|
ПЛАТОНОВ, Андрей Платонович
(1899 - 1951)
ПЛАТОНОВ, Андрей Платонович - творчество писателя
ПЛАТОНОВ, Андрей Платонович (Платонов, Андрей Платонович, автонім: Климентов - 20.08. 1899, Ямская слобода, на окраине Воронежа - 05.01.1951, Москва) - российский писатель.
Родился в многодетной семье слесаря-желеВНОдорожника. Закончил несколько классов церковно-приходской и городской школ. Семья очень бедствовала, Андрей был самым старшим среди десяти детей, поэтому с четырнадцати лет вынужден был работать посыльным страхового агентства «Россия». С 1917 г. Платонов - рабочий литейного цеха вагоноремонтного завода, затем - ученик желеВНОдорожного политехникума, електрифікатор, мелиоратор, профсоюзный работник. В 1918 г. Платонов поступил в желеВНОдорожный техникум, а в следующем году устроился журналистом в Новохоперську (в течение двух лет написал более 200 статей, посвященных различным вопросам общественно-общественной жизни).
На это время приходится начало литературной деятельности Платонова. Он выступал как поэт, публицист, критик, прозаик. В воронежских газетах и журналах появляются статьи, посвященные сложным социально-философским вопросом, первые рассказы. В 1921 г. вышла в свет и его публицистическая книга «Электрификация» («Электрификация»).
В 1920 г. Платонов стал делегатом первого Всероссийского съезда пролетарских писателей, где представлял Воронежскую писательскую организацию. В течение 1921-1922 pp. Платонов работал председателем Чрезвычайной комиссии по борьбе с засухой в Воронежской губернии. Поэтический сборник «Голубая глубина» («Голубая глубина») и ряд фантастических рассказов: «Маркун» («Маркуй»), «Потомки солнца» («Потомки солнца»), «Рассказ о многих интересных вещей» («Рассказ о многих интересных вещах»), которые появились в 1922 p., передавая дыхание эпохи, увлечение грандиозными проектами планетарных изменений на основе научно-технических достижений и новых социальных ученик, однако, еще не давали оснований говорить о творчестве Платонова как о заметном явлении в русской литературе.
После окончания в 1924 г. техникума Платонов некоторое время (до 1926 г.) работал губернским меліоратором, возглавлял работу по электрификации сельского хозяйства. Платонов чрезвычайно увлекался строительством и одновременно настойчиво продолжал заниматься литературой: публиковал публицистические статьи, рассказы и стихи в местной прессе. В публицистике тех лет Платонов выступает как мечтатель-максималист, борец со стихийными силами в природе и жизни. Вместе с тем, напряженные философско-этические искания Платонова тех лет (на его формирование оказали влияние философские идеи О. Богданова, К. Циолковского, Г. Федорова, В. Розанова) не позволили ему раствориться в обезличенном потоке пролетарской литературы. В 1926 г. вышли в свет повести Платонова «Лунная бомба» («Лунная бомба») и «Эфирный тракт» («Эфирный тракт»), в которых вера в технический прогресс сочетается с утопическим идеализмом ремесленника-изобретателя.
В 1926 г. Платонова избрали в состав ЦК Союза сельского хозяйства и лесных работ, и, оставив службу в Воронеже, он вместе с женой, Машей Кашинцевою, переехал в Москву. Но его работа в ГК сельского хозяйства не складывалась как следует, поэтому, проработав три месяца в Тамбове заведующим отделом мелиорации, Платонов снова, теперь уже окончательно, поселился в Москве и перешел на литературную работу, сотрудничая с московскими журналами «Красная новь», «Новый мир», «Октябрь», «Молодая гвардия». В те годы он написал две повести - «Эфирный тракт « и «Єпіфанські шлюзы «.
Повесть «Єпіфанські шлюзы»(«Епифанские шлюзы», 1927), которая стала своеобразным литературным «дебютом» Платонова в роли теперь уже профессионального писателя, посвящена реформаторской деятельности Петра i: в основу произведения положены реальные исторические факты. В 1699-1704 гг предпринимались попытки создания канала между Волгой и Доном. Исполнителем проекта был английский «мастер корабельных дел» капитан Перри. Через начало Северной войны строительство канала было приостановлено, а Перри вернулся домой. Ход сюжета повести подчинен жестокой логике реальности победы над мечтой. Невеста Перри сообщает ему о своей свадьбе с другим; проект, в работе над которым полностью посвящает себя инженер, на практике оказывается неосуществленным - в шлюзах недостаточный уровень воды; крепостные бегут по строительству. Реализация проекта заканчивается казнью Перри.
