|
ПЛАТОН
(427 г. - 347 г. до н.э.)
ПЛАТОН - творчество писателя
ПЛАТОН (427 г. до н. э., Эгина - 347 г. до н.э., Афины) - древнегреческий писатель-философ.
Биографические сведения, которые можно получить из античных источников, в значительной мере кажутся легендарными. По отцовской линии Платон - далекий потомок последнего аттического царя Кодра, по материнской - выдающегося афинского законодателя VI в. до н. есть. Соленая. Настоящее имя философа - Арістокл, а Платон - это прозвище, что означает «широкий». Думают, что так философа прозвали за широкий лоб и плечисту телосложение. В юности Платон занимался гимнастикой и борьбой, участвовал в конных скачках и даже одержал победу на Істмійських играх. Он также интересовался музыкой, живописью и поэзией, писал эпиграммы, дифирамбы, элегии, комедии и трагедии, подражая философа и комедиографа Епіхарма (VI-V вв. до н. э.). Поэтическое наследие Платона почти не сохранилась, за исключением 25 эпиграмм (правда, некоторые исследователи отрицают, что Платон был автором этих произведений). Однако можно с уверенностью сказать, что поэтические студии оказали значительное влияние на становление стиля прозы Платона.
Философские воззрения Платона сформировались под влиянием известных тогдашних философов и философских школ. Это Гераклит, Парменид, или натурфилософы, Демокрит, софисты, Кратіл. Впоследствии Аристотель писал в своей «Метафизике»: «в Юности испытав влияния Кратіла и Гераклітових взглядов, согласно которым все, что является предметом чувственного восприятия, постоянно течет, а знания о нем не существует, Платон и в дальнейшем придерживался этих убеждений». С Сократом Платон впервые встретился в 407 г. до н. э., и эта встреча имела революционное значение в его судьбе. Он отказался от всех своих прежних привязанностей и полностью посвятил себя философии. Наряду с Сократом Платон находился в течение восьми лет - с 407 до 399 г. до н.э., когда Сократа приговорили к смертной казни. Того же года Платон покинул Афины и отправился в странствие по городам Греции и Востока с намерением познакомиться с другими учителями мудрости.
В Мегарах он стал учеником Евклида, в Кирене учился у математика Феодора, в Италии - в піфагорейців Філолая и Эврита, в Египте осваивал магию местных жрецов. Завершающей была путешествие в Италию и на Сицилию (389-387 гг. до н. э.), как свидетельствует Плутарх в биографии Биона.
На Сицилии у Платона произошел конфликт с сиракузьким тираном Дионисием Старшим, который, следовательно, приказал продать философа в рабство, что якобы и было сделано. Однако кіренець Аннікерід сразу же выкупил Платона и отпустил его на волю (по другим свидетельствам, это сделал піфагореєць Архит).
Вернувшись в Афины, Платон купил в пригороде участок земли, на котором росла небольшая рощица, названный Академией в честь местного героя-покровителя Академа. Здесь Платон основал собственную философскую школу, сохранив за ней название местности, и посвятил ей всю оставшуюся жизнь. Платоновская Академия просуществовала до VI в. н. э., почти сразу обретя славу во всем античном мире. Самым способным ее питомцем еще при жизни Платона стал Аристотель.
Популярность Платона изменила и его отношения с Сицилией. После смерти Дионисия Старшего новым тираном стал его сын Дионисий Младший. Он обратился к философу с письмом, в котором пригласил основателя Академии к Сиракузів якобы для воплощения в его государстве высоких идеалов в философии платона. Платон принял приглашение, но его надеждам не суждено было осуществиться. Однако Дионисий Младший в третий раз позвал философа на Сицилию (в 361-360 гг. до н. э.), да и эта поездка не принесла Платону ничего, кроме разочарования. Мыслитель жил в период разрушения полисной системы, накануне эпохи эллинизма, которая положила конец независимости греческих полисов. Рубежом новой эпохи считаются Херонейська битва и конгресс в Коринфе, а эти события произошли через девять лет после смерти Платона. Политический кризис и попытки найти варианты выхода из нее сказались на некоторых работах Платона и его посещении Сицилии.
С именем Платона в наше время связывают такие произведения: речь «Апология Сократа»; 28 диалогов, признанных аутентичными; 11 диалогов, авторство которых окончательно установить не удалось; 8 неоригинальных произведений; 13 писем (авторство некоторых из них также остается предметом дискуссий). В общем, проблема подлинности и хронологии произведений Платона и до сих пор остается нерешенной.
