал владельцем частного издания. Среди изданий, которые По блестяще редактировал, были «Журнал джентльмена» (Филадельфия, 1839-1840), «Журнал Грэма» (Филадельфия, 1841-1842, тираж этого журнала, благодаря усилиям По, достиг 40 тысяч экз.); газеты «Вечернее зеркало» (Нью-Йорк, 1844-1845), «Бродвейский журнал» (1845 - 1846). Журнально-газетная работа имела определенные преимущества, обеспечивала стабильную зарплату, позволяла публиковать собственные рассказы, хотя гонорары за оригинальные произведения были ничтожными. Однако совмещать журналистику с поэзией и прозой становилось все труднее. Работа «на двух хозяев» приводила к страшного перенапряжения, нервного истощения. Это расшатывало здоровья, разрушало психику писателя. И он находил в себе силы отказаться от очередного журнала, чтобы полностью сосредоточиться на поэзии и новеллистике.

В 1836 г. По женился на юной Вирджинией Клемм, своей дальней родственницей, которую он знал еще с детства. Она была очень красивой и чем-то напоминала некоторых идеальных героинь его новелл. Поэт безумно любил свою жену, но их судьба оказалась весьма печальной. Молодую семью преследовали постоянные лишения. По часто переезжал из одного города в другой: из Ричмонда в Нью-Йорк, оттуда в Филадельфию, затем снова вернулся в Нью-Йорк. Несмотря на укрепление своего авторитета в литературных и издательских кругах, По вынужден был бороться с нищетой. При этом он никогда не унижался до того, чтобы ради денег продуцировать развлекательную журнальную писанину. Его современник, критик Н. Уиллис, писал: «По был требовательным, писал мучительно и тяжело, а его стиль слишком уж возвышался над уровнем популярного вкуса, чтобы ему хорошо платили. Он всегда страдал от бедности. Им с больной женой не хватало самых элементарных, необходимых для жизни вещей».

А те завистники, которые насмехаться над экстравагантного поведения По, едко комментировали его пристрастие к алкоголю, не замечали, да и не могли заметить того, как он, уединяясь, самоотверженно работал над текстами своих произведений. А опиумом и алкоголем По изредка пытался снять ужасное нервное напряжение, в котором пребывал постоянно.

Вирджиния имела слабое здоровье, и однажды во время пения у нее треснула сосуд, началось сильное кровотечение. В течение нескольких дней она находилась между жизнью и смертью, поэт уже мысленно похоронил жену. Она осталась жить, но подобные кровотечения случались еще несколько раз. Все это происходило перед глазами поэта, который буквально вырывал любимую из пасти смерти. Эти страшные переживания болезненно сказались на его психике. Правда, всегда были хорошие друзья, которые пытались ему помочь. Но, ухаживая за женой, которая лежала при смерти, По не оставлял ее ни на мгновение. Когда любимой стало хуже, он не мог написать даже строчки. Изнурительная для его здоровья работа начиналась позже, когда Вирджиния чувствовала себя лучше. К тому же, порой страдания были настолько невыносимы, что иногда зимой в По даже не было денег, чтобы купить дров для отопления помещения. Тогда поэту приходилось класть жене на грудь кошку, чтобы хоть как-то обогреть любимого. В январе 1847 г. Вирджиния умерла.

Ее смерть буквально потрясла писателя в тот момент, когда судьба, казалось бы, улыбнулась ему. Еще в 1839 г. в Филадельфии вышел его сборник «Гротески и арабески» («Tales of the Grotesque and Arabesque»), затем в 40-х гг. увидели свет еще три книги. По стал известным новеллистом. В январе 1845 г. в газете «Вечернее зеркало» он опубликовал своего знаменитого стихотворения «Ворон» («The Raven»), что сегодня считается одной из жемчужин мировой поэзии. А тогда «Ворон» принес автору признание и... 10 долларов гонорара (позже, когда в По пришла посмертная слава, на аукционе в 1891 г. автограф «Ворона» было продано за 225 долларов, а в 1905 г. автограф другого стихотворения, «Колокола», - за 2100 долларов). Во второй половине 40-х pp. П. считали одним из величайших поэтов Америки, его творчество весьма благосклонно оценил и тогдашний нью-йоркский «бомонд». Но в то же время По не раз становился жертвой злостных недоброжелателей и завистников. В По был слишком неординарный характер. Будучи человеком горячим и искренним, он не признавал компромиссов, когда речь шла о литературные дела, откровенно высказывал свои мысли, которые, конечно, не всем нравились. Периоды лихорадочной активности в его жизни иногда сменялись тяжелыми депрессиями.

