ВНО 2016 Школьные сочинения Каталог авторов Сокращенные произведения Конспекты уроков Учебники
5-11 класс
Биографии
Рефераты и статьи
Сокращенные произведения
Учебники on-line
Произведения 12 классов
Сочинения 11 классов
Конспекты уроков
Теория литературы
Хрестоматия
Критика

ПИНДАР

(между 522 - 518 гг. до н. э. - между 442 - 432 гг. до н. есть.)

ПИНДАР - творчество писателя

ПИНДАР (522 - 518 гг. до н. э., Беотия - между 442 - 432 гг. до н. есть.) - древнегреческий поэт.

Пиндар родился в аристократической семье близ города Фивы. Он учился у выдающихся поэтов, в частности у своей старшей соотечественницы Коринны, которая помогала ему своими советами. Беотійська поэтесса была восхищена талантом Пиндара, хотя это не препятствовало ей вступать с ним в соревнование и несколько раз побеждать. Познакомившись с первыми произведениями поэта, она заметила ему, что в его стихах почти отсутствуют мифологические сюжеты и образы. Согласившись с ней, Пиндар переполнил ими свои следующие произведения, чем вызвал новую критику поэтессы: «Мифы следует сеять рукой, а не мешком». Однако на этот раз Пиндар не прислушивался к советам своей доброжелательной наставницы, поэтому почти все его поздние поэтические произведения перегружены мифологическими событиями, героями и сопоставлениями, что значительно затрудняло их восприятие и требовало специальной подготовки.

Некоторое время Пиндар учился и в известных тогдашних музыкантов Лакомая и Аполлодора, затем долго путешествовал, посетил сицилийских тиранов, Македонию, много греческих городов и даже Египет. Умер он, по легенде, во время театрального представления в Афинах (по другой версии - в Аргосе).

Пиндар всегда оставался патриотом своей родины - Беотии, хотя его болезненно поразило то, что она поддержала в 480 г. до н. е. агрессию персидского царя Ксеркса против Афин. Пиндар высоко оценил подвиг афинского народа, который смог нанести решающий удар врагам и заставил их покинуть пределы Эллады. Однако, за некоторыми незначительными исключениями, он никогда не вмешивался в политические дела, поэтому они не отразились в его епінікіях.

Глубоко религиозный человек, Пиндар в своих произведениях главное место отводил героям и богам, которых изображал идеальными. Его взгляды в какой-то мере традиционные, хоть и имеют определенную философскую окраску. «Зевс - властелин всего» - главная формула поэта. Боги не только всемогущи, но и добры, справедливы и добры, всегда готовы прийти на помощь, ведь «бог здоганяє крылатого орла и обгоняет морского дельфина, он укрощает гордость надменного, а скромного одаривает неувядаемой славой». Поэт верит в посмертные страдания души и загробный мир. В одной из своих од он рассказывает о муках грешников в царстве Аида и счастливое, освобожденное от страданий, существование праведников, которые даже могут попасть на Острова блаженства. Человек в его стихах предстает как слабое и несовершенное существо, «примаратіні», полностью зависимая от богов. Поэтому у поэта возникает даже пессимистический вывод о необходимости полного повиновения богам, только от них «произошли все способности людей - и тогда они становятся поэтами, искусными борцами или ораторами». Правда, он не отнимает у человека права смолоду жить радостно, наслаждаться дарами юности, быть энергичной, трудолюбивой и веселой - и все же требует помнить о кратковременности жизни, предначертанную богами. Возможно, что подобные настроения возникли в связи с кризисом аристократии, которая, чувствуя непрочность своего положения в новых исторических условиях, искала утешения в религии.

Творческое наследие Пиндара была огромной. В античном «Жизнеописании Пиндара» об этом сказано так: «он Написал семнадцать книг; гимны, пеани, дифирамбов две книги, просодіїв две книги, парфеніїв две книги, и еще третью с так называемыми отдельными парфеніями, гіпорхем две книги, енкомій, френів и епінікіїв четыре книги». Из всех этих сочинений до нас дошли четыре книги епінікіїв (всего 45) и около 300 отрывков всех других видов лирики.

Книги епінікіїв посвященные победителям Олимпийских, Пифийских, Йєменських и Істмійських игр, соответственно они и названы. Характерная особенность этих песен заключается в том, что поэт никогда не изображал самих спортивных соревнований, к которым относился с полнейшим равнодушием. Главным для него является фигура самого победителя. А его Пиндар рассматривает как защитника, любимца богов. Потому что спортивная победа - это лишь одно из проявлений божественной милости, именно поэтому олімпіонік (или победитель) каких-то других соревнований становится таким неслыханно популярным. Действительно, на то время даже войско отправлялось в бой, пыталось иметь в своих рядах подобных победителей. И не потому, что они могли убить больше врагов, а благодаря благосклонности к ним богов, распространялась и на само войско. Поэтому Пиндар так много говорит о победителе, воспевая его происхождение, благородство рода, доблесть, жизненную энергию, славу, которую он снискал у себя на родине или во всей Элладе, богатства и т.д. Порой поэт восхваляет и коня, на котором тот одержал победу. Так, в первой Олимпийской оде воспеваются победы сиракузского тирана Гиерона и его коня Ференіка (Победителя). Сначала Пиндар прославил Олимпийские игры, а затем перешел к «любителя конных скачек», слава которого сияет в «стране Пелопа». И далее поэт вспоминает миф, за которым Пелоп когда победил местного царя и стал обладателем всей земли, названной его именем (Пелопоннес - «остров Пелопа»). Ода заканчивалась пожеланием Гієронові приобретать новые блестящие победы с помощью божества, которое «заботиться о задуманные свершения». Вторая и третья Олимпийские оды посвященные союзнику Гиерона, правитель Акраганта (Сицилия) Фэрону, четвертая-пятая оды - гражданину города Камарина Псавмію, седьмая - Діагору Родосском и т.д.