В этот период, по словам Н. Болот, «начинает выкристаллизовываться поэтика Платонова: прямолинейность в выражении идеи уступает место двойной авторской позиции; направленность в будущее меняется поисками глубинного смысла жизни - «вещества существования»; герои - одинокие изобретатели, путешественники, чудаки, склонны к философии. Складывается и неповторимая речевая фактура: стиль мастера основывается на поэтических приемах и словотворчому механизме языка, выявляет скрытое, первоначальное значение слова. Увиразнювальна «косноязычие» Платонова была беспрецедентной в российской литературе, частично опираясь на традиции символизма, а также усваивая опыт авангарда и газетную лексику своего времени». Новая поэтика нашла свое выражение в повестях «Ямская слобода» («Ямская слобода», 1927), где на фоне жизни одной слободки автору удалось показать процесс разложения эгоистических индивидуальностей и рождения людей новой, социалистической, формации; «Город Градов» («Город Градов», 1928) - сатира на советскую бюрократию; «Сокровенная человек» («Сокровенный человек», 1928) главный герой которой Фома Пухов, простой рабочий, который всем сердцем стремился служить революции, в определенный момент засомневался в правильности выбора своего жизненного пути, и поэтому отправляется в путешествие по стране, чтобы найти логическое объяснение действительности, но вместо какого-либо смысла обретает социальный абсурд. В сатирической утопии-памфлете «Антисексус» («Антисексус», 1928) высмеивается идея отказа от плотской любви ради общественной деятельности, а также документально-монтажная литература «левых» писателей.
В 20-30-х pp. Платонов написал также значительное количество рассказов, среди которых выделяются «Луговые мастера» («Луговые мастера»), «Отчаявшийся Ма-кар» («Усомнившийся Макар»), «Ночным небом» («Оценочным небом»), «Родина электричества» («Родина электричества»), «В прекрасном и современном мире» («В прекрасном и яростном мире»), «Такыр»(«Такыр»), «Третий сын» («Третий сын»), «Мусорный ветер»(«Мусорный ветер»), «Фро «(«Фро»), «Июльская гроза «(«Июльская гроза»), «Железная баба «(«Железная баба»). После публикации очерка «Че-Че-О»(«Че-Че-О», 1927) и, особенно, рассказ «Отчаявшийся Макар»(1929), которое с негативным отзывом прочитал. Сталин, на автора посыпались обвинения со стороны советской критики в анархо-индивидуализме. Платонова перестали печатать, не помогло даже обращение за помощью к Максиму Горькому. Осенью 1929 г. по заданию Наркомата земледелия П. отправился в поездки по совхозам и колхозам Средней России. Впечатления от этих поездок Платонов изложил в повестях «Происхождение мастера» («Происхождение мастера», 1929), произведении, который позже станет своеобраВНОй экспозицией к «Чевенгура»и «впрок» («Впрок», 1931), где иронически описал коллективизацию. Последнее произведение резко осудил Сталин, что повлекло новую волну идеологического травли Платонова. В партийной критике повесть назвали клеветой на «нового человека» и «генеральную линию» партии, что заставило Платонова отправить письма центральных газет с признанием своих идейных «ошибок», хотя его «извинения» так и осталось незамеченным. В атмосфере полной изоляции Платонов написал трагедию «14 Красных Избушек» (В 14 Красных Избушек», 1931) - о голоде в российской провинции, что стало следствием сталинского «великого перелома» 1929 г.
С 1931 до 1935 г. Платонов работал старшим инженером-конструктором в Республиканском тресте по изготовлению мер и весов. в 1934 г. вместе с группой писателей побывал в Туркменистане. Значительными художественными достижениями прозы Платонова тех лет стали повести «Джан»(«Джан», 1934), главный герой которой Назар Чагатаєв спасает народ джан - сирот, жертв бессмысленной перестройки мира, - выводя его из мертвой пустыни, и «Река Потудань»(«Река Потудань», 1937): рассказ о любви красноармейца Никиты и учительницы Любы. Идея произведения - воспитание чувств, высокая ответственность одного человека перед другим. В 1938 г. был арестован 15-летний сын Платонова, которого обвинили в антисоветской агитации. Освобожден он был лишь в 1941 г. стараниями М. Шолохова (в то время депутата Верховного Совета СССР), но вскоре умер от чахотки, на которые заболел в лагере. Смерть сына больно угнетала писателя во все последующие годы его жизни.
Лишь в конце 80-х гг. вышли в свет выдающиеся произведения Платонова, написанные на рубеже 20-30-х pp.: «Чевенгур» («Чевенгур», 1929), «Котлован» («Котлован», 1930) и «Ювенильные море» («Ювенильное море», 1934), составляют своеобразную трилогию-летопись трагической сталинской эпохи. В романе «Чевенгур» двое главных героев - Дон Кихот революции Степан Копенкин и ее Гамлет - Саша Дванов, которые ищут в мире и в людях коммунизм, но романтические надежды приводят их к трагической гибели. Роман является многоплановым повествованием, в которой лирика и сатира переплетены с философскими размышлениями и политическими аллюзиями. В основе сюжета - описание возникновения и гибели города-коммуны Чевенгур, куда приезжают после ряда приключений герои романа, сын рыбака, который утонул, Саша Дванов и Дон Кихот революции Степан Копенкин. В Чевенгурській коммуне «кончилась история» - очистив город от буржуев и «остального отребья», уничтожив хозяйство, люди питаются дарами земли и солнца. Солдаты, напавшие на город, окончательно уничтожают жителей города. Во второй части трилогии, повести «Котлован», писатель размышляет о общую трагедию бытия. В последней ее части («Ювенильные море») Платонов ищет пути выхода для общества. Трагические произведения Платонова существенно отличаются от антиутопий Есть. Замятина или Дж. Оруэлла, которые конструируют свои антимиры и предупреждают читателя как бы сбоку. Зато Платонов находится внутри как советских антиутопічних реалий, так и своего художественного мира. Как отмечает К. Шахова, произведения Платонова «содержат безусловное отрицание искривленного, убогого, упрощенного понимания коммунистического идеала, который, в конце концов, является социальной и политической утопией счастливого будущего общества, что имело наибольшее распространение и сильное влияние из всех созданных ранее».