Смерть По породила много вопросов, на которые и до сих пор нет окончательного ответа. В сентябре 1849 г. он с большим успехом читал в Ричмонде лекцию «О поэтический принцип» и выехал из города, имея в кармане 1500 долларов. Что произошло потом - неизвестно. Возможно, он опьянел от принятых наркотиков или его усыпили грабители, но вскоре нашли в одной из таверн в тяжелом, болезненном состоянии. Поэта привезли в больницу в Балтиморе, где он вскоре и умер. Жизни П. было богатым на тайны, легенды, выдумки и невыясненные моменты. Спорят и о том, что же было причиной ранней смерти поэта. Наверное, можно согласиться с исследователем его творчества Ю. Ковалевым, который пишет: «Неужели так уж важно, от какой болезни умер, когда причины, которые породили саму болезнь, а следовательно, и общие причины его преждевременной гибели, являются очевидными. Он погиб от усталости, от отчаяния, от ужасного перенапряжения духовных сил, от нервного и психического истощения, от беспросветной нищеты, с которым тщетно боролся на протяжении всей жизни».

По был одним из первых в США профессиональных критиков. Он не только анализировал произведения своих коллег, но и стремился также познать закономерности собственного творческого процесса, сформулировать некоторые общие выводы, касающиеся различных жанров литературы. Главными объектами его внимания были писательское мастерство, стиль, конкретные приемы, с помощью которых литератор может эффективно воздействовать на читателя. Мышление По было логичным, последовательным, он избегал абстрактного рассуждения. В статье о сборнике Н. Готорна «Истории, рассказанные дважды» он не ограничивается рассмотрением новелл, вошедших в эту книгу, а обосновывает ряд эстетических требований к малой прозы. По считал, что жанр новеллы предоставляет наилучшие возможности для реализации литературного таланта. Новелла должна отличаться целостностью впечатления, вызвать точно рассчитан эмоциональный эффект. Понятие «эффекта» - одно из ведущих в эстетике По. Все компоненты новеллы должны гармонично согласовываться с авторским замыслом; лишние риторические украшения, необязательные подробности подлежат сокращению. Цель рассказа - Правда с большой буквы. Главные его качества - лаконизм, но не чрезмерный; концентрация действия; целеустремленность в достижении определенной цели.

Взгляды на поэзию особенно основательно изложены в таких статьях, как «Основы веришь», «Поэтический принцип», «Философия творчества» и др. Взгляды П. являются достаточно оригинальными, хотя он учитывает и вклад своих любимцев, европейских романтиков, таких как Дж. Н. Г. Байрон, П. Б. Шелли, Дж. Китс, а также теоретические работы С. Т. Колріджата немецкого философа и эстетика Ф. Шлеґеля. Сферой поэзии По считал Прекрасное, целью - доставлять читателю удовольствие, а не раскрывать истину. Если роман содержит зримые, прозрачные образы, конкретные идеи, то стихи наполняют душу смутными ощущениями и настроениями. А для этого они нуждаются в музыке, гармонии. Стихи не могут быть слишком длинными или дидактическими. Идеологическая «ориентированность» может им только навредить. Поэзия бытует в мире красоты, она влияет не на разум, а на душу - прежде всего, средствами ритма, метрики, благозвучия, яркости красок и ощущений. Как настоящий романтик, По считал, что поэзия позволяет постичь красоту потустороннего мира, нечто запредельное и божественное. В этом постижении может помочь музыка, в которой общие корни с поэзией. Вот почему По особенно высоко ценил бардов и миннезингеров. Если сферой поэзии есть возвышенные, одухотворенные чувства, то бытовых, тривиальных явлений нужно избегать. Юмор и ирония уместны в прозе, не имеют ничего общего со стихами. Господствующее настроение в поэзии - грусть, «приятная печаль», «истома», характерные для романтического мироощущения, для стихов Байрона, А. де Ламартіна, Т. Мура.

