ВНО 2016 Школьные сочинения Каталог авторов Сокращенные произведения Конспекты уроков Учебники
5-11 класс
Биографии
Рефераты и статьи
Сокращенные произведения
Учебники on-line
Произведения 12 классов
Сочинения 11 классов
Конспекты уроков
Теория литературы
Хрестоматия
Критика

ПЕТЕФИ, Шандор

(1823 - 1849)

ПЕТЕФИ, Шандор - творчество писателя

ПЕТЕФИ, Шандор (Petofi, Sandor - 01.01.1823, с. Кішкереш, Словакия - 31.07. 1849, с. Фехередьхаза) - венгерский поэт.

Отец будущего поэта, серб Иштван Петрович, был мясником, мать, словачка Мария Хруз, - служанкой. Ребенком Петефи учился в разных школах, в частности в Пеште (1833 - 1834), Асоді (1835-1838), Шельмеці (1838-1839), где начал писать стихи. Закончить гимназию Петефи помешали разорения отца, а также увлечение театром. В 1839 г. П. - статист Национального театра, однако нищета заставили его того же года записаться в солдаты. Полк Петефи направили в Ґрац, и вследствие тяжелого пешего перехода по сльотавих мартовских дорогах он два месяца пролежал с тифом в госпитале. После этого, даже не полностью выздоровев, он снова был вынужден стать в строй. На первом же постое, в Загребе, Петефи снова заболел: у него обнаружили «склонность к чахотки и расширение сердца». 23 февраля 1841 г. освободили от службы. С тех пор поэт вел полунищее жизни: был странствующим актером, занимался переписыванием сведений сейма и переводами.

8 сентября 1847 г. Петефи женился с дочерью управляющего ердьокського замка Юлией Сендреї. У них родился сын Золтан. После трагической гибели поэта Юлия того же года выйдет замуж во второй раз, а сын Петефи - талантливый актер, но болезненная и неуравновешенный человек, проживет лишь 22 года.

Первое стихотворение Петефи «Пьяница» («Aborozo») появился в журнале «Athenaeum» 1842 г. В 1844 г. Петефи отправился в Пешт с намерением издать свои стихи. Большую помощь юному поэту предоставил известный поэт-романтик М. Верешмарти, и того же года вышла в свет первая поэтическая книга Петефи «Стихи» («Versek»).

В своей первой книге Петефи обращается к жанрам народной песни, пейзажных зарисовок и любовных стихов, жанровых картинок. Он порывает с условностями классицистической поэзии, противопоставляя ш простоту и естественность народной песни. П. не просто заимствует отдельные фольклорные мотивы, ритмику и образный строй народной поэзии, но и становится выразителем народных дум и чаяний, народного взгляда на действительность. Некоторые из ранних стихов Петефи воспринимались народом как часть фольклорной культуры («Торг» - «Alku», 1845). Героями многих стихов Петефи становятся простые люди, крестьяне, батраки, пастухи, нередко изображаются на фоне широких степей. Мир природы у Петефи, как у многих поэтов-романтиков, - царство свободы, которой поэт не может найти в обществе. Из арсенала романтической поэзии Петефи заимствует образы воспаленного природной стихии: моря, бури, грозы, ветра («Бушующее море», «Замолчала грозовая арфа бури», «Ветер», «Тиса»), которые передают не субъективный душевное состояние поэта-романтика, а часто символизируют мощь народного духа, скрытые возможности народного характера.

Основные тенденции раннего творчества Петефи наиболее полно выражены в его эпических поэмах «Сельский молот» («A helyseg kalapacsa») и «Витязь Янош» («Janos vitez», обе - 1844). В герои-ко-комической поэме «Сельский молот» Прописывая незначительные события - драку в корчме, использует высокий, напыщенный стиль рыцарской поэзии, что создает комический эффект и позволяет поэту высмеять сторонников консервативной эстетики, литературной условности и манерности.

