ВНО 2016 Школьные сочинения Каталог авторов Сокращенные произведения Конспекты уроков Учебники
5-11 класс
Биографии
Рефераты и статьи
Сокращенные произведения
Учебники on-line
Произведения 12 классов
Сочинения 11 классов
Конспекты уроков
Теория литературы
Хрестоматия
Критика

ФРАНЧЕСКО ПЕТРАРКА

(1304-1374)

ФРАНЧЕСКО ПЕТРАРКА

Эпоха Ренессанса в сознании наших современников обычно ассоциируется с именами Леонардо да Винчи, Рафаэля, Тициана, Мике-ланджело, Дюрера, Брейгеля, Рабле, Сервантеса, Шекспира, Боккаччо, Эразма Роттердамского, Монтеня. Но своим культурным возрождением Европа, возможно, в первую очередь, обязана великому итальянцу, Франческо Петрарці. Это был первый выдающийся гуманист, поэт, которому удалось увидеть целостность течения мыслей, которые предшествовали Возрождению, и объединить их в поэтическом синтезе, который стал программой следующих европейских поколений. Петрарка - основатель новой современной поэзии, человек, решившейся во мраке средневековья зажечь пламя не так божественного, как земного, человеческого чувства.

Родился Франческо Петрарка в городе Ареццо в семье нотариуса, который в 1302 году был вместе с Данте изгнан из Флоренции за принадлежность к партии белых гвельфов. В 1312 году семья переехала в город Авиньон на юге Франции, где в то время находилась резиденция папы. С пяти - шести лет Петрарка уже занимался грамматикой, риторикой и логикой.

По настоянию отца Франческо изучает право сначала в Монпелье, затем в Болонье, но испытывает к этому неприязнь, отдавая предпочтение юридическим наукам, занятиям по древней литературы, серьеВНО увлекается поэтами-классиками. Отец не одобрял увлечение сына и как-то даже бросил в огонь сочинения Цицерона, Вергилия и других классических авторов. В 1318 году умирает мать Франческо. В 1320 году отец отсылает Петрарку ' в Болонье, известного центра изучения римского права. Юноше понравились жизнерадостность и пышность Болонье. Многочисленные знакомые уже читали стихи поэта, но отец не видел в этом будущей славы сына. А Франческо продолжал тайно писать, поскольку чувствовал отвращение к юриспруденции. В юношеские годы происходит становление личности Петрарки: любовь к свободе, к природе, спокойствия, стремление к знаниям, активная жизненная позиция. Он всей душой ненавидит феодальные междоусобицы, братоубийственные войны, тиранию правителей. В это же время у юноши возникло влечение к моральной философии. Смерть отца (1326) сразу все изменила.

Став вскоре лирическим поэтом, Петрарка не потерял интереса к классической древности. Наоборот, этот интерес все рос, пока не превратился в настоящую страсть. Петрарка увлеченно изучал достижения античных авторов, открывавших перед ним новый и прекрасный мир, такой непохожий на мир средневекового религиоВНОго фанатизма, церковных догм и аскетического изуверства. Античная культура с тех пор для него уже не виделась служанкой богословия. Он первый с изумительной ясностью увидел, что в ней было действительно самым главным: живой интерес к человеку и окружающему миру; в его руках классическая древность стала боевым знаменем ренессансного гуманизма.

Горячая любовь Петрарки к древнего мира была постоянной. Он писал на языке классического Рима; с редким энтузиазмом разыскивал и изучал древние рукописи и радовался, если ему удавалось найти какой-то потерянный произведение Цицерона или Квінтугіана. У него была уникальная библиотека классических текстов. Его удивительная эрудиция вызывала заслуженное уважение и восторг современников. Деянием стародавньоримського полководца Сціпіона Африканского Старшего он посвятил свою поэму «Африка», написанную в подражание «Энеиде» Вергилия. Цицерона и Вергилия он считал величайшими писателями мира, а их произведения - непревзойденными образцами литературного мастерства. Петрарка так сроднился с древним миром, так вошел в него, что этот мир перестал быть для него древним, мертвым. Он все время ощущал его живое дыхание, слышал его голос.

