|
МИЛОРАД ПАВИЧ
(родился в 1929)
МИЛОРАД ПАВИЧ
Родился будущий писатель в Белград (Сербия), на берегу Дуная, 15 октября 1929 года. В автобиографическом очерке Павлин,описывая свое рождение, особо подчеркивал то, что он появился на свет под знаком Весов (дополнительный знак - Скорпион).
Его отец был скульптором, а мать - учительницей в гимназии (преподавала философию). Их объединила любовь к спорту, особенно влюбленные увлекались лыжами и упражнениями на гимнастических снарядах. Первые детские воспоминания маленького Милорада связанные с материними родственниками, которые жили на противоположной стороне Дуная, на берегу реки Тамиш, в городе Панчево. У них был там свой дом, а в окрестностях Панчева - хутор с лошадьми, коровами, конюшнями, колодцем и виноградниками. Отец с матерью, прихватив Милорада и его старшую сестренку, частенько катались на лодке по Тамишу и гостили у маминых родственников. Чаще всего бывали в деда Аца, который имел большой бахча, где вся семья лакомилась арбузами. Многое из этого заколдованного мира Панчева позже попало в прозу писателя. Всем этим Павлин очень напоминает украинского писателя и кинорежиссера А. Довженко то же самое ощущение родной земли и природы, тот самый дух и мировосприятие, что и у автора «Зачарованной Десны».
Учился Милорад Павич в школе имени Карагеоргія в Белграде. С первого класса в школу ходил самостоятельно. Отец лишь однажды отвел мальчика в школу, оформил документы и сказал, что теперь он будет самостоятельно каждый день в восемь часов приходить на уроки. «Я так и делал, ведь школа была рядом с домом, и все это не казалось мне странным,- вспоминал позже Павлин. - Вообще же, еще до того, как я начал учиться, я ходил в какой-то французский детский сад, что находился в том же дворе, что и школа, я помню смешную француженку, что мы называли ее "тетя Дроль" .
В 1949році М. Павлин поступил в Белградского университета, а в 1954 году окончил отделение литературы философского факультета. Это были значимые годы в жизни будущего писателя: он получает раВНОобразные знания, идет формирование мировоззрения и его личного мировосприятия. Именно здесь, в университете, Павлин начинает писать, отрабатывая свой оригинальный стиль. «Тогда я был способен писать в любой час дня или ночи,- вспоминал писатель. - Сегодня пишу только по вечерам или с утра».
Надо отметить, что в семье Павлинов Милорад был не первым и не единственным писателем: в родословной по отцовской линии писатели были еще в XVIII веке. В этой славной семье всегда кто-то занимался литературой. Так, например, Эмерик Павич еще в 176-8році опубликовал в Будиме книгу стихов, он писал десятистопним стихотворением народного эпоса. Сам Милорад Павич еще с детства хотел быть похожим на дядю по отцовской линии, Николая Павлина, который в то время, в середине XX века, был известным писателем. Милорад хотел продолжить литературные традиции своей семьи и был очень рад, что ему удалось сделать это. «Я всегда любил слушать, как мой дядя Николай, который был блестящим рассказчиком, мой дед Аца и моя тетя по матери Эмилия вспоминали случаи из истории нашей семьи,- напишет в своих автобиографических очерках уже всемирно известный писатель. - При этом я невольно учился мастерству устного рассказа. В Панчеві у меня было четыре бабушки. Одна из них - Козара - была красавицей и оставалась ею до глубокой старости. Она лучше других ее сестер умела поступить тесто и могла спеть песню про каждый знак Зодиака, я потом находил эти песни в старинных календарях XVIII и начала XIX века.»
Тесная связь с народными истоками, фольклорной литературой привели к появлению оригинальной поэзии и прозы Милорада Павича. Он - автор нескольких поэтических сборников и многочисленных романов. Хорошо владея русским и английским языками, Павич проявил себя и как выдающийся переводчик произведений Пушкина и Байрона. Профессор Павлин является действительным членом Сербской Академии наук и искусства (1991), регулярно читает лекции в Белграде, Сорбонне, Регенбурзи, Вене. Произведения Милорада Павича - наиболее популярные у современного читателя. «Вашингтон таймс» считает его «рассказчиком, равным Гомеру», южноамериканская критика характеризует Павлина, как «величайшего писателя современности» («Веха», Сан-Пауло), а в Испании он признан «одной из величайших личностей мировой литературы» («Темпо», Мадрид).
«Хазарский словарь»
Роман «Хазарский словарь» - это своеобразный сплав исторического исследования, художественного текста, энциклопедического справочника. Произведение имеет подзаголовок - «роман-лексикон в 100 000 слов», а также интересный эпиграф: «На этом месте лежит читатель, который никогда не откроет эту книгу. Здесь он спит вечным сном». Оригинальность романа заключается еще и в том, что он существует в двух ипостасях: женской и мужской версии. Роман представляет собой стилизацию древних научных трактатов и исследований - современную версию якобы некогда существовавшего «Хазарского словаря» 1691 года.
Произведение имеет все атрибуты научного исследования: содержание, предварительные сведения об издании (предисловие к современному изданию, историю написания «Хазарского словаря», состав словаря, статьи о том, как пользоваться словарем, фрагменты предисловия уничтоженному изданию 1691 года), основное содержание словаря передает историю хазар через три вида источников: христианские (Красная книга), исламские (Зеленая книга) и еврейские (Желтая книга). Кроме этого, добавляются так называемые Appendix И и Appendix II, а также заключительные примечания. Интересно, что в Красной, Зеленой и Желтой книгах говорится почти об одни и те же события, но с разных точек зрения. В каждой из книг фигурирует много персонажей, но некоторые из них представлены во всех трех книгах. Это принцесса Атех и Каган, а также статьи «Хазарская полемика» и «Хазары».
ОСНОВНЫЕ ПРОИЗВЕДЕНИЯ:
«Хазарский словарь», «Железный занавес», «Внутренняя сторона ветра», «Кровать на троих», «Любовь в Константинополе», «Русская борзая», «Стеклянная улитка».
ЛИТЕРАТУРА:
1. Андреев Л.Г. Чем же закончилась история второго тысячелетия? (Художественный синтез и постмодернизм) // Зарубежная литература второго тысячелетия. 1000-2000.- М., 2003.;
2. Постмодернизм и творчество В. Эко // Зарубежная литература XX века /Под ред. В.М.Толмачева.- М., 2003.- С. 567-590.;
3. Зверев А. Литература XX века // Энциклопедия для детей: В35т.- М.,2001.- Т. 15. Всемирн. лит.Ч. 2.ХІХиХХ.- С.2-78-284.
|
|
|