В то же время Петефи является превосходным лириком, певцом природы и любви. В его стихах лирического плана удивление органично сочетаются искренность чувств с их непосредственностью выражения:

Легко скользящий снежок. Бегут санки.

К церкви милую повезли,

Венчать милую повезли,

От сердца у меня отняли.

Когда бы я снегом мог быть, -

Под санями бы лег сугробом,

Чтобы кони бросили ее

В объятья страстные мои.

Чтобы на уста положил я ей

Последний поцелуй свой,

На сердце ей упал бы я,

Растаял бы - и смерть пришла моя.

(«Легко скользящий снежок», пер. Л. Первомайского)

Фольклорно-сказочная поэма «Витязь Янош» - рассказ о простого крестьянского парня и его невероятные приключения. Герой побеждает великанов и чародеев, находит живую воду и обретает счастье в «стране мечты», что символизирует будущее народа. Демократизм, убежденность в необходимости изменений, вера в будущее народа, простота и выразительность формы приближают поэму до настоящего народного эпоса.

В 1845-1846 гг. Петефи написал лирический цикл «Облака» («Felhok», 1845-1846), в котором главное место занимают мотивы мировой скорби вроде Дж. Н. Г. Байрона. Поэт остро чувствует дисгармонию мира и сомневается в возможности обрести гармонию, не знает путей ее достижения.

Новый этап в творчестве Петефи характеризуется приближением его к реализму. В одном из программных стихотворений этого периода «Поэтам XIX века» («А XIX szazad koltoi», 1847) он излагает свое представление об эстетическом и суспільницький идеалы. Стихотворение подчеркнуто полемический. По структуре это своеобразная спор поэта с его идейными противниками, с теми, кто сеет утешительные иллюзии среди народа. Отрицая лживые идеалы, Петефи утверждает свое представление о достойной жизни, которое для него неразрывно связано с принципами Равенства и Справедливости. Для Петефи прекрасные лишь то жизнь и человек, которые озарены светом мысли. Идеал поэта включает Разум как необходимое условие красоты и гармонии. Эстетический и суспільницький идеалы Петефи сохраняют существенные черты просветительского идеала, обогащая его на новом этапе исторического и литературного развития революционным пафосом, теснее сближаясь с жизнью.

1848 г. - вершина творческой эволюции Петефи, который стал одним из вождей венгерской революции и признанным поэтом. В поэзии Петефи усиливаются гражданские мотмви, поэт сознательно отдает свою лиру восставшему народу («К нации» - «A nemzethez», 1848; «На виселицу королей!» - «Akasszatok fol a kiralyokat!», 1848). Стихотворение «Национальная песня» («Nemzeti dal», 1848) стал гимном революции.

Последним значительным произведением Петефи является философская и символическая поэма «Апостол» («Az apostol», 1848), герой которой Сильвестр преодолевает нелегкий путь революционной борьбы.

Трагические события 1849 p., когда венгерская революция была близка к поражению, не вызывают у поэта разочарования или подавленности. П. верил в победу и мечтал о свободной Венгрию («Я утверждаю: мадьяры победят»). Петефи погиб в одном из последних боев вблизи Шегешвара в стычке с казаками царской России.

Петефи - основатель национальной формы реализма в венгерской литературе. Его реализм теснейшим образом связан с фольклорными традициями, а также с традициями просветительской литературы Венгрии (Ф. Казинци, Я. Бачані, М. Чоконаї). Среди любимых поэтов Петефи называл Же. П. Беранже и Г. Бернса, демократизм которых он унаследовал.

Среди первых переводчиков Петефи украинском языке следует назвать П. Грабовского, который перевел и перепел более 30 его стихотворений. Впоследствии поэзии Петефи переводили Ю. Шкробинець, Л. Первомайский и др. Творчество венгерского поэта исследовала К. Шахматная.



В. Триков