Но какие бы изощренные эмоциональные модуляции не передавал поэт, сам процесс создания стихотворения - дело, в котором все математически точно рассчитано, взвешено, продумано. Это - следствие целенаправленной работы ума, а не продукт некоего мистического озарения, что вдохновило поэта на создание шедевра. Это ведущая мысль известной работы По «Философия творчества» («The Philosophy of Composition», 1846). В этом произведении писатель «анатомує» процесс написания своего знаменитого «Ворона», рассказывает, из каких последовательных этапов состояла эта работа. Сначала поэт решает, каким будет объем произведения, какое настроение будет царить в нем. Автор обдумывает вопрос о рефрен, интонацию, о вариации размера, место действия. Но віршеві мешает определенная жесткость, глевкуватість; в нем должно быть подводное течение, аллюзии, которые придают произведению глубины и значимости.

По писал о содержании своих стихов как о «чрезвычайно хрупкие грезы», которые порождает «скорее душа, чем разум». У них «грани реальности совпадают с границами царства снов». Они похожи на «тени теней», но способны довести до «экстаза». Нередко романтики не заботились о форме, писали пространно, много и высокопарно. А вот в По «эфемерность», изящная хрупкость содержания, погружение в марево снов сочетается с логичностью формы.

По работал в разных жанрах, но прежде всего считал себя поэтом, хотя и оставил довольно небольшое наследство - лишь чуть более пяти десятков стихотворений. Но, наряду с этим, он очень тщательно работал над своими поэтическими произведениями, постоянно обновлял и редактировал их. Стихотворение «Колокола» в первой редакции имел 17 строк, а в окончательной - 113. В стихах 20 По менял названия, в пяти делал это дважды.

В ранних стихах, написанных в конце 20-х pp., еще заметны черты епігонського подражания. Но вскоре поэт пошел собственным путем, а ряд его стихотворений («Ізрафель», «Эльдорадо», «Улалюм», «Ворон» и др.) получили статус «хрестоматийных». Обычно его стихи не имеют определенного сюжета, построенные на нюансах, настроениях, благозвучию слов. Как заметил один из критиков, в поэзии По существенным является не «значение», а «эффект». Как и у большинства романтиков, огромную роль играет символика. Ведущие мотивы - мотивы красоты, любви и, особенно, смерти. Последнюю поэт часто упоминает в своих стихах. Впрочем, вряд ли это можно считать простой данью романтической традиции - ведь в течение своей короткой жизни По не раз терял близких, дорогих ему людей.

В известном сонете «К науке» По противопоставляет окружающий мир с его естественностью науке, которая является для поэта олицетворением «ума». А ум является врагом красоты, наедине с которой поэт достигает гармонии:

Наука! Настоящая дочь давности!

Все меняет твоя беспощадная сила,

Певца пытает, рвет вдохновения и сны,

Языков гриф, кому скучная реальность - крылья.

(Пер. Д. Павлычко)

В стихотворении «Ізрафель» По обращается к традиционной для романтизма темы поэта, его творческих порывов. Ізрафель - поэт-ангел, «божественный певец», «светоч неземной», олицетворение идеального художника, который находит путь к человеческим сердцам благодаря гармоничному сочетанию стихов и мелодии. В «Эльдорадо» поэтически изображена исконная страна несбыточных мечтаний. Возвышенное любви к прекрасной женщины сильнее смерти («Аннабель Ли»). Таинственный диалог поэта, который пришел на могилу любимой, - тема стихотворения «Улалюм».