В своих одах (епінікіях) Пиндар использует много мифов, пытаясь с их помощью объяснить действия победителя, утешить его сопоставлениями, возвести на высшую степень славы или прибегнуть к каким-либо исторических параллелей. Часто он перерабатывает мифы, приспосабливая их к своих замыслов, или выражает в них свой идеал. Внутренняя структура епінікіїв чрезвычайно своеобразная и раВНОобразная, поэтому охватить их какой-то единой схеме невозможно. Состоят они из лирических триад, изобретенных Стэси-хором.

Характерной по строению является самая лиричная первая Пифийская песня в честь Гиерона Етнейського, лошади которого победили на соревнованиях 470 г. до н. есть.

И строфа

Лиро златая, втіхо фіалковолосих Муз

И промінного Феба, услышав твой голос,

Хор выступает, предвестник праздника.

Звукам твоим певцы послушные,

Когда перезвонами струн начнешь

Запевы те, которые хор сопроводят,

Гасишь вечный огонь зарниц гостролезих,

И дремлет на скипетре Зевса орел,

Сонно свесив крылья свои,

Властелин пернатых.



И антистрофа

Над его головой с клювом кривым орлиным

Ты густую пелену пролила темновиду,

Сладко веки ему склепила.

Мерно во сне он поднимает спину,

Пленный гомоном струн твоих,

Даже Арей воинственный, отложив

Острые копья, нежит дремотой душу.

Зачаровуєш даже бессмертным сердца

Дарованием сына Латоны и Муз

Широкошатних.



И епод

Только все то, чего сердцем своим

Усевладний Зевс невзлюбил, -

На суходолах, бескрайних морях, -

Отзывается шалом на пение Пієрід.

Между ними - то, что в глубинах

Тартара, враг бессмертных -

Сам стоголовий Тифон; рос когда-то

Он в пещере Киликии, известной всем, а теперь

Кумовские вершины приморские и Сицилии земли...

(Здесь и далее пер. А. Содомори)

В этом отрывке между строфой и антистрофою существует четкая ритмическая сходство, завершает триаду совсем иначе написан епод («припев»). Каждая ода могла состоять из нескольких таких триад (в приведенной их пять).

Эта первая триада первой Піфійської песни является замечательным образцом глубокого понимания Піндаром могучей силы поэтического слова, которому подчиняется все на свете - даже Ты орел и суровый Арес. Проблема поэтического искусства всегда волновала поэта, и он неоднократно возвращался к ней. Сознательный своего таланта, Пиндар уподоблял себя к «божественной птицы Зевса» (то есть орла), а своих поэтов-недругов называл «жадными воронами, которые способны только каркать». Поэт уверен, что «слово живет дольше дел» при условии, что оно порождено «харитами из глубин сердца». Только настоящая песня способна увековечить большое дело, потому что «без песни и большая сила будет находиться в темноте», своей славой Одиссей обязан не подвигам, а Гомеру, да и вообще события Троянской войны остались бы без этого поэта неизвестными:

...Поэтому не забудь

Вмешаться песней в похвалу его деяний,

Ее слова - награда отважным бойцам,

Потому что гремят они в раВНОголосье флейт и лир

На вечные веки.

Пиндар предстает как выдающийся новатор поэтического искусства. Очень торжественная и величественная речь его епінікіїв полна сложными оборотами, «затемненными» и пышными эпитетами, сложными образами, красочными словами и высказываниями. В его стихах отсутствует традиционная «правильная» ритмика, его мнение в похвальном гимне, «подобно пчелы», перелетает с одной темы к другой, его стиль лишен плавности, неожиданный и порывистый. В строки стихов Пиндара вдруг врываются оригинальные сравнения, идеи, отступы, не принимая уже во внимание мифологические» параллелей, что время разворачиваются в сложную образную систему. Порывистость стиля была, видимо, обусловлена и музыкой, которой мы не знаем, но она играла очень важную роль. Эти особенности лирических произведений сделали Пиндара знаменитым в более поздние века. Из девяти лириков, наиболее уважаемых александрийским учеными, его считали самым выдающимся. А римский поэт Гораций дал ему такую образную характеристику:

Словно стремительный поток, чьи воды в наводнение

Хлынут, буйные, с гор, размыв берега,

Рвется так из глубин непомерно сильна

Язык пиндара.

Пиндар был одним из тех поэтов Эллады, который больше всего повлиял на поэтическое искусство новых времен.

На украинском языке произведения Пиндара переводили И. Франко, В. Державин, А. Содомора.



В. Пащенко, Н. Пащенко