Найдовершенішою книгой Платонова считается повесть «Котлован». Ее ведущей темой является процесс опустошения человеческой души в условиях страшных лихолетий сталинской коллективизации. В повести звучат проблемы как социально-исторические, связанные с современными писателю событиями (организация колхозов, ликвидация кулаков, роль партии в обществе), так и философско-психологические (смысл жизни, свобода и насилие, идея коммунизма и средства ее воплощения). Действие «Котлована» происходит в двух планах: конкретному (организационный двор, где создается колхоз «имени генеральной линии») и символическом (котлован для фундамента совместного доме социализма). «Конкретный план, - отмечает А. Николенко, - показывает картину всеобщего абсурда, который уничтожает миллионы людей, а символический план дает возможность писателю воссоздать не только настоящее, но и будущее. В котловане, как в яме смерти, гибнут люди, умирает девочка Настя - олицетворение грядущего. Котлован становится символом безысходности общества, своеобраВНОй Вавилонской башней, которая никогда не будет построена».
Главный герой повести - тридцатилетний поисковик правды, «народный философ» Вощев. В день 30-летия Вощева увольняют с механического завода за его «задумчивость среди общего темпа труда» (интересное совпадение с героем «Процесса» Ф. Кафки, которого арестовали в день его 30-летия): он размышлял о «плане общей жизни», хотел придумать что-то похожее на счастье». Вощев идет странствовать в поисках «содержания общего и отдельного существования». Однако ему, по сути, некуда идти - Вощев, который верит в то, что «далеко есть что-то особенное или роскошный предмет» и считает, что «без истины стыдно жить», нигде не находит ответов на свои вопросы.
Кульминацией произведения становится гибель Насти. Увидев мертвую девочку, Вощев не понимает, «зачем ему теперь нужен смысл жизни и истина всемирного происхождения, если нет маленького, верного человека, в котором истина стала бы радостью и движением». Однако именно смерть девочки открывает истину: человек - это и есть тот смысл бытия, которого он так долго искал.
Даже землекопы приостановили работу после смерти девушки, хотя впоследствии они начинают еще больше углублять котлован, поскольку надеются, что строительство «общего дома социализма» прекратит будущие несправедливости. Однако Платонов предупреждает, что таким образом социализм построить невозможно, ведь ради «счастливого будущего» уничтожается настоящее. Как замечает А. Николенко, Платонов «показал, что насилие неотделимо от страха и духовной деградации человека. Поэтому он призывает к духовному воскресению всех и каждого, до восстановления сознания и внутренней свободы».
До начала Второй мировой войны Платонов сотрудничал с несколькими московскими литературными журналами. В 1941 г. вместе с семьей он был эвакуирован в Уфу. С октября 1942 г. и до конца войны как специальный корреспондент газеты «Красная Звезда» П. находился на различных фронтах. Его военные корреспонденции публиковались во многих газетах и журналах, выходили отдельными сборниками: «Под небом Родины» («Под небесами Родины», 1942), «Рассказы о Родине» («Рассказы о Родине», 1943). «Броня» («Броня», 1943), «На запад солнца»(«В направлении заката солнца», 1945) и др. В 1944 г. на фронте Платонов получил тяжелое ранение, а в 1946 г. был демобилизован из армии. В год демобилизации в «Новом мире» появился его рассказ «Семья Ивановых»(«Семья Ивановых»), провозглашенное литературоведом В. Єрмиловим «клеветническим». Хоть и больной, писатель не покидал работы: он упорядочил и издал русские и башкирские народные сказки, написал рассказ «Афродита», пьесы «Пушкин в лицее», «Поел ковчег», «Голос отца», семь киносценариев, несколько рассказов о детях, ряд оригинальных сказок; в архиве писателя хранится оборванный на шестом разделе роман «Счастливая Москва» («Счастливая Москва»), статьи, посвященные творчеству А. Пушкина, А. Ахматовой, Е. Хемингуэя, К. Чапека, Г. Грина, К. Паустовского.
Умер Платонов от туберкулеза, заразившись ими от сына, освобожденного из лагеря. Похоронен на Ваганьковском кладбище в Москве, рядом с могилой сына.
Много творческих замыслов Платонова остались незавершенными, однако, как считал писатель: «Для большого надо немного. Коротка человеческая жизнь вполне достаточна для осуществления всех желаемых дел и для полного удовлетворения всех страстей. А кто не успевает, тот не успеет никогда, даже если станет бессмертным».
В. Назарец
|
|
|