Стихотворение «Колокола» («The Bells»), в котором поэт сумел достичь редкой звуковой выразительности, основанной на мотиве колоколов, которые сопровождают людей во время решающих моментов в их судьбах: это рождение человека, свадьба, стихийное бедствие - пожар, наконец, похороны. По охотно экспериментировал, использовал вариации размеров, внутреннее рифмовки, звукоподражания, прибегал к сложным, оригинальных четверостиший. «Главное» слово этого стиха - «колокола» (bells) - постоянно повторяется и каждый раз предстает в новом смысловом контексте:

Слушай над санками звон -

Серебряный звон!

Сколько смеха, сколько радости он рассыпает!

Как он несется, несется, несется

В звонкую морозную ночь!

Светлых звездочек іскрини

Переблискують неустанно

Множеством веселых глаз.

(Здесь и далее пер. А. Онишка)

С особой рельефностью своеобразие поэтики и стилистики По оказалась в «Вороне». Подчинив всю структуру стихотворения, в котором взвешено каждое слово, созданию потрясающего эффекта, поэт уверенно достиг своей цели. Английская поэтесса Е. Б. Баррет гласила: «Ворон» стал настоящей сенсацией... Мои друзья очарованы музыкой этого стиха... Я слышала, что Nevermore преследует людей как призрак». Как всегда, поражает не столько содержание - впрочем, достаточно оригинальный: в келье поэта, который потерял свою возлюбленную, появляется странный птица, - а то, как все это подано. Стихотворение состоит из 18 строф, каждая из которых имеет шесть строк, причем два последние играют роль рефрен. Звукопис усиливается благодаря внутреннему римуванню и алітераціям. Причудливый гость-ворон представляется символом самой роковой судьбы. С приближением к финалу атмосфера произведения становится все гнітючішою и мрачнее. Каждая строфа в оригинале заканчивается своеобразным заключительным аккордом - словом «nevermore» («даром»).

И маячит перед глазами

черный Ворон, черный Ворон

На Паллады белом бюсте,

душа в отчаянии трима.-

И подобный взгляд имеет

только демон, что дремлет,

Свет лампы отличает

тень, чорнішу, чем Тьма,

И душу вызволить из тени,

черной, словно Тьма,

Не спромога уже - зря!

Однако, как бы не увлекался По поэзией, она не могла удовлетворить всех его раВНОобразных художественных интересов. Поэтому основную часть его творческого наследия составляет проза. Кроме литературно-критических статей, эссе, философского трактата «Эврика», он написал примерно семьдесят новелл. Вместе с В. Ірвінґом и Н. Готорном По был основателем американской романтической новеллы. Именно он предоставил ей завершенности, обнаружил ее жанровые раВНОвидности, подчеркнул ту самобытность, благодаря которой она стала действительно национальным литературным жанром США.

В становлении По-прозаика особенно важным был ранний этап - 1830-е гг., когда он отдал должное гротескные, а также пародіюванню некоторых популярных в то время литературных жанров, в частности «рассказов ужасов», манеры немецких романтиков, затасканных штампов «готики». В таком ракурсе написаны новеллы «Метценгерштейн» (сначала она даже имела подзаголовок «Подражание немецкому»), «Герцог де л'Омлет», «Без дыхания», «Мистификация» и др. Автор так объяснял своеобразие этих произведений: «Бессмыслица, доведенное до гротеска; страшное с оттенком ужасного; остроумие на грани бурлеска».

В новеллах, созданных в 40-х pp., которые принесли По мировую славу, он демонстрирует раВНОобразие проблематики и стилевых приемов, неисчерпаемую фантазию в создании сногсшибательных сюжетов. С жанрово-тематической точки зрения эти новеллы можно разделить на несколько групп.

