ВНО 2016 Школьные сочинения Каталог авторов Сокращенные произведения Конспекты уроков Учебники
5-11 класс
Биографии
Рефераты и статьи
Сокращенные произведения
Учебники on-line
Произведения 12 классов
Сочинения 11 классов
Конспекты уроков
Теория литературы
Хрестоматия
Критика

Красота и искренность человеческих чувств в лирике Петрарки

Как странно осознавать, что каждая эпоха не была величественной сама по себе. Это величие создавали люди. И именно их вклад в историю и составлял эпоху. А людям, малым или большим, свойственно в чем-то ошибаться, в чем-то переконуватися.Тільки так появляются нетрадиционные решения, только так вершатся великие дела. Видимо, по-другому не бывает. Ведь мир гармонии одновременно является и миром противоречий. И этот мир накладывает свой отпечаток на человека, однако каждый век имеет своих гениев, иногда их имена остаются в забвении, а иногда звездно сияют на небосклоне еще многим и многим поколениям. Таким является имя Франческо Петрарки, который считается первым писателем эпохи Возрождения.

Основой этой знаменательной эпохи стало творчество Данте. А поскольку Петрарка освещал общие исторические противоречия, которые характеризовали средневековую Италию в целом, то именно это и определило его ведущую роль в формировании новой, национальной культуры итальянского Возрождения.

Я думаю, что роль Петрарки определяется еще и тем, что он стал первым великим ученым-гуманистом, и именно поэтому утвердился как первый великий лирик итальянского Возрождения. Его фигура олицетворяла реальное воплощение нового писателя и новый тип взаимоотношений человека и общества.

Что помогло Петрарці полностью посвятить себя светской культуре европейского гуманизма? Парадоксально, но именно принятие духовного сана. Ведь этот факт позволил ему входить в различные общественные круги и видеть жизнь различных слоев. Вскоре к нему пришла слава лучшего лирика современности.

Духовный сан не помешал Франческо Петрарці полюбить женщину, которую в апреле тысяча триста двадцать седьмого года он встретил в церкви святой Клары. Кто она? Об этом, наверное, мы никогда не узнаем. Но она существовала, и Петрарка действительно любил ее. Даже после смерти Лауры это любовь не покинуло поэта:

Лет трижды семь должен был гореть я,

Амуров раб, ликуя на костре.

Она ушла,- я дух вознес горе.

Продлится ль плач за грань десятилетья? Что помогло Петрарці создавать свои шедевры, полные искренности и простоты? Возможно, влияние античной литературы, которая прославляла все положительные человеческие качества. А может, такова была его натура - уважать дружбу, хранить верность любви. И что самое важное, он никогда не терял друзей. А это уже больше чем удача, это - божий дар.

В многих семьях он был не просто капелланом, он был другом. Об этом свидетельствует переписка поэта. Но в то же время Петрарка уважал и часы одиночества. Одиночество было его естественным состоянием, возможностью почувствовать внутреннюю свободу. А свобода была для него еще и возможностью свободно относиться к навклишнього мира.

Вот мысли к мысли, от горы к другой нехоженными я иду путями: душа когда-то отдохнуть должна над тихой пустынною рекой или в долине меж двумя горами...

Итак, красота и искренность человеческих чувств - это не просто ведущая мысль лирики Петрарки. Это мировоззрение свободного человека.

Даже в первом своем стихотворении Франческо Петрарка на первый план ставит искренность человеческих чувств. Это произведение было посмертной посвящением его матери, где автор поклялся ей в вечной памяти и вечной любви.

Но наиболее полно раскрываются человеческие чувства в произведениях «Книги песен». Это своеобразная поэтическая исповедь зрелого человека. Тема «Книги песен» - юношеская любовь, высокое, чистое, но робкое и безответная. Автор надеется на понимание читателя, надеется вызвать сочувствие.

Автор и герой в «Книге песен» объединенные слиянием лирического «я», хотя между ними существует определенное расстояние. Для восприятия «Книги песен» это расстояние необходимо, ведь Петрарка вспоминает бывшую любовь. «Книга песен» - это книга воспоминаний, датированных самим автором, поэтому произведения и пронизаны легкой грустью:

«Меня Любовь томила двадцать лет,

но я был бодр в огне и весел в болы;

когда же мадонна ушла из юдоли -

десятый час душе покоя нет».

Но ни Лаура, ни любви Петрарки не знают развития. Время движется мимо них, и любовь не имеет истории. Образ Лауры является новаторским в литературе того времени, ведь автор изобразил живую реальную женщину. И основным в освещении ее образа не стали бытовые детали, потому что Лаура раскрывается через внутренний мир поэта, через восприятие им окружающей действительности.

Родник журчит, звенит листвою ветка,

Я слышу голос госпожи моей,

И эй лесная птица подражает.

Красота и искренность человеческих чувств в лирике Петрарки достигается еще и близостью к народным средневековых песен. Используя их язык, сравнения, метафоры, Петрарка воссоздал обраВНОвых взаимоотношений человека и окружающего, земного мира, человека и природы.

Благословен день, месяц, лето, час

И миг, когда мой взор то очи встретил!

Благословен тот край и дол тот светел,

Где пленником я стал прекрасных глаз.

Изображая свою тоску, Петрарка часто переносил ее на природу, и тогда его внутренний мир, как и мир Лауры, становился частью природы и приобретал чрезвычайной пластики.

Уж хмурый воздух с въедливым туманом,

Клубящийся под набежавшим ветром,

Вот-вот готов заморосить дождем,

Уже кругом кристаллом стали реки,

И вместо злаков, покрывавших долы,

Куда ни глянь - лишь изморозь да лед.

В произведениях Петрарки полностью отсутствует средневековый аскетизм, а внутренний конфликт чувств не перерастает в конфликт с действительностью, ибо поэт оценивает и жизнь, и собственные ощущения с точки зрения земного человека.

«Книга песен» - первая в истории европейской поэзии сборник, где обусловлено внутреннее единство лирических произведений. Каждый сонет можно рассматривать и как отдельное произведение, и как часть одной большой целостности, полной нового понимания любви, природы и общества, характерного для нового человека Возрождения.