Выдающиеся римские писатели стали его близкими друзьями и наставниками. Цицерона он уважительно называл отцом, а Вергилия - братом. Он писал им всем дружеские письма, словно они жили с ним вместе где-то неподалеку. Он даже признался, что воспоминания о древних и их деяния возбуждают в нем «прекрасное чувство радости» в то время, как именно только созерцание современников вызывает отвращение.

Однако на основании подобных признаний не надо представлять себе Петрарку таким педантом, что потерял всякую связь с действительностью. Ведь древние авторы учили его, как писать, как жить. В них он искал ответы на злободневные вопросы, волновавшие его. Так, восхищаясь величием Древнего Рима, он в то же время горько сетовал по поводу политического беспорядка в современной ему Италии. Национальным бедствием, как и Данте, считал он ее политическую раздробленность, что порождала бесконечные распри и междоусобные войны, но не знал, да и не мог в тогдашних исторических условиях указать пути, которые привели страну к государственного единства. Поэтому Петрарка то горячо приветствовал антифеодальное восстание в Риме 1347 года, во главе которого стоял народный трибун Кола ди Рієнци, который провозгласил в Риме республику и объявила политическое объединение Италии, то возлагал свои надежды на пап Бенедикта XII и Климента VI, то на неаполитанского короля Роберта Анжуйского, то на императора Карла IV, который выдал папе Кола ди Рієнци. Его политические идеалы не отличались четкостью и последовательностью. Было в них много наивного и утопического, но одно не вызывает сомнений - это искренняя любовь Петрарки к родине, желание увидеть ее окрепшей и обновленной, достойной былого римского величия. В знаменитой канцоне «Моя Италия» он с огромной страстью вылил свои патриотические чувства.

У Петрарки был пытливый дух, на который в средние века смотрели как на один из самых тяжких грехов. Он объездил ряд стран, побывал в Риме и Париже, Германии и Фландрии, всюду пристально изучал нрав людей, наслаждался созерцанием незнакомых мест и сравнивал увиденное с тем, что было ему хорошо известно. Круг его интересов очень велико: он филолог и Историк, этнограф, географ, философ и моралист. Все, что имеет отношение к человеку, его разуму, деяний, ее культуры привлекает пристальное внимание Петрарки. Книга «О знаменитых мужчин » содержит биографии знаменитых римлян от Ромула до Цезаря, а также Александра Македонского и Ганнибала. С множеством исторических анекдотов, высказываний и острот, заимствованных у Цицерона, Світонія, Плиния и других, знакомит книга «О достопамятные вещи». Трактат «О средствах против счастья и несчастья» касается самых раВНОобразных жизненных ситуаций, проводит читателя всеми степенями тогдашних социальных лестниц. Между прочим, в названном трактате Петрарка бросил вызов вековым феодальным представлениям, согласно которым настоящая благородство заключается в знатном происхождении, в «голубой крови».

Если в средние века путь от человека, да и все остальные пути вели непременно к Богу, то в Петрарки все пути ведут к человеку. При этом человек для Петрарки - это прежде всего он сам. И он анализирует, взвешивает, оценивает свои поступки и внутренние побуждения. Церковь требовала от человека смиреннї мудрости, прославляя тех, кто отрекался от себя во имя Бога. Петрарка осмелился заглянуть в себя и преисполнился гордостью за человека. В самом себе он нашел неисчерпаемые богатства человеческого ума и духа. С ним, сыном скромного нотариуса, разговаривали как с ровней знатные вельможи, венценосцы и князья церкви. Его слава была славой Италии. Но средневековья оказало упорное сопротивление натиску гуманизма. Оно надвигалось на Петрарку в образах скульптуры, живописи и архитектуры, настойчиво напоминало о себе с церковных и университетских кафедр, порой оно громко отзывалось в нем самом. Тогда выдающемуся гуманисту, восторженному поклоннику языческой древности начинало казаться, что он идет греховным и опасным путем. В нем оживал средневековый аскет, который отстраненно созерцал земные искушения.

Он откладывал в сторону произведения Вергилия и Цицерона, чтобы углубиться в Библию и писания отцов церкви. Эти внутренние противоречия Петрарки коренилися в глубоких противоречиях того переходного времени, у него они только резче были выражены. При этом он с тревогой наблюдал за своим «внутренним расстройством» и даже попытался изложить его в книге «О презрении к миру» (1343), этом увлекательном исповеди волнующей души.