О. Лосев, автор ряда исследований о Платона, предлагает такую периодизацию творчества философа:
Ранний период - 90-е pp. IV в. до н. э.: «Апология Сократа», «Крітон», «Євтифрон», «Лахет», «Хармід», «Протагор», 1-я книга «Государства». Воспроизводится сократовский метод анализа понятий, Платон пытается найти их родовую сущность. В основном философ рассматривает понятия, связанные с полісною этикой (здравый смысл, дружба, мужество, справедливость).
Переходный период - 80-е pp. IV в. до и. э.: «Горгий», «Менон», «Євтидем», «Кратіл», «Гиппий Меньший», «Ион», «Гиппий Больший», «Менексех» (существуют сомнения относительно того, что Платону принадлежат три последние диалоги). Развивается теория идей как определенной субстанции, нормы, существует сама по себе, к примеру, «сама по себе справедливость», ее можно рассматривать в чисто логическом аспекте, не учитывая конкретных во времени событий, которые лишь в большей или меньшей степени коррелируют с идеей справедливости. В этих произведениях Платона начинает критику досократівських философских концепций.
Зрелый период - 70-80-е pp. IV в. до н. есть. Диалоги этой поры можно разделить на две группы. К первой относятся «Федон», «Пир», «Федр» и остальные книги «Государства». У них развивается доктрина самостоятельно существующей субстанційної действительности идей, которые определяют собой всю материальную действительность. Краеугольным камнем воззрений Платона становится учение о космической гармонии, космический разум и душу. Важную роль играет также учение о душе человека. Развивается теория метемпсихозу. Формируется политическая программа Платона, его идеал утопического государства. В этих диалогах Платон достигает высочайшего литературного мастерства. Ко второй группе диалогов зрелого периода относятся «Теєтет», «Парменид», «Софист», «Политик», «Филеб», «Тімей» и «Критий». В этих произведениях подается детальный анализ других философских школ, углубляется учение о государстве, на этом фоне рассматриваются различные проблемы материального мира.
Поздний период - 50-е pp. IV в. до н. э. и вплоть до смерти философа: «Законы» и «Післязаконня» (об авторстве «Післязаконня» ученые еще спорят). Наблюдается переход от утопических теорий государства на несколько более реалистичные позиции.
В одном из диалогов Платон не развивает своих гипотез до полного и окончательного вида. Проблемы затронуты, вопросы поставлены, но ответы на них в различных диалогах постоянно корректируются, освещая проблему частично, а иногда и противоречиво.
Нестатечність формы - очень важная жанровая признак диалогов Платона. Одни античные комментаторы, по свидетельству Диогена Лаэртского, разделяли диалоги Платона на несколько видов и подвидов, а другие, связывая их со сценическим трагедией, - на тетралогии и трилогии. Знаменательно, что никто не считал диалоги Платона однообразными. Описания рождения мысли, драматического поиска истины, блуждание окольными путями - эти мотивы присущи каждому диалоговые, оживляют его внутреннюю динамику, заставляют автора отказаться от всякого доктринерства. Оставляя произведение открытым (opera aperta), монологически незавершенным, культивируя эти формальные черты в каждом диалоге, автор канонизирует открытость как главный принцип жанра философского диалога.
В самых совершенных с точки зрения литературного диалогах П. воссоздал прелюбопытнейшей сценки из афинского жизни, образы философов, в частности Сократа, которому, по мнению большинства комментаторов, приписывал собственные убеждения. Сократ в диалогах Платона - по сути, новый литературный персонаж, жизнь которого одновременно и трагическое, и героическое, хотя в текстах нет ни мифологизации, ни героизации образа. Сократ изображен таким, каким его видел ученик. Автор использует раВНОобразные выразительные средства и стилистические оттенки: наряду с иронией - возвышенный поэтический трагизм («Федон»), наряду с пародией - риторический пафос («Федр»). Сократ предстает перед глазами читателя в повседневном быту, в кругу друзей, учеников, странствующих софистов, во время банкета-симпозію, за городом, перед судом, в тюрьме. Драма его жизни воссоздана до мельчайших подробностей. Правдоподобие - ведущий способ отражения действительности в диалогах. Это осуществляется на всех уровнях: от темы и проблем, исторической конкретности персонажей к характеру реплик, деталей, позы, наряды, обстановки, пейзажа. Точно воспроизводится сократовский индуктивный метод беседы, а оттенки сохранены так, что иногда кажется, будто диалог происходит в живом вещании.