Ряд новелл можно классифицировать как психологические, хотя в одной из них нет психологизма в «чистом виде» (да и сама систематизация по следующим признакам, в какой-то мере, является условным). Среди этой группы произведений выделяется одна из самых знаменитых и, одновременно, сложных по замыслу новелл - «Крах дома Ашерів» («Тнт Fall of the House of Usher», 1839). Герой-рассказчик навещает своего давнего друга Родерика Ашера в его родовом имении, который производит достаточно гнетущее впечатление: мрачные стены, равнодушные и холодные окна, бледные стволы мертвых деревьев. Как замечает рассказчик, от «всего этого становилось невыносимо тяжело на душе». Хозяин поместья Родерик пораженный какой-то таинственной болезнью, главным симптомом которой является страх перед жизнью. Родерик развлекает своего гостя странными музыкальными и литературными импровизациями, которые свидетельствуют о его тяга ко всему неординарному и причудливого. Так же болеет и сестра-близняшка Родерика, Маделайн, - эфемерное, загадочное существо. Однажды, когда Маделайн потеряла сознание, все решили, что она померла. ее похоронили в фамильном склепе в подвале дома. Через некоторое время жителей усадьбы неожиданно захватывает страшная буря. Родерик находится в тяжелом, излишне возбужденном нервном состоянии; герой-рассказчик вслух читает ему отрывки из старинного рыцарского романа, в котором отдельные страшные эпизоды совпадают с ужасными звуками, которые доносятся снаружи. Появляется Маделайн, завернутая в саван; оказывается, ее похоронили заживо и она буквально восстала из гроба. Маделайн и Родерик падают в объятия друг другу и умирают. Рассказчик, охваченный ужасом, убегает из дома и, оглянувшись, видит, как он медленно погружается в озерную глубь...

Однако дело не только в деталях этого причудливого сюжета, в котором реальность перетекает в фантастику, а в общей атмосфере усиления ужаса, отчаяния, того психологического впечатление, которое новелла производит на читателя. Ее идея не предоставляется для простой, прямолинейной интерпретации, а символические значения многих образов и эпизодов давали критикам основания для различного толкования этого произведения. Важную роль в новелле играет также характерный для писателя мотив «ужаса души». Он будет появляться и в других произведениях По, который имел особое пристрастие к изображению страшных, трагических событий. Его, например, очень интересовало захоронения тех, кто на самом деле был живым; этой теме посвящены новеллы «Заживо погребенные», «Береника», «Без дыхания». Как и в стихах, По привлекают образы идеальных, благородных женщин; именно такие героини действуют в его новеллах «Морелла», «Элеонора», «Лігейя».

Вообще же стоит заметить, что провести грань между психологическими и «страшными» новеллами По очень непросто. Писателя всегда интересовали состояние и поведение человека в экстремальных ситуациях, нередко - «за пределами» устоявшихся представлений о жизни и смерти. В «Вильяме Вільсоні» По развил чрезвычайно важен для романтизма мотив двойника. Героя, который мечется разными городами - Парижем, Римом, Веной, постоянно преследует его двойник, избавиться от которого невозможно. В новелле «Колодец и маятник» фиксируется состояние человека в ожидании жестоких пыток и смерти. Сцены ужасов, физических и душевных страданий составляют наративное фон в таких известных новеллах, как «Маска Красной Смерти», «ДіжкаАмонтільядо», «Черный кот». Писатель увлекается изображением болезненных, иррациональных состояний души. С течением времени выяснилось, что, обладая редкой интуицией, сгущая краски и прибегая к фантастике, сумел предсказать некоторые выводы современной психиатрии и парапсихологии.

Кроме того, По фактически был основателем детективного жанра, создав ряд его классических образцов. В трех известных новеллах По - «Убийство на улице Море», «Тайна Мари Роже» и «Похищенное письмо» действует «сквозная» фигура - С. Огюст Дюпен, созданный воображением писателя. Дюпен - не полицейский, не детектив, а любитель, который непосредственно не принимает участия в расследовании преступления, однако помогает его раскрыть благодаря неумолимой логичности, аналитичности своего ума. Дюпен точно оценивает все обстоятельства преступления, его характер, причины, умозрительно выслеживая преступника. Дюпен - предшественник таких образов мирового детектива, как Шерлок Холмс (А. Конан Дойля) и инспектор Метре (в Ж. Сименона).