Весомую роль в судьбе Петрарки мало знакомство с семьей Колонна. После смерти отца он остался без денег. Решение принять духовный сан сделало Петрарку капелланом домашней церкви авиньонского кардинала Джованни Колонна. У Петрарки появилась возможность заняться творчеством. «Авиньонский период» (1327-1337) был плодотворным для поэта. Именно в это время он начинает усиленно изучать античных классиков; готовит научное издание известных «Декады» Тита Ливия, а в Льеже в монастырской библиотеке он находит две речи Цицерона «В защиту поэта Архія». А в конце 1336 году по приглашению семьи Колонная он впервые оказался в Риме, который полюбил всем сердцем. Петрарка с радостью принял в 1341 году почетное звание римского гражданина, но считал своей Родиной всю Италию.

Следующий период в жизни Петрарки исследователи называют «Первой остановкой в Воклюзі» (1337-1341). Петрарка излишне знеохотився к жизни в Авиньоне и поэтому оказался в Воклюзі. Здесь он пишет много сонетов, успешно продвигается поэма «Африка» на латинском языке, которая рассказывает о героическом прошлом Италии и про известную личность Сципиона. Здесь он берется за трактат «О выдающихся мужчин»: в 1343 году было написано 23 биографии античных деятелей.

В Воклюзі у Петрарки родился нешлюбний сын Джованни, который умер еще в молодости. Впоследствии родилась дочь Франческа, благодаря которой сохранилось много черновиков и личных вещей поэта.

Результатом всех творческих усилий было коронование Петрарки на Капитолии 8 апреля 1341 года. Это был личный триумф поэта и попытка поставить поэзию на тот уровень, который она занимала в древнем Риме. Ему был вручен диплом, он получил звание магистра, профессора поэтических искусств и истории.

Очень интересен тот факт, что неаполитанский король Роберт не считал для себя унизительным попросить Петрарку стать его наставником в поэзии, но поэт отказался от такого почетного долга. На этом короновании Петрарка произнес «Слово», в котором изложил свое понимание поэзии и ее задач.

В 40-е годы началось формирование нового мировоззрения. В «Моей тайне», раскрывается вся сложность борьбы нового со старым в сознании поэта. Декабрь 1343-начало 1345 лет - «Остановка в Парме». Первые девять месяцев были периодом творческой активности: он продолжал работать над поэмой «Африка», над сонетами, закончил одну из книг трактата «О памятных дела». Но когда город окружили войска маркиза Феррари, Петрарка вынужден был бежать из Пармы и вернуться к Воклюза.

Начинается «Вторая остановка в Воклюзі», в эти годы Петрарка пишет трактат «О уединенную жизнь» (1346), «Буколическую песнь» (1346-1348), «О монашеское досуге» (1347).

Когда в 1350 году Петрарка приезжает в Рим, Боккаччо предлагает ему должность профессора поэзии и истории во Флорентийском университете, но гуманист отказался, видимо, чтобы не тратить времени, потому что впереди были новые творческие замыслы.

Лето 1351 - май 1353 лет - Третья остановка в Воклюзі», где Петрарка заканчивает свои произведения. Пишет 12 новых биографий античных мужчин, работает над «Триумфами», где поэтическим словом изложил свои соображения о славе, время, любовь и смерть.

В 1353 году Франческо Петрарка возвращается в Италию и остается там до конца жизни. Начинается «Миланский период» (1353 - 1361). Поэт взял на себя ответственную обязанность переговоров с императором. У него уже созрело осознание необходимости объединения всей Италии.

Где-то в мае 1354 года была начата работа над трактатом «О средствах против всякой судьбы», в котором изложены независимые идейные позиции гуманиста. Сюда было включено несколько диалогов против тирании, в которых миланские правители имели возможность узнать средства своего правления. Самая интересная часть этих произведений - защита поэзии, искусства, античности от нападений схоластов.

В 1361 году Петрарка едет из Милана из-за эпидемии чумы и оказывается в Венеции. Весь «венецианский период» (до 1368 года) поэт работает над сборником «Старческих писем». Тамошние философы признавали только Аристотеля и распространяли сплетни о необразованности Петрарки, на что поэт достойно ответил в своем трактате «О собственном и многих других необразованность» (1367), где горячо полемизирует с местными философами.