За композицией диалог, как правило, можно разделить на три части: вводную, основные философские размышления и завершения. Во вступительной части автор обычно описывает встречу участников беседы, а в завершение - несколько снижает пафос ироничными замечаниями. Элементами композиции могут служить вставные эпизоды: перевод ранее услышанного, рассказ о древних поступки, чтение записи чужой речи, легенда, миф. Для изображения драматизма борьбы суждений и безвыходных ситуаций П. пользуется приемом перипетии. Различная стилистическая окрашенность речей в диалогах свидетельствует о выдающейся риторическое мастерство Платона и значительную зависимость древнегреческой прозы от риторики.
Важное место в диалогах занимают миф и мифологическое повествование. Нередко формы мифа убирают философские рассуждения («Теєтет», «Горгий»), дидактические наставления (миф о посмертных странствиях Эра в «Государстве»). Миф используется как средство убеждения и воздействия на воображение благодаря поэтичности картины и ее абсолютно не освещенной глубины («Федон»). П. прибегает к реконструкции известного мифа, к мифотворчеству.
Противоречия между философским представлениям о Космос как Единый и Совершенный, основанный на абсолютной гармонии, и нестабильной, антигуманной структурой общественного строя стали темой постоянных размышлений Платона, служили основой для учения об идеальном государстве, о воспитании молодежи ради сохранения стабильности государства и даже самого ее существования («Государство», «Законы»).
Особая роль в модели идеального государства принадлежит поэзии. Источником поэтического творчества, по традиции, которая тянется от Гомера, Платон считает божественное вдохновение, состояние, напоминающее экстаз, особую одержимость музами («Ион», «Государство», «Законы»). Именно поэтому мастерство для поэта имеет вторичное значение. Познавательная функция поэзии также вторичная. На первом месте - эстетическое восхищение, наслаждение. Для объяснения сущности поэзии Платон вводит понятие подражания - «мімесис», позаимствовав этот термин из театрального лексикона. Творчество поэта является подражанием тому, что он видит и чувствует в момент божественного экстаза (знаменитый миф о пещере в «Государстве»). Восприятие божественного является индивидуальным процессом. Не всегда оказывается одинаковым и духовный взлет: музы могут ввести в заблуждение. Именно поэтому к поэзии в идеальном государстве следует относиться осмотрительно. Что разрешить, а что - нет, должен решать философ-критик, который знает законы красоты и целесообраВНОсти. Например, целесообразными принадлежит считать гимны в честь богов и победителей, потому что они воспитывают с помощью идеальных образов. Зато песни Гомера, в которых боги изображены с человеческими пороками, в воспитательном плане являются вредными («Государство»).
Таким образом, эстетика Платона своеобраВНО сочетающий противоречивые, с современной точки зрения, понятия: мистический экстаз и практический дидактизм, игру воображения и реальный опыт. Однако в мировоззрении Платона эти понятия были различными аспектами гармонического единства. К тому же, концепция государства у Платона подчеркнуто идеализированная, утопическая, иллюстрирует крайние формы. И сказанное в «Государстве» уже в «Законах» подвергается коррекции, потому что постоянное состояние философа - пребывание между знанием и незнанием.
Платонизм оказал решающее влияние на Аристотеля, Плотина, Порфирия и Прокла, на всю неоплатонічну школу философии, от которой зависели выдающиеся богословы (Ориген, Августин) и философы (Боэций) Средневековья. Философия П. и неоплатоников сформировала мировоззрение ренессансного гуманизма, оказала влияние на последующую немецкую философию, романтизм и модернизм в искусстве. Александрийский неоплатоник VI в. н. э., последний из комментаторов Платона. Олімпіодор рассказал легенду о том, что перед смертью Платон видел сон, в котором он будто превратился в лебедя и порхал с дерева на дерево, не даваясь в руки ни одному птахоловові. Сократик Симмій истолковал этот сон как свидетельство невловності философии Платона для тех, кто будет пытаться ее комментировать, потому что произведения Платона, как и произведения Гомера, делают множество интерпретаций. В этом, наверное, и заключается залог влияния Платона на всю философскую, политическую и эстетическую мнению Европы, учитывая историческую и концептуальную необходимость немало позаимствовала из его творческого наследия.
На украинском языке произведения Платона переводили И. Кобив, Д. Коваль, Т. Лучук, Ю. Мушак, В. Головач.
А. Завьялова
|
|
|