9 класс СОЧИНЕНИЯ ПО ЗАРУБЕЖНОЙ ЛИТЕРАТУРЕ ЛИТЕРАТУРА XIX ВЕКА
Образ Чайльд Гарольда как воплощение байронического героя
Самая знаменитая из поэм Байрона - «Паломничество Чайльд Гарольда». Создавалась поэма не сразу. Первые две ее песни были написаны во время путешествия Байрона в Португалию, Испанию, Албанию, Грецию (1809-1811). Третья песня - на берегу Женевского озера после окончательного отъезда из Англии (1816), четвертая завершена уже в Италии 1817 года.
Две первые песни поэмы были опубликованы 29 февраля 1812 года и сразу же завоевали сердца читателей. «В одно прекрасное утро я проснулся и узнал, что я знаменит», - вспоминал Байрон.
Все четыре песни объединены одним героем. Образ Чайльд Гарольда вошел в мировую литературу как образ совершенно нового героя, которого до тех пор не знала литература. В нем воплощены характерные черты образованной части молодого поколения эпохи романтизма. Сам Байрон заявлял, что он хотел показать своего героя таким, как он есть» теперь и в данной действительности, хотя «было бы приятнее и, наверное, легче изобразить более привлекательную личность».
Кто же такой «паломник» Чайльд Гарольд? Уже в начале поэмы автор представляет своего героя:
Жил в Альбионе юноша. Свой век
Он посвящал лишь развлеченьям праздным
В безумной жажде радостей и нег...
Это потомок древнего и некогда славного рода (Чайльд - древнее наименование юношу благородного состояния). Казалось бы, он должен быть доволен жизнью и счастлив. Но вдруг, в расцвете жизненного мая», он заболел «странной» болезнью:
Заговорило пресыщенье в нем,
Болезнь ума и сердца роковая,
И показалось мерзким все кругом:
Тюрьмою - родина, могилой - отчий дом...
Гарольд рвется в чужие, неизвестные ему края, он жаждет перемен, опасностей, бурь, приключений - чего угодно, чтобы уйти от того, что ему надоело:
Наследство, дом, родовые поместья
Прелестных дам, чей смех он так любил...
Он променял на ветры и туманы,
На рокот южных волн и варварские страны.
Новый мир, новые страны постепенно открывают ему глаза на другую жизнь, полную страданий и несчастий и слишком далекое от его бывшего светской жизни. В Испании Гарольд уже не тот светский денди, каким он описан в начале поэмы. Большая драма испанского народа, вынужденного выбирать между «покорностью или могилой», наполняет его тревогой, а^сердце злобой. В конце первой песни - это мрачная, отчаявшаяся в мире человек. Его тяготит весь уклад жизни аристократического общества, он не находит смысла ни в земной, ни в загробной жизни, он мечется и страдает. Такого героя ни английский, ни вообще европейская литература еще не знала.
Однако уже во втором разделе, оказавшись в горах Албании, Гарольд, хоть, как и раньше, «без желаний, без забот», но уже поддается благотворному влиянию величественной природы этой страны и ее народа - гордых, смелых и вольнолюбивых албанских горцев. У героя все чаще оказываются отзывчивость, душевная благородство, все меньше в нем неудовлетворенности и тоски. Душа мизантропа Гарольда будто начинает выздоравливать.
После Албании и Греции Гарольд возвращается на родину и снова погружается в «вихрь светской моды», в «толкучку зал, где суета кипит». Его снова начинает преследовать желание бежать от этого мира пустой суеты и аристократического чванства. Но сейчас «цель его... более достойная, чем тогда». Теперь он точно знает, что «среди пустынных гор его друзья». И он «снова берет посох пилигрима»...
С момента выхода в свет «Паломничества Чайльд Гарольда» читатели отождествляли героя поэмы с самим автором, хотя Байрон категорически возражал против этого, настаивая на том, что герой - вымышленный. Действительно, у автора и его героя очень много общего, даже в биографии. Однако духовный образ Байрона неизмеримо богаче и сложнее, чем созданного им персонажа. Однако желаемой «линии» между поэтом и его героем провести так и не удалось, и в четвертой песни поэмы Чайльд Гарольд уже вообще не упоминается. «В последней песне пилигрим появляется реже, чем в предыдущих, и поэтому он менее віддільний от автора, что говорит здесь от себя лично», - признался Байрон.
Чайльд Гарольд - это искренняя, глубокая, хотя и очень противоречивый человек, что разочаровалась в своем аристократической среде, бежит от него, страстно ищет новых идеалов. Этот образ вскоре стал воплощением «байронического» героя в литературе многих стран Европы в эпоху романтизма.
|
|