Обычно детективные рассказы По начинаются с изложения факта преступления, а потом автор прибегает к «ретроспекцій», экскурсов в прошлое, постепенно восстанавливая все обстоятельства преступления, подавая вещественные доказательства и т. д. В частности, такая структура присуща его новелле «Тайна Мари Роже» (The Mystery of Marie Roget»), сюжет которой основан на реальных событиях, случившихся в Нью-Йорке. Правда, действие новеллы происходит в Париже. Молодая красивая женщина Мари Роже покидает дом своей матери, сообщив, что на один день отправляется погостить к своей тетушке. Через четыре дня ее труп со следами насилия выловили из Сены. Парижская полиция не способна найти преступника. Тогда префект обращается к Дюпена и предлагает ему вознаграждение за помощь в этом деле. Сначала выясняется беспочвенность подозрений, что упали на Сент-Есташа - влюбленного в Мари Роже юношу, который после ее смерти наложил на себя руки. С помощью логических рассуждений Дюпен доказывает, что и другой ее любовник, Бове, также не виноват в убийстве. Затем он отвергает и газетную версию о том, что в реке нашли труп не Мари Роже, а другой женщины. Проанализировав все известные факты, Дюпен пришел к выводу, что Мари Роже убил какой-то ее тайный поклонник, который сбросил труп с лодки в Сену, сошел на берег, а тогда отпустил лодку плыть по течению. Это предположение, в конце концов, и помогло найти преступника, хотя в новелле конкретно не сказано, как это произошло и кто им оказался.

Вообще По в своих новеллах активно применяет мотив недосказанности некоторых деталей и эпизодов, полагаясь на воображение и фантазию читателей. В «Похищенном письме» содержание письма остается неизвестным; в «Убийстве на улице Морг» можно, основываясь на Дюпенових предположениях, только представить конкретные подробности нападения, во время которого разъяренный орангутанг убил мадам Д'Еспане и ее дочь. Много общего с Дюпеном имеет и Уильям Легран, захудалый джентльмен иВНОвеллы «Золотой жук» («The Gold Bug»), которую сам считал своим лучшим рассказом. Живя отшельником вместе со своим слугой - негром Юпитером, Легран как-то поймал чудовищного, неизвестного науке золотого жука, на спинке которого проступали очертания черепа и костей. С помощью жука главный герой новеллы находит дерево с загадочным криптограмою и расшифровывает ее. Процесс расшифровки - это настоящая «интеллектуальное приключение», которая является залогом оригинальности новеллы. Разгадка помогла Леґранові отыскать место, где был закопан клад главаря пиратов, капитана Кідца - сундук с золотыми и серебряными монетами, с бриллиантами и другими драгоценностями, благодаря которым герой новеллы разбогател и получил достойное положение в обществе.

Особую группу среди произведений По составляют приключенческие новеллы. Среди них выделяется ранняя повесть «Необыкновенные приключения некоего Ганса Пфааля»(«The Unparalleled Adventures of One Hans Pfaal», 1835), действие которой, окрашенная юмором и иронией, происходит в Роттердаме. Как-то жители города становятся свидетелями неординарного события: в небе над ними появляется предмет, имеющий форму «блазенського колпака», из которого какой-то незнакомец сбрасывает письма, адресованного губернатору Супербусу ван Ундердунові. Письмо отправил с Луны некий Ганс Пфааль, ремесленник, который исчез из Роттердама пять лет назад. В письме говорится о том, как, оказавшись в тяжелой материальной нужде, затравленный кредиторами, Пфааль решился на рискованный шаг, решив оставить этот мир. Сложив немного деньжат, проштудировав соответствующие научные труды, он самостоятельно смастерил воздушный шар и тайком отправился прочь из Роттердама. В письме подается тщательный, (в форме дневника) отчет о полете, в результате которого Пфааль оказался на Луне. В этой повести По полноте оказались привлекательные черты его творческой манеры. Писатель увлекает читателя «силой подробностей». Фантастический сюжет сочетается с конкретными деталями, касающиеся изготовления и оборудования воздушного шара, особенностей навигации, ощущений человека, которая парит высоко над Землей. По создает ощущение документальности того, о чем он пишет. Воздухоплавательная тематика является ведущей и в новелле «История с воздушным шаром», в которой говорится о перелете через Атлантический океан.