На протяжении последних лет (1369-1374) Петрарка находился в Аркві, куда его уговорил переехать правитель города Франческо Каррара, лично навідавши поэта, которому досаждали болезни.

В «Падуанский период» Петрарка спешит закончить свои произведения: трактат «О знаменитых мужчин», «Триумфы», «Старческие письма» и знаменитую «Книгу песен» или «Канцоньере». «Канцоньере» поделены на две части: «При жизни мадонны Л ауры» и «После смерти мадонны Лауры». Кроме 317 сонетов и 29 канцон, в ней содержатся образцы других лирических жанров.

Но настоящей славы Петрарка получил, как автор лирических стихов, посвященных золотоволосой Лаури, (6 апреля 1327 года в церкви св. Клары поэт встретил свою любовь - молодую, очень привлекательную женщину, которая вошла в мировую литературу под именем Лауры. Лаура умерла во время эпидемии чумы в 1348 году). О этот сборник сам автор писал, как о поэтические «мелочи», словно извинялся, что написана она не на классической латыни, а повседневной итальянском языке. Однако на самом деле Петрарка изрядно дорожил этим вдохновенным произведением, хранил и тщательно обрабатывал его.

Так возникла «Книга песен», состоящая из 317 сонетов, 29 канцон, а также секстин, баллад и мадригалов. Эта книга также является исповедью Петрарки, только на этот раз - лирической исповедью. В ней отразилась любовь поэта к красивой замужней женщины, которая происходила из знатной авіньйонської семьи. Она родилась около 1307 года, в 1325 году вышла замуж и умерла страшного 1348 года, когда во многих странах Европы свирепствовала чума. Встреча с Лаурой наполнила душу Петрарки большим чувством, что затронули самые нежные, самые мелодичные струны его души. Когда Петрарка узнал о безвременной кончине своей возлюбленной, он записал в экземпляре Вергилия: «Лаура, известная своими добродетелями и долгое время прославленная в моих стихах, впервые предстала перед моими глазами в лета моей ранней юности, в 1327 году, утром 6 апреля, в церкви св. Клары в Авиньоне; и в Том же городе, того же месяца и в тот же день и час 1348 года этот светоч угас, когда я был в Вероне, не ведая своей судьбы».

По сути, «Книга песен» - это прежде всего картина различных чистосердечных состояний Петрарки. В течение десятилетий он воспевал женщину, которая не сказала ему ни одного ласкового слова. В зеркале любви все время отбивался его сложный внутренний мир. В стихах Лаура воспринимается как действительно живая: у нее легкая походка, нежный голос, золотые волосы. Новаторство Петрарки заключается в том, что он не только создает образ возлюбленной, но и раскрывает внутренний мир своего героя, который любит и страдает. Так Петрарка становится творцом новой, психологической лирики, стала драгоценным вкладом в сокровищницу мировой поэзии.

Поэтический триумф Лауры стал одновременно и триумфом Петрарки. Не случайно в «Книге песен» имя Лаура (Laura) так тесно связано со словом лавр (lauro). Временем стирается даже граница, отделяющая Лауру от дерева славы, прекрасная женщина превращается в символ земной славы для поэта. Она венчает его чело веткой зеленого лавра, и через тысячу лет люди будут помнить о певца Лауры.

В России Петрарка был хорошо известен уже в XIX веке. Его восторженным поклонником был поэт К. Н. Батюшков.

Итальянского поэта высоко ценил Пушкин, который назвал Петрарку из величайших европейских лириков в своем сонете о сонеты. «С ней обретут уста мои язык Петрарки и любви»,- писал он в первой главе «Евгения Онегина», а стихотворный отрывок из Петрарки поставь эпиграфом к VI главы этого романа.

Столетия отделяют нас от Италии XIV века. Но через бездну лет благодарное человечество уважительно пронесет имя Петрарки как одного из основателей гуманизма, поэта, который воспел не так божественное, как радость человеческого бытия, земную любовь к прекрасной женщины, его прос те и поэтому такие высокие мысли и чувства.

ОСНОВНЫЕ ПРОИЗВЕДЕНИЯ: поэма «Африка», «Канцоньере» («Книга песен»)

ЛИТЕРАТУРА:

1. Хлодовский Р. Ы. Франческо Петрарка: Поэзия гуманизма.- М., 1974;

2. Парандовский Я. Олимпийский диск.- М. 1979.