Писатель взял за основу конкретные свидетельства путешественников и в «Повести о приключениях Артура Гордона Пима» (1838): рассказ о корабельную путешествие в дальние страны изложена в форме дневника, оживленного яркими художественными описаниями. Этот и другие произведения (например, «Дневник Джулиуса Родмена») в значительной степени определили принципы того направления в современной литературе, который сегодня называют научной фантастикой.

Хотя у себя на родине По жизни не оценили по достоинству, однако он стал первым американским национальным мастером слова, чье влияние на мировую литературу оказался раВНОобразным и глубоким. Его международная слава началась с Франции, где в 1845 г. были напечатаны две его новеллы («Золотой жук» и «Похищенное письмо»). Примерно тогда же увлекся произведениями По Ш. Бодлер, его ярый поклонник и пропагандист. Он опроверг легенду о «пьяного поэта», разглядев в По редко острый ум и «непогамовну любовь к Прекрасному». Эти мысли Бодлер изложил в своем труде «Эдгар По. Жизнь и творчество» (1856). Он писал, что «Соединенные Штаты были для По лишь громадной тюрьмой, по которой он лихорадочно метался как существо, рожденное дышать в мире с более чистым воздухом». Бодлер, который чувствовал внутреннее родство с П., опубликовал томик своих переводов американского поэта. На рубеже веков, не без влияния Бодлера, среди французских символистов предстал настоящий культ По-новеллиста и особенно автора «Ворона»: среди его горячих поклонников были С. Малларме и П. Верлен. а чуть позже - Г. Аполлинер и П. Валери. Если критики в США писали о своего соотечественника довольно снисходительно, то во Франции его воспринимали как классика, достойного стать рядом с О. де Бальзаком, Ч. Диккенсом или Ф. Достоевским.

Влияние По заметен и в английской литературе, прежде всего в творчестве символистов (А. Вайлд) и неоромантиків (Р.Л. Стивенсон). Он стимулировал развитие научно-фантастического жанра, с его опыта плодотворно воспользовались Жюль Берн и Г. Веллс. Жюль Берн даже дописал историю главного героя «Повести о приключениях Артура Гордона Пима» в своем романе «Ледяной сфинкс».

Поэт редкого музыкального чутья и мелодичности, По не случайно стал объектом пристального внимания композиторов. Среди них прежде всего следует упомянуть К. Дебюсси, М. Равеля, С. Рахманинова и С. Прокофьева. Дебюсси признавался, что его буквально «преследуют» волшебные шедевры По, затем он предложил музыкальную интерпретацию новеллы «Крах дома Ашерів». А в 1908 г. Дебюсси выступил в нью-йоркской «Метрополитен-опере» с серией музыкальных произведений, написанных по мотивам произведений По. Исключительной популярностью пользуется музыкальная поэма для хора и солистов «Колокола», которую создал Рахманинов на слова американского поэта.

Новеллы По украинском языке впервые вышли в переводе П. Карманского, а в 30-х pp. XX в. их переводили Бы. Ткаченко и М. Иогансен, впоследствии - Ю. Лисняк, М. Габлевич, О. Мокровольський, Г. Доценко, В. Вишневый, А. Фешовец, Л. Маевская, В. Шовкун. Поэтическое наследие в раВНОе время переводили П. Грабовский, С. Гординский, Г. Иогансен, Г. Кочур, М. Тупайло, Есть. Крижевич, М. Стриха, Есть. Кононенко и др. Значительную часть поэтического наследия перевел А. Онишко (в его составлении вышла книга «Эльдорадо», куда вошли переводы всех поэтических текстов.



Б